22 февраля 2022 | Надежда Бойкова

На открытии выставки гостей приветствовали представители Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого из Санкт-Петербурга. Фото Фёдора Баранова.

В Кузбассе сенсация: впервые в нашем регионе выставляются произведения художников-маринистов второй половины XIX века. Впервые ценители искусства увидят в Кемерове полотна из собрания Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге. И самое главное: впервые местные зрители смогут насладиться подлинниками всемирно известного мариниста Ивана Айвазовского. 

История русских побед

Второй этаж Музея изобразительных искусств Кузбасса целиком на время, до 9 мая, превратился в воплощённую в красках поэму, воспевающую морскую стихию и славные свершения российского военно-морского флота. Экспозицию помогали выстроить сотрудники петербургского музея, специально для этого прибывшие в Кемерово. В обращении с некоторыми моделями кораблей требовалась ювелирная точность: правильно вынуть из упаковки, установить так, чтобы не повредить хрупких деталей…

Посетители увидят различные подлинные предметы морской практики: судовой колокол, такелажную скобу, подзорную трубу, кренометр, мундир морского офицера, кусок стальной обшивки знаменитого крейсера «Аврора», пробитый вражеским орудием, а также потрясающие живописные и графические картины великих мастеров «старого» искусства. Всего представлено около 70 экспонатов.

– Выставка построена по тематическому принципу, – рассказывает и.о. директора музея Марина Чертогова. – Есть зал, связанный с историей основателя русского флота Петра Великого, затем мы переходим в зал, посвящённый городу Петра Санкт-Петербургу. Далее следует два зала, которые представляют парусный морской флот и корабли-броненосцы. Отдельный зал, завершающий экскурсию, занят произведениями Ивана Константиновича Айвазовского.

Музейщики постарались: для любителей искусства приготовлены два познавательных фильма о военно-морском музее и его фондах, стенды с объяснением морских терминов и исторических событий, нашедших место на выставляемых полотнах, а также фотозона с изображением императора Петра. Каждый посетитель выставки получит такой фотоподарок.

В марте начнутся лекции о творчестве Ивана Айвазовского и его младшего современника Алексея Боголюбова, работы которого тоже имеются на выставке «Айвазовскому вослед…». Так, самое большеформатное полотно экспозиции – это «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» в Чёрном море 11 июля 1877 г.» Боголюбова.

– Выставка должна быть интересна для образовательных учреждений: школ, колледжей, вузов, потому что нынешний 2022 год объявлен годом празднования юбилея Петра Великого, с рождения которого прошло 350 лет, – считает Марина Чертогова. – Наш реформатор и флотоводец, основатель военно-морского императорского флота – что может быть лучше для обучающих программ?

Особенность техники старых мастеров — тонкое лессировочное письмо. Фото Федора Баранова.

Известный всему миру

Кемеровский музей давно взял за правило один или два раза в год устраивать резонансную выставку из федеральных собраний. На сей раз привлечь аудиторию решили именем, не знать которого невозможно. Каждый так или иначе слышал об Айвазовском, его картины на торгах до сих пор оцениваются дороже работ других мастеров ушедших эпох.

Руководителю Марине Чертоговой удалось достичь взаимопонимания с директором Центрального военно-морского музея Русланом Нехаем, и маринистика в красках развернулась в Кузбассе в рамках нацпроекта «Культура», инициированного президентом РФ Владимиром Путиным.

– Ностальгия по произведениям старого искусства у нас существует, – уверена Марина Юрьевна. – Старые мастера владели академической грамотой, переносили на холст не только портретное сходство, но и психологические глубины в передаче характера, применяли тонкое лессировочное послойное письмо, которое создавало глубину пространства. Такое искусство практически не представлено в музеях нашего региона, относительно молодого, индустриального, отдалённого от центра страны, ехать же в столицу далеко и недёшево.

«Айвазовскому вослед…», кроме работ самого певца морской стихии, предлагает посетителю полотна Боголюбова, Круговихина, Столицы, Бенуа, Добровольского и других маринистов XIX века.

На выставке можно восхититься старой техникой живописи, поизучать мазки на полотнах, рассмотреть, как художники с помощью кисти и красок создавали огромные дали и свето-воздушную среду сюжета. С другой стороны, это собрание ещё и прекрасное историческое свидетельство: содержание картин даст представление о сражениях, победах и поражениях военно-морского флота России тех лет.

– Когда мы переходим из зала в зал, мы восстанавливаем страницы отечественной истории, – отмечает Марина Чертогова. – Здесь и реформы Петра, его виктории, например, «Эпизод Гангутского сражения», здесь события Крымской войны, Цусимское сражение, всем известная «Аврора», которую мы обычно знаем как символ Октябрьской революции, однако её история начиналась задолго до событий 1917 года.

Логическое построение экспозиции приведёт зрителя к полотнам Ивана Айвазовского. Их всего семь, но каждое – это шедевр отечественной маринистики.

Самое крупное полотно выставки отображает одну из славных побед российских моряков XIX века.

Кузбасс получает лучшее

Всемирно известный художник-маринист, коллекционер и меценат Иван Айвазовский за свою жизнь создал более 6 000 произведений. Великолепная живопись этого мастера на плоскости оживляет толщу морской воды, картины с морскими сюжетами настолько объёмны, что в них хочется шагнуть. Достигалось это использованием послойного письма и бескрайней любовью к морю.

Масштабность происходящего подчёркивалась парящими на переднем плане чайками и крошечными на фоне водных гребней фигурками людей.

– Говоря об Айвазовском, не нужно забывать об общем контексте: это была эпоха романтизма, когда личность и общество вступают в противоречие и когда возвышается индивидуальность, – комментирует искусствовед Марина Чертогова. – Как выявить силу личности? Бросить в объятия морской стихии, это как раз та среда, которая позволяет художнику раскрыть философию романтизма.

Из классических работ великого мастера в стенах музея можно увидеть «Кораблекрушение у Афонской горы», «Лунную ночь», «Крушение корабля «Ингерманланд» в Скагерраке в ночь на 31 августа 1842 г.». Однако есть на выставке картина, уникальная в контексте творчества художника, наполненная мистическим смыслом и упоминаемая практически в каждом труде, посвящённом творчеству мариниста. Это «Гибель корабля «Лефорт» (аллегорическое изображение)».

По словам руководителя Музея изобразительных искусств Кузбасса, эта работа не так часто экспонируется, тем удачливее оказался наш регион, для которого хранители крупнейшего военно-морского музея не пожалели включить холст в состав выставки.

– Айвазовский был одним из первых художников, который откликнулся на трагедию гибели «Лефорта», – говорит Марина Юрьевна. – Он показал души погибших.

Интересно рассматривать живопись Айвазовского в сравнении с творчеством его коллеги по цеху Алексея Боголюбова, получившего не такую широкую известность. Как сказано выше, именно его кисти принадлежит самое форматное полотно экспозиции, и его красотой можно любоваться долгое время.

Открытие выставки посетил губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.

– Благодаря этой выставке кузбассовцы смогут ознакомиться с лучшими произведениями русского искусства прошлых эпох, узнать больше об истории российского флота, увидеть уникальные экспонаты, – сказал он. – Важно, что молодёжь сможет посетить экспозицию по Пушкинской карте.

Сегодняшняя уникальная выставка – лишь начало сотрудничества Кузбасса с Центральным военно-морским музеем. Есть надежда, что оно продолжится и местные любители искусства увидят ещё множество произведений старых мастеров, работ которых в регионе просто нет.

«Гибель корабля «Лефорт» – уникальная картина Айвазовского, которую нечасто выставляют.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo