Красивое и мрачное творение. «Аллея кошмаров»: рецензия на фильм

21 января 2022 | Георгий Фадин

Фото: КиноПоиск

«Аллея кошмаров» вышла в прокат с относительно скромной рекламной кампанией. Мы узнали о фильме примерно за пару месяцев до премьеры, но всего одного имени хватило для того чтобы заинтересовать нас: Гильермо дель Торро. Признанный мастер ужасов и триллера снимает новый фильм. И не просто с кем-то, а с отличным актёрским составом. И хотя после просмотра трейлера и прочтения синопсиса было совершенно непонятно, о чём фильм, свою главную задачу они выполнили – интерес был усилен. Окупилось ли наше внимание к фильму «Аллея кошмаров»? Конечно, ещё и с лихвой! Что мы имеем в виду? Расскажет КиноКузбасс.

Фото: КиноПоиск

Сюжет

Фильм рассказывает дамам и господам трагическую и поучительную историю о Стэнтоне Карлайле, который любил деньги. Стэнтон в исполнении Брэдли Купера по неизвестным причинам бежит из дома и нанимается разнорабочим в бродячий цирк. Он довольно быстро находит среди труппы и друзей, и недоброжелателей. Вскоре он становится помощником предсказательницы Зины и её мужа, фокусника Пита. От них обоих он учится искусству дурить людям головы и выдавать желаемое за действительное. Как выяснилось, у ярмарочных шарлатанов есть неписанное правило: никакого духобесия. Если в ходе представления заявляешь человеку, что общался с его мёртвым родственником, то потом обязан извиниться перед человеком и объяснить, что всё было просто трюком. Почему? Потому что если этого не сделать, то фокусника ждут страшные последствия.

Параллельно с работой в цирке у Стэнтона завязывается роман с местной артисткой, неуязвимой к электричеству Молли, сыгранной Руни Мара. Желающий славы и денег Стэнтон уверен, что способен на большее. Поэтому уговаривает Молли уехать с ним из цирка. И вот, вооружённый арсеналом приёмов по обдуривания людей, Стэнтон становится профессиональным фокусником-менталистом, а Молли его ассистенткой. Дела в большом городе идут не очень хорошо, но герои ещё держатся на плаву. Всё меняется, когда во время одного из представлений Стэнтона пытается разоблачить одна из зрительниц – психолог по имени Лиллит, в исполнении Кейт Бланшет. Однако, мошенник ловко выходит из положения, а потом ещё и подливает керосина в мангал. Стэнтон говорит мужчине, который пришёл вместе с Лиллит, что слышал его мёртвого родственника, другими словами, совершает духобесие. Казалось бы, самое время извиниться и объяснить ситуацию, но выясняется, что обманутый зритель — известный в городе судья, а Лиллит – врач его жены и других представителей городской верхушки. Почуяв запах денег, Стэнтон решает продолжить гнуть линию общения с мёртвыми и объединиться с Лиллит. Она ему — подноготную пациентов, он с них – деньги за общение с мёртвыми. И, начинается довольно рискованная авантюра.

Фото: КиноПоиск

Вообще, «Аллея кошмаров» заметно выделяется из всего остального творчества дель Торро. В ней не только отсутствуют монстры, но и какой-либо мистический элемент вообще. Да, есть намёки, что судьба главного героя связана с тем, что ему нагадали и с тем, что он нарушил заветы артиста. Но всё-таки дурные события в фильме выглядят вполне закономерными последствиями недобросовестных поступков, а не зловещим роком судьбы. «Аллея кошмаров» больше относится к жанру триллер и нуар — за счёт общего психологизма и атмосферы.

Самое примечательное, что фильм является ремейком американского фильма 1947 года, который называется точно так же — «Аллея Кошмаров». Узнали мы данную деталь уже на момент написания рецензии. К чему мы об этом? К тому, что это именно тот случай, когда стоит снимать ремейк. У общеизвестных фильмов и историй про «Ромео и Джульету» или, например, «Кинг Конга» было уже столько вариаций, что вероятность увидеть в ремейке что-то новое близка к нулю. А сколько людей вообще слышали о фильме 1947 года? Вопрос риторический. Кроме того, фильм является экранизацией книги, что также вполне объясняет отличный сценарий. Но не стоит думать, будто Гильермо дель Торро не сделал ничего нового для истории. Режиссёр прекрасно воссоздал процесс деконструкции образа главного персонажа, когда образ героя в начале постепенно разрушается и выясняется вся его подноготная.

История фильма хороша не только за счёт содержания, но и за счёт структуры подачи. Сюжет кинополотна закольцован: к концу он приходит к тем же деталям, с которых начинался. Кроме того, в фильме есть несколько грамотно расставленных чеховских ружей которые своевременно выстреливают. В плане структуры повествования фильм очень напоминает другое творение режиссёра — «Багровый пик». Здесь также неторопливо представляют и раскрывают главных героев и основной сюжет. Однако при просмотре не возникает чувства затянутости. Кино с интересом смотрится на одном дыхании и при просмотре интерес не ослабевает ни на минуту.

Фото: КиноПоиск

Картинка и звук

В визуальном плане фильм смотрится прекрасно. Костюмы, декорации, спецэффекты – всё идеально воссоздает атмосферу 30-40х годов США. Сцены в цирке слегка напомнили нам сезон «Фрик Шоу» из сериала «Американская история ужасов», и самую малость, «Большая рыба» и «Воды слонам». Но тут дело в общем антураже, фильм выглядит именно как хорошее самостоятельное произведение, а не копирка. Превосходную работу художников и постановщиков отмечают и критики.

— Это мрачная, как видение дель Торро, дань уважения всем впечатлениям об ушедшей Американской эпохе. Веках, когда небольшие карнавалы вносили разнообразие в размеренную жизнь горожан, а посетители с радостью покидали дома ради запретных острых ощущений – Питер Дебруг, Variety.

Сцены в городе сохраняют стиль и атмосферу триллера, а также добавляют щепотку нуара и напоминают о фильмах, вроде «Бульвара Сансет» и «Мальтийского сокола». Судя по отзывам критиков, мы не одиноки в суждениях:

— «Аллея кошмаров» — самый красивый фильм режиссёра на сегодняшний день, тщательно стилизованный нуар с самым впечатляющим кастом 2021 года, — Бенджамин Ли, The Guardian.

Картинкой фильм очень похож на предыдущие творения дель Торро. И это неудивительно – оператор Дан Лаустсен уже не раз работал с режиссёром. В целом операторские и монтажные решения отлично смотрятся и прибавляют фильму ещё пару баллов.

Саундртек же у фильма вполне нормальный. Какой-либо запоминающейся композиции мы не вспомним при всём желании. Тем не менее, саундтрек отлично передает общую атмосферу и задаёт нужное напряжение и настроение в определённых сценах. Поэтому за звук также можно поставить плюс.

Фото: КиноПоиск

Персонажи и актёры

В плане актёрского состава фильм просто шикарен. Брэдли Купер уже давно убедил нас, что годится не только для ролей комедийных красавчиков, но и способен  на более требовательные драматические роли. Здесь он не сбавляет и даже повышает собственную планку. Нам искренне хотелось сопереживать его персонажу в моменты, когда он предстаёт положительным героем и ненавидеть в моменты, когда он поступает как крайне негативный человек.

В целом все прекрасно смотрятся на своих ролях. Кейт Бланшет отлично справляется с ролью роковой женщины, а Руни Мара с ролью добродушной и преданной возлюбленной. Труппа циркачей также бьёт колоритом. Начиная с таких именитых актёров и актрис как Уиллем Дефо, Тони Коллет, Рон Перлман и Дэвид Стрэтейрн, заканчивая исполнителями эпизодических ролей. Поэтому за каст можно уверенно поставить и обвести жирный плюс.

Фото: КиноПоиск

Итог

«Аллея кошмаров» получился отличным и интригующим нуарным триллером. Гильермо дель Торро преподнёс нам в начале года неожиданный и очень приятный подарок. Кино смотрится на одном дыхании. После просмотра мы были удивлены хронометражем фильма: заявленные два с половиной часа ощущаются как полтора. «Аллея кошмаров» однозначно придётся по вкусу и любителям триллеров, и всем поклонникам мрачного и атмосферного кино. Мы уверенно рекомендуем фильм к просмотру.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo