Красиво и плохо. «Одиннадцать молчаливых мужчин»: рецензия на фильм

17 февраля 2022 | Георгий Фадин

Фото: КиноПоиск

Чего мы ожидали от фильма «Одиннадцать молчаливых мужчин»? По трейлеру было вообще не понятно, что происходит. Кадры с футболом перебивались странными намёками на шпионский фильм с притянутой за уши любовной линией. Из-за чего после просмотра трейлера возникал вопрос, на что нас хотят позвать? А если учесть, что режиссёром числится создтель фильма «Крым» Алексей Пиманов, уже хотелось готовится к худшему. Мы ещё даже не дошли до кинотеатра, а уже возник негатив. Что мы сделали? Уточнили, о каком событии вообще может сниматься фильм. А ведь событие очень интересное, в особенности для истории спорта. Спустя несколько месяцев после окончания Великой Отечественной и Второй Мировой Войны сборная команда московского «Динамо» прибыла в Британию для товарищеских матчей с местными футбольными клубами. Событие стало резонансным как для мирового, так и для советского спорта. Почему? По идее фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин» должен был рассказать нам об этом. Получилось ли? Нет. Почему? Расскажет КиноКузбасс.

Фото: КиноПоиск

Сюжет

История фильма начинается с самолёта, который летит в Англию. Создатели решают познакомить нас с главным героем – Всеволодом Бобровым в исполнении Макара Запорожского. Всеволод является игроком ЦДКА и был включен в состав «Динамо» для усиления команды. С первых же кадров нам заявляют – он Личность, сильный и независимый мамкин бунтарь и индивидуалист. Само собой данный персонаж вызывает конфликт, ведь «Динамо» — команда, и настроены они на командную игру. Насколько данный ход достоверен – большой вопрос. Но поверьте, вы забудете про него спустя десять минут, у фильма полно других проблем. О чём мы?

Само историческое событие отодвинуто не на второй, а на третий план. На первом у нас мылодрамная главная любовная линия и несколько второстепенных. А на втором плане – подпольный тотализатор и подковёрные интриги британских бандитов. Да, вы не ослышались. Кокни из подворонти обладают рычагами влияния на мировой матч. Звучит прекрасно, но не так прекрасно как главная любовная линия. Британская журналистка встречается с игроком «Челси» и к ней приходит генитальная идея, как создать сенсацию. Она уйдет от футболиста из «Челси» и заведет роман с кем-то из советских футболистов. Зачем? Чтобы раздуть историю в прессе, а потом найти способ монетизировать популярность. Чувак Лебовски одобряет великолепие и надежность плана. К слову, журналистка наполовину русская, поэтому говорит с другими героями фильма без тени акцента. Прекрасный сценарный ход, не правда ли? (нет).

В итоге сюжет просто завален сюжетными нитями, которые сплетаются не в крепкий и хороший канат общего сюжета, а в неприглядный и хлипкий узел второсортного нарратива. При просмотре сразу вспоминается «Крым». Тут всё то же самое: вымученная любовная линия, подпольные интриги уровня второсортных сериалов и примерно десять процентов хронометража о событии, про которое заявлен фильм. Печальнее всего, что первые кадры ещё внушали надежду на неплохое кино. Сперва, нам одним эпизодом демонстрируют командный дух «Динамо». Потом весьма неплохо начинают раскрывать характер главного героя. Но затем горячечный бред с подпольным тотализатором и любовные перипетии начинают набирать обороты и смещают весь фокус внимания на себя. В итоге сюжет, который обладал просто невероятным потенциалом, был бездарно потерян. А ведь историческое событие было крайне занимательным.

Фото: КиноПоиск

Связь с историей

Большего всего нам обидно из-за того, что сюжет фильма мог бы быть хорошим. Просто осознайте уровень исторических событий. Две страны, пострадавшие от войны решили провести серию футбольных матчей. До Второй Мировой Войны отношения между Британией и СССР были очень натянутые, станы являлись идеологическими противниками. В 1946 году бывший премьер-министр Британии Уинстон Черчилль произнесёт Фуллтонскую речь, которая положит начало Холодной Войне. Но события фильма происходят в тот небольшой промежуток, когда отношения между странами победителями ещё внушали оптимизм. Британия и СССР были союзниками в войне против Третьего Рейха, пострадали от войны и большая часть населения обеих стран хотели чего угодно, но не новых конфликтов. Турне «Динамо» по Великобритании являлось не просто игрой, а важным политическим событием.

Хотя, оно было сопряжено с рядом сложностей. Например, место приземления самолета со сборной пришлось перенести в другой аэропорт. Об этом не была осведомлена дипломатическая делегация, но очень быстро узнали журналисты. В итоге, аэропорт был забит прессой, которая пыталась услышать от прибывших футболистов хоть что-то, что тянуло на сенсацию. Такой расклад вызвал большое замешательство среди советских спортсменов, большинство из которых ни разу не давало интервью, и уж тем более не было готово к вопросам иностранных журналистов. Кстати, именно из-за скованного поведения журналисты и окрестили их «Одиннадцать молчаливых мужчин в синих костюмах». Что из этого показано в фильме? Ничего. Охотно болтающих футболистов встречает одна единственная полурусская британская журналистка. Фильм не то что события, названия не оправдывает.

Кроме того, манера решения трудностей наглядно демонстрировала дружеский настрой. Когда прибывших футболистов не смогли разместить всех вместе в одном отеле, 300 британских семей позвонило в посольство СССР и предложило разместить игроков у себя. Любая неприглядная мелочь со стороны встречающих вызывала у британцев волну негодования. Подобные моменты воспринимались как порочащие страну – где это видано, так встречать гостей, особенно таких важных? Что из этого показано в фильме? Ни-че-го! Всё с точностью до наоборот. Британцы гонят советскую сборную тренироваться на стадион для собачьих забегов, не выдают вовремя футбольные мячи для тренировок и вообще настроены крайне пренебрежительно. И данный градус постоянно дожимается: британцы льстят, обманывают, пытаются подкупить и творят другие виды социально-порицаемой деятельности. Зачем это сделано? Затем, что так проще создать напряжение. А то насколько данная деталь очерняет человечный исторический эпизод, создателей не волнует.

Но создатели не только британцев очернили. Помните, мы говорили про подпольный тотализатор? Так вот, главгад заставляет игрока из «Челси» поддаться «Динамо». Передумывает британец только ближе к концу игры, а до этого поддается советам. Понимаете, как это очерняет успехи советской сборной? Команда победила за счёт нечестного эпизода. Какого ценность подготовки и усилий советских спортсменов, если победа в одном из матчей была получена за счёт подставной игры? У нас тут вроде патриотическое кино, а данный момент говорит об обратном.

Ещё одно заметное упущение – послевоенные настроения. Все игроки «Динамо» только несколько месяцев назад зажили в стране, которая не ведёт войну с жестоким и опасным противником. Некоторые игроки команды состояли в армии и были на фронте. И все время от времени говорят о недавних событиях, но ничего из этого не показано в фильме. Не хватило бюджета? Убрали бы сюжетную линию с тотализатором и на пару сцен они бы нашлись. Но у создателей свои приоритеты.

Фото: КиноПоиск

Картинка и звук

В визуальном плане фильм прекрасен. И речь не только об операторской работе. Стадион и работа с массовкой, интерьеры, костюмы – всё выполнено на высшем уровне. Все кто отвечал за визуальную оставляющую фильма – настоящие мастера. Оттого вдвойне обидно, что сценарий фильма настолько противоположен визуалу. Только из-за картинки нам не хотелось уходить из зала залив экран керосином и кинув в него спичку.

В плане саундтрека фильм вызывает некоторое отторжение. Создатели то и дело решают включить американского саксофониста Глена Миллера. И он хорош, но когда слышишь его композицию несколько раз – это надоедает. «Как молоды мы были» в финале на фоне реальной хроники могла бы тронуть, если бы до этого нам два часа показывали фильм о футболе, а не клубок из любовных историй и шпионско-криминальных бредней. Поэтому музыка в фильме ни килька ни говядина.

Фото: КиноПоиск

Актёры

В плане актёрского состава хвалить или ругать никого не хочется. Все просто на своих местах и честно отрабатывают гонорар. Можно было бы пожаловаться на несоответствие персонажей своим реальным прототипам, но какие-либо нарекания в сторону каста мы считаем лишними. К тому же, не вызвать откровенную ненависть в фильме с подобным сценарием – уже достижение.

Фото: КиноПоиск

Итог

«Одиннадцать молчаливых мужчин» получился кинополотном, которое не способно не то, что рассказать вменяемую историю, а хотя бы объяснить свое название. И самое печальное, что у создателей была возможность создать хорошее кино. Видно сколько денег и сил было потрачено на съемки, а список благодарностей в титрах уложился бы на двух альбомных листах. У создателей был огромный потенциал, отличная съемочная группа и никакущий сценарий. В итоге «Одиннадцать молчаливых мужчин» получился дорогой и красивой кинокартиной, которую можно смело пропустить.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo