Если вашего ребёнка совсем скоро ждёт первая встреча со школой и вы озадачены тем, как обустроить детскую по-новому, то советы нашего эксперта точно будут полезны. Знакомьтесь – кемеровчанка Анна Орлова, уже несколько лет как сертифицированный организатор пространства, автор проекта «Ладнодаскладно», а ещё она экоактивист, который бережно относится в том числе к уборке и расхламлению. Анна затронула основные моменты, которые помогут адаптироваться ребёнку к школе в комфортной и грамотно оформленной домашней обстановке.
Кемеровчанка Анна Горлова — сертифицированный организатор пространства.
Купи-продай-обменяй
С чего начать? Как и любое новое дело, с плана, в том числе и финансового. Сколько вы готовы выделить из семейного бюджета на перемены? Проанализируйте, что важно приобрести новое, а что можно спросить на время у знакомых или купить на интернет-площадках. Посмотрите внимательно на комнату ребёнка – что точно пора заменить, а что возможно видоизменить и использовать дальше. Составьте список всего, что есть, что ещё необходимо. Прежде чем начать перемены, лучше провести вместе с ребёнком ревизию вещей и игрушек на предмет актуальности:
- Какие игрушки ваше чадо уже готово отпустить – продать, обменять, подарить, а какие ему дороги и ценны?
- Составьте вместе объявления на интернет-площадке, сделайте хорошего качества фото и подробные описания, разместите их и поделитесь ссылками на ваши товары (вещи, игрушки, предметы мебели и интерьера) в ваших соцсетях, чатах, группах.
Важно собрать всё то, что вы хотите продать, в отдельную коробку или ящик/полку в шкафу. Когда вы освободите пространство для нового, то можно приступать к переменам.
Если предстоит переезд и ремонт, важно обустроить ребёнку временное комфортное пространство в другой комнате. Отберите те вещи, предметы, которые точно важны на период ремонта. Остальные можно разложить по категориям. Продумайте, в чём вам будет удобно хранить эти вещи. Промаркируйете, уберите на временное хранение в другое место в доме (балкон, коридор, дача).
Часто родители оттягивают до августа подготовку комнаты. Не стоит. Педагоги и психологи говорят о том, что чем раньше комната первоклассника будет готова, тем быстрее ребёнок адаптируется в школе. Ведь впереди вашего семилетку ждёт всё новое. Поэтому и важно создать пространство так, чтобы родные стены помогали и давали сил, вдохновения и возможность расслабиться и отдохнуть.
На пути к самостоятельности…
…и ответственности будущего школьника в его новой деятельности важную роль занимает организация пространства его комнаты и удобное для ребёнка хранение вещей. На что стоит обратить внимание?
Первое – игровая зона и хранение игрушек. В доступе ребёнка важно оставить то количество игрушек, которое ему будет легко убрать самостоятельно, у него для этого будет достаточно сил и времени. С изменениями ведущей деятельности на учебную важно, чтобы игрушки не отвлекали школьника. Продумайте новую систему хранения игрушек, иногда уместно заменить открытые полки, прозрачные контейнеры на закрытые ящики и непрозрачные контейнеры. Но все правила вводим спокойно, постепенно. И помним, что мы – пример. Если и в вашей комнате очень много всего и вся, то требовать с ребёнка минимализма странно. Полностью убирать все игрушки точно не стоит. Многие дети играют и до 5-7 класса, время игры рождает новые идеи и помогает проживать ценные эмоции. Пусть сыночки и дочки выбирают те игрушки, которые станут помощниками и «мотивашками» быстрее завершить школьные дела. Их стоит разместить в зоне видимости.
Второе – учебная зона. Важно подобрать эргономичный стул и стол (соответствующий росту ребёнка), продумать освещение и место для хранения так, чтобы было удобно легко брать и убирать всё необходимое на свои места. Адекватно оцените, сколько у вас места для рабочего стола, чтобы тот не стал единственным местом вместе с кроватью, где скапливается всё и вся. Часто в погоне за столом побольше (чтобы туда всё вошло) забирается полезное пространство комнаты для комфортного отдыха, игры и удобного хранения. Иногда лучше даже выбрать небольшой стол и стеллаж, чем взять большой стол со множеством полок. Размещение рабочего места вдоль окна тоже таит в себе не только плюсы, но и минусы. Есть дети, которых будет отвлекать движение на улице, может быть некомфортен жар от батареи и расположение полок вдали от зоны доступа ребёнка.
Для школьника важно предусмотреть хранение канцелярии в доступе на столе или в выдвижном ящике, найти удобное место и способ хранения тетрадей, учебников, справочников, книг. Разместите большое мусорное ведро под столом, а маленькое – на стол. Это удобно.
Третье – хранение одежды. Проверьте, чтобы будущий первоклассник мог самостоятельно и легко дотянуться до штанги, взять с вешалки свою одежду и также комфортно её убрать. Если всё это сделать не так-то и просто, можно установить дополнительную штангу в шкафу, предусмотреть открытую вешалку, сделать крючки в шкафу (или на боковой поверхности шкафа, за дверью). Плюс хорошо бы разместить необходимое количество одежды на полках, в ящиках. Запасы и несезонные вещи убрать повыше или в другое место. И ещё. Разместите в детской корзину для грязного белья (или выделите полку, ящик в шкафу для этой цели). Дети находятся в режиме энергосбережения и бережного отношения к себе, поэтому они не понесут вещи в ванную (особенно если для этого нужно сделать несколько шагов). Поэтому легче обучить заботе о грязных вещах в лёгком доступе, и многие моменты для конфликта из-за беспорядка исчезнут.
Четвёртое – место отдыха, творчества и хобби. Здесь – поле для фантазии вашего чада и ваших возможностей. Можно обустроить зону успехов ребёнка, хранения памятных и значимых вещей, материалы для творчества, или той деятельности, которую любит будущий школьник. И, конечно, просто уголок «ничегонеделания», где можно разместить книги, настольные игры, наборы для творчества. Для всего этого может быть корзина, контейнер, полка в стеллаже или на стене. И ещё. Есть правило, которое помогает поддерживать порядок в детской – это периодически менять то, что в доступе, с тем, что в запасе.
опрос
Комната моей мечты (ответы бывалых учеников)
Никита Плотников, 17 лет: «Это чёрный паркет, чёрные обои, шумоизоляция, натяжной потолок с подсветкой, игровой компьютерный стол и кровать с подсветкой».
Настя Нерушевская, 13 лет: «Картины, укулеле, Хагги Вагги. Лишней в комнате считаю тумбочку, о которую постоянно запинаюсь».
Ангелина Ефремова, 17 лет: «Большой длинный стол, компьютер высокого уровня с крупным монитором и объёмом памяти. Хорошего качества микрофон и камера для дистанционного обучения. И самое главное – мягкий катающийся стул или кресло. Я мечтаю о просторной комнате в стиле барокко».
Ксения Гутова, старшеклассница: «Вполне достаточно для комфортной учёбы иметь хорошее оборудование: ноутбук, планшет, удобный стол. Шумоизоляция нужна (для игры на гитаре). У меня есть светодиодная лента. Очень круто смотрится».
Ольга Овчинникова, студентка: «В любой комнате необходим минимализм. Важно, чтобы ничего не отвлекало, это касается и письменного стола. Также необходим угол для вкусняшек и чашек с кофе или чаем».
Злата Волк, 17 лет: «Хотелось бы иметь дверь с замком и удобный стул».
Полина Мелкова, выпускница 11-го класса: «Комфортная комната – просторная. Когда я размышляю, часто хожу туда-сюда, люблю потанцевать под свою любимую музыку в перерывах. Я бы не отказалась от комнаты в светло-зелёных тонах, так как зелёный цвет успокаивает».
Илья Гончаров, 19 лет, студент: «У меня в комнате есть турник, он отлично помогает расслабиться и переключиться в момент сильного умственного напряжения. Важно, чтобы дверь в комнату могла закрываться».
Диана Мясоедова, студентка колледжа: «Обзаведитесь максимально удобной мебелью, чаще обращайте внимание на положение вашего тела. Здоровья спина – 100-процентная готовность к учёбе, нет ничего лучше помещения с большими окнами».
Полосу подготовили: Анна Тимощук, Елизавета Быстрова,
ученица школы практической журналистики «Медиапоколение» (КЦДО),
Арина Косинцева, студентка КемГУ.