21 февраля 2022 | Анна Тимощук

Фото Юлии Лушниковой.

«В детском саду предложили место в разновозрастной группе. Дочери исполнилось три года, и я сомневаюсь… Не будут ли обижать её старшие дети, сможет ли она участвовать в образовательных процессах наравне со всеми? Как вообще всё там устроено?

С уважением, Тамара Петровна О., Кемерово».

На вопрос нашей читательницы отвечает Юлия Лушникова, воспитатель кемеровского детсада № 14:

– Развею мифы о разновозрастной группе и на примере нашей группы «АБВГДЕйка» расскажу, как у нас происходят процессы воспитания и развития.

Миф № 1. «Малышам и старшим неинтересно играть вместе».

Кто не любит играть в «Пиццерию»? И младшие, и старшие ребята проявляют мастерство пиццмейкера и создают авторские пиццы! Создав игровые ситуации, актуальные в современной жизни, я даю возможность ребятам стать активными участниками игры, при этом каждый может выбрать свою роль.

Миф № 2. «В разновозрастной группе младшим скучно и сложно на занятиях».

Заниматься?! Это не про нас! Ведь мы не занимаемся, мы играем. А играть любят все дети! Создавая 3D-макет города мечты, дети фантазируют, спорят, мастерят и размещают дома, «чтобы всё влезло, было всем удобно». В сити-ферме ребята выращивают тую, так они узнают, что необходимо растениям для роста!

Решив стать сельскохозяйственными экологами, дети открыли свою лабораторию по созданию удобрений. В нашей лаборатории всё было по-настоящему: спецодежда, перчатки, мерные ложки, строгое соблюдение рецептуры.

Миф № 3. «Старшие сбивают с ног малышей, ведь они не умеют играть аккуратно».

Пожалуй, в любой группе есть дети, которые в ходе увлечённой игры могут кого-то толкнуть, задеть… И наша группа не исключение. Ребята придумали и нарисовали «Знаки поведения в группе»: красные – запрещающие, синие – разрешающие. Нарушителям правил друзья напомнят о них, а советы от друзей всегда действенны.

Миф № 4. «Младшие вынуждены всегда быть во всём последними, у них нет возможности показать и проявить себя».

Совместная деятельность детей всегда даёт возможность проявить себя каждому. Недавно ребята получили подарок – новую игрушку. И началась распаковка. В стороне никто не остался. Одни пытались взять на себя роль организатора процесса сборки, другие следовали его советам, третьи старались собрать быстрее, забирая детали, а кто-то догадывался посмотреть собранную игрушку на коробке. Собирали долго, но зато в финале счастью не было границ! Дети рады тому, что сами справились, а я как педагог смогла оценить их командную работу, коммуникативные навыки, навыки конструирования, развитие воображения, самостоятельность и инициативу.

Миф № 5. «Старшим обидно (стыдно) ходить в одну группу с малявками».

Первые страхи, обиды проходят, когда старшие становятся помощниками и друзьями. В нашей группе есть игра «Я – воспитатель!», в ходе которой каждый ребёнок, независимо от возраста может чему-то научить других. Так, одна девочка решила, что рисовать в альбоме – это скучно, «не нарисуешь всего-всего». Она предложила рисовать на огромном листе обоев, ребята поддержали идею нового воспитателя, и перед ними открылись бесконечные просторы для творчества. А недавно один детсадовец, ставший воспитателем, решил, что занятие по формированию математических представлений будет на улице. Я поддержала его идею. И не зря. Прогулка была очень насыщенной и увлекательной: мы посчитали количество этажей в домах, сравнили их по высоте, искали геометрические фигуры в природе и измеряли высоту горы, скатываясь с ней кубарем. А самое главное, дети пользовались знаниями в обычной жизни, а ведь это важнее всего – уметь их применять.

Разновозрастная группа даёт возможность комфортно чувствовать себя с детьми любого возраста, вместе узнавать новое, проявлять себя, отстаивать свою точку зрения, и самое главное – играть.

И еще три важных момента.

Первый момент. В разновозрастной группе успешнее формируются психологические способности и поведенческие привычки. Так, например, старший стеснительный ребёнок, который общается с малышами, может развить в себе лидерские качества, поднять собственный авторитет в своих глазах и глазах окружающих. Он может руководить малышами, помогать, направлять их. Или ребёнок чересчур эмоциональный, задиристый. Он учится сдерживать себя, осознавая, что может нанести вред малышам, напугать их своим поведением.

Второй момент. Сегодня во многих семьях по одному ребёнку. Поэтому в детских разновозрастных группах реализуется функция «большой традиционной семьи», где есть младшие или старшие братики и сестрички.

Третий момент. Это развитие эмоционального интеллекта. В разновозрастных группах дети видят огромный спектр эмоциональных реакций: кто-то расстраивается из-за отсутствия мамы, кто-то радуется первым победам. Дети учатся сопереживать, развивают эмпатию. И кстати, у сверстников может быть больше конфликтов, чем у детей разного возраста. Если трёхлетки «упрутся» и не поделят игрушку, то шестилетка уступит младшему или предложит другой способ, который устроит всех.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo