Новое переосмысление «Красной шапочки»! С бюджетом в 220 миллионов рублей! С известными и добротными актёрами! И камео БИ-2 в фильме! Звучит как проект мечты… Но, в том-то и дело, что только звучит. Ещё трейлер вызывал у нас некоторые опасения. В первую очередь мы боялись не очень приятного глазу графена и непонятного сюжета. И, наши опасения не оправдались. Всё гораздо хуже! Что именно? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
История фильма происходит в фэнтезийной вселенной, где люди живут под защитой героя Волкобоя. Герой защищает народ от волков: людей которые превращаются в плохой графен, похожий на волков. Но однажды Волкобоя убивают, а его беременную жену и её маму отпускают потому что…волчьи законы запрещают нападать на беззащитных женщин и детей… Да, по ходу у нас здесь не банда оборотней, а подписчики пабликов ВК. По итогу, любители цитат захватывают власть, а мама с бабушкой растят Красную Шапочку, дочь героя. Дочка вырастает и её не устраивает жизнь с санитарами леса, поэтому она берет секиру отца и пытается дать отпор.
Обычно мы поочередно перечисляем плюсы и минусы кинополотна. Но тут, проще сразу обозначить все плюсы. Плюсы фильма – камео БИ-2 в одной из сцен…Плюсы закончились.
Теперь перейдем к минусам. С них фильм начинается и с каждой минутой их становится всё больше. Обозревать сюжет довольно затруднительно потому что его считай и нет. Фильм заявляет сказочный мир. Но по каким законам он живет, что из себя представляет – непонятно. Кто-то скажет: «Но это же детский фильм, зачем так углубляться». Знаете, «Гарри Поттер», «Хроники Нарнии», «Варвара-Краса», «Финист» и множество других иностранных и советских фэнтези и сказок делались в первую очередь для детей. Но их режиссеры и сценаристы почему-то тратили свое время и объясняли законы мира в котором происходит действие. Как работают волшебные предметы, чего хотят злодеи и так далее. Не говоря уже о том, что сюжет ими предоставлялся понятный и последовательный.
Создатели «Красной шапочки» будто выдумывали всё на ходу, даже не пытаясь как-то цельно связать все наработки. Есть злые волки и они хотят захватить город. Почему, зачем, чтобы что? Неважно, они злобное зло и всё.
Такая же ситуация с материальной составляющей. Совсем непонятно в какой квази-вселенной происходит действие. Шапочка ходит в одежде обычного современного подростка, остальные люди то в платьях 19го века (что ближе стим-панк тематике), то в костюмах эпохи возрождения, то одеты как средневековые дикари, то как беженцы с современного рейва.
А ведь костюм и стиль – важная часть визуального повествования. В хорошем кинополотне по одному только внешнем виду персонажа можно составить впечатление о том, кто он, где происходит действие и чего можно ожидать от кинокартины. Во «Властелине Колец» мы сразу понимаем, что действие в квази-средневековье. В советских сказках – древняя Русь. В «Звездной пыли» — квази 18-19 век. Даже сериал «Этерна» при всех его недостатках давал сильную эстетическую характеристику 16-17 века. А что в «Красной шапочке»? Такая же невнятная несуразица как и сценарий. И дело не ограничивается костюмами. Здания, интерьеры — все смотрится также оторвано друг от друга.
Продолжая тему эстетики, местные волки полный отстой. Они выглядят не как опасные и сильные оборотни, а как кучка фриков, пытающихся вернуть 2007-й путем мужского макияжа, бомжацких шмоток и замашек любителей запрещенных веществ. Любители быть первым то скалятся и рычат друг на друга, то демонстрируют невротичные ужимки, и вообще выглядят так, будто хотят спалить зрителя испанским стыдом. Поведение волков выглядит отталкивающе и глупо. Создатели явно хотели показать их мерзкими и опасными существами, но получилось только мерзкими. Вид подобного фрика испугал бы только двух людей – разочарованных в нём родителей.
Страшные люди являются таковыми не за счёт глупых ужимок. Страшные люди производят такое впечатление за счёт страшных поступков. Бейн их третьего фильма о Бэтмене был абсолютно спокоен и большую часть малоподвижен. Но внушал страх, когда проявлял силу и власть над подчиненными. Местные же беженцы из «Сумерек» постоянно скалятся, чавкают и ведут разговоры об охоте. Но не в состоянии напугать даже 14-летнюю девочку.
И тут нам хочется задать вопрос, а можно ли было сделать лучше? И нам уже представлялся вариант. Что если показать волков не кучкой фриков со звериными повадками, а брутальными и уверенными плохими парнями. Попытаться сделать их не метросексуальными питерскими беженцами, а суровыми и опасными отрицательными персонажами? Но ответ на этот вопрос останется такой же тайной как и судьба мамы Оленёнка Бэмби и героя Райана Гослинга из фильма «Драйв».
В определенный момент повествование фильма переносится в современный Питер. И с этого начинается самая худшая часть фильма. Шапочка находит там какого-то непонятного дядю по имени Алекс. И тот по какой-то непонятной причине начинает помогать ей. При этом кто он такой и что им движет – непонятно совсем, а попытка объяснить лишь всё усугубляет.
Кстати об Алексе, точнее, о местных именах. С ними вообще твориться что-то непонятное. Главного злыдня зовут именем моющего средства – Вестар. Его сына зовут Харди. Другие герои тоже зовутся: Мари, Роген, Борхес, Морис и так далее. И кому как, но нам иностранные имена в этом фильме очень режут слух. Почему? Немного потому, что как и всё в этом фильме имена даются в разнобой. Нет общего сеттенга. И что мешало создателям, например, дать всем персонажам строго французские имена. Это и подходило бы под эстетику фильма, и было бы оммажем в сторону Шарля Перро. Но у местных творцов свой путь. Точнее, судя по всему, пути.
У «Красной Шапочки» было три режиссера и четыре сценариста. Кто из них тянул одеяло на себя – точно неизвестно. Но выглядит так, что каждый из троих с одинаковой силой. В итоге они вытянули историю как лебедь, рак и щука. Экспозиция в фильме длится час. Час из полуторачасового фильма. А остальные полчаса – кислотные побегушки в Питере.
По итогу у нас сложилось следующее впечатление о фильме. Выглядит он так, будто изначально планировалось снять клип. Тот же эпатаж и яркость, а также упор на визуал, а не на сценарий. Но потом кто-то ляпнул: «А давайте снимем фильм!». И тут понеслось.
Добивает фильм рваный и вырвиглазный монтаж. События порой перескакивают друг на друга с такой скоростью, что из фильма будто вырезали половину повествования. Злодей может неизвестным образом найти и начать гнаться за Шапочкой, а как и где он её нашел останется за кадром. А концовка фильма – вершина бездарности. Мы не помним других случаев, когда фильмы заканчивались так бессвязно и непонятно. И это выглядит не как концовка в стиле Дэвида Линча, а как комментарий после обрушения декораций в цирке.
Сюжет «Красной Шапочки» плох во всём. Абсолютно во всём.
Картинка и звук
Визуальную часть фильма есть за что похвалить. Но куда больше причин для ругани. Здесь есть хорошие декорации и костюмы. Но все это меркнет за счёт общей визуальной бессвязности. Кроме того, в восприятии фильма очень мешает упомянутый выше рваный монтаж. А когда дело доходит до графики, мы чуть не начали плакать кровавыми слезами. Местные волки выглядят и двигаются хуже моделек из видеоигр двадцатилетней давности. Мы давно не видели настолько плохого визуала. За картинку фильм получает твердый, уверенный, стопроцентный и неоспоримый минус.
В плане саундтрека фильм мало примечателен. Да, радует БИ-2, мы ничего не имеем против Анет Сай, но вся остальная музыка – рандомные фэнтезийные композиции. Ничего плохого нет, но и выдающегося тоже.
Актёры и персонажи
Тут проще сказать, кто из действующих лиц не вызывает раздражения. Отлично смотрятся Мама Шапочки в исполнении Екатерины Климовой и Бабушка в исполнении Ирины Розановой. Алексей Серебряков даже в таком сюре умудряется выглядеть круто и внушительно. Из юных актёров хорошо смотрится Олег Чугунов. Мы ещё с «Майора Грома» и «Девятаева» отмечали его способности. Надеемся, что в будущем увидем его в более удачных проектах. А вот Таисья Калинина смотрится порой несуразно. Но это не камень в огород юной актрисы. Даже тут бывают моменты, когда она хорошо себя проявляет. Но местные сценарий и режиссура умудряются все подтолкнуть к уровню детского утренника.
Ещё, что примечательно, это второй отрицательный персонаж в исполнении Юрия Чурсина и его возлюбленная в исполнении Нино Нинидзе. И тут диаметрально противоположное впечатление. У Юрия Чурсина много удачных ролей, но здесь он смотрится как пятое колесо. Тут, опять же, претензия к сценаристам, прописавшем персонажа и режиссерам, дававшим указания актёру. А вот Нино Нинидзе наоборот, отлично дополняет кадр и историю, и во всем сборище эмо-феста смотрится не менее внушительно ем Алексей Серебряков.
При этом эпизодические персонажи нас нервируют самим своим присутствием. Причем не только отрицательные, но и положительные. И это очередной камень в огород создателей, которые набрали неплохой каст, но использовали его так неумело, что лучше бы просто поручили всем актёрам безэмоционально проговаривать реплики.
Итог
«Красная Шапочка» 2022 года получился одним из худших фильмов за очень долгое время, а может быть даже худшим фильмом этого года. Совершенно непонятно, что творилось в голове его создателей. Кинополотно будто специально делалось так, чтобы смотреться максимально плохо. И если недавний «Джиперс Криперс», снятый за три бутылки боярышника, произвел на нас впечатление просто плохого фильма, то «Красная Шапочка» вызывает сбои в системе охлаждения ануса. Кем надо быть, чтобы так бездарно потратить 220 миллионов рублей?! Что руководило создателями, кроме желания отработать гонорар и разойтись!? Мы не знаем ответа на этот вопрос. Но можем ответить на другой. Фильм не стоит ни внимания, ни просмотра ни финансовой поддержки. Поэтому можете смело обойти киносеансы с ним стороной. Если очень хочется пойти в кино, то лучше попытайте счастья на сеансах «Три тысячи лет желаний» или «Календарь ма(й)я». На них у вас есть хоть какой-то шанс получить удовольствие от просмотра.