Классный руководитель должен быть классным! Интервью с «Лучшим учителем России» из Кузбасса

13 декабря 2021 | Анна Сивохина

Кто такой «хороший учитель» и как он должен взаимодействовать с «современным школьником»? Как классному руководителю стать по-настоящему классным? Зачем нужны конкурсы и форумы для педагогов. О тонкостях самой благородной профессии рассказывает победитель федерального этапа конкурса «Учитель года-2021», лауреат областного конкурса «ИТ-образование Кузбасса XXI века», участник Первого Всероссийского форума классных руководителей, учитель истории и обществознания кемеровской гимназии №1 Алексей Третьяков.

О том, как стать хорошим педагогом

Решение стать учителем мне пришло спонтанно. После окончания истфака Кемеровского госуниверситета я собирал документы на службу в полицию в родном городе Топки. И при прохождении медкомиссии в местной поликлинике встретил свою школьную учительницу русского языка и литературы. Она рассказала, что в родной школе требуется учитель истории. Так я зашел в школу, чтобы узнать условия работы, и 7 лет не могу выйти (смеется). С первыми учениками-старшеклассниками мне было легко. Я в 24 года не сильно от них отличался.

В любой работе важно быть профессионалом своего дела. Учителю нужно владеть системой знаний, умений, навыков, благодаря которым осуществляется работа с детьми. Это знание педагогики, знание возрастных особенностей детей, знание предмета преподавания. И вообще, современная образовательная доктрина нашего государства звучит, как «Образование на всем жизненном пути». И я полностью с этим согласен. Самообразование должно отталкиваться не от своих потребностей, а от интересов детей. Имено с ними важно идти в ногу. Так, чтобы восполнить пробелы в знании педагогики, я поступил в этом году в аспирантуру на педагога–исследователя. Еще нужно быть достойным человеком, готовым к общению с детьми. Современные школьники, растущие как полноценные участники интернет-пространства, не склонны к полноценному живому общению в офлайн. И учителю важно слышать их интересы и потребности в развитии

О школьниках в современном мире

Каждый школьник – это индивидуальность. Нынешнее поколение учащихся не боится на всеобщее обозрение показать свои особенности, отстаивает их. И на детей, на их поведение важно обращать свое внимание каждый день. А знание их свойств и качеств позволяет учителю удовлетворить их образовательные потребности.

Вот, например, ребенок внезапно покрасил волосы в другой цвет. И может столкнуться с осуждением этого. А лучше подойти к поступку с другой стороны, воспринять как звоночек, потому что ребенок так проявляет индивидуальность. Надо обратить внимание на то, что изменилось в его жизни, что его интересует, что он постигает.

О роли конкурсов для педагогов и Форуме классных руководителей

— На разных платформах в Интернете предлагают поучаствовать в конкурсах, получить грамоту. Но качественных, весомых конкурсов не так уж и много. Один из таких — «Учитель года». Я стал «Учителем года» в Кузбассе и получил возможность представлять регион на федеральном уровне, благодаря вкладу множества учителей региона и областного министерства. Это не столько личная работа, сколько командная. Кроме рождения дочери, участие в конкурсе – один из знаковых моментов жизни, который поделил мою жизнь на «до» и «после».

До конкурса мои мысли в области образования были какими-то небольшими. А в ходе федерального конкурса я понял мировоззрения 85 участников – региональных «Учителей года». И я уже глобальнее начинаю мыслить в теме развития образования, предлагаю проекты, которые поддерживаются региональным министерством образования. Приятно осознавать, что в Кузбассе органы исполнительной власти готовы услышать и поддержать молодых учителей.

Форум классных руководителей – это событие, которое войдет в историю образования России. Вот, например, кузбасская делегация в помощь классным руководителям предложила обозначить «Партнерские отношения классных руководителей и родителей» одним из положений меморандума форума. Раньше считалось, что в большинстве случаев не может быть такого взаимодействия, потому что случается, когда учителя обвиняют родителей, что они не воспитывают детей, а те в свою очередь винят в образовательных бедах учителей. Однако партнёрство подразумевает общие цели. А главная цель, исходя из меморандума форума, это воспитание и обучение ребенка. Кроме того, в таком партнерстве все участники образовательного процесса: учителя, родители и ученики должны взаимно понимать, взаимно уважать и взаимодействовать друг с другом.

Особенности классного руководства

Классный руководитель и учитель-предметник – это разные направления занятости. Проводя уроки, не всегда удается досконально познакомиться с потребностями и нуждами детей. А работа классным руководителем как раз подразумевает знание возрастных особенностей, психофизиологических характеристик каждого ребенка. И из этого знания можно получить замечательные результаты в воспитании и обучении. Это ж, в первую очередь, классный руководитель на основе своих знаний, мировосприятия и ценностей «создает» ребенка. Я, например, считаю, что слепил мини-себя из детей, у которых был классным руководителем с пятого по девятый класс в школе №8 города Топки. Потому что, так или иначе, в процессе общения на классных часах, на внеклассных мероприятиях на турбазе, во время игр в футбол я им передавал частичку себя.

Пожелания коллегам в 2022 году

Прежде всего для успешной работы в современных условиях желаю здоровья. Не останавливайтесь на достигнутом. Если не будем развиваться вперед, то станем двигаться назад. Нужно ставить амбициозные цели, чтобы даже в случае недостижения их, выполнить ряд попутных задач и уже быть на шаг впереди. И желаю не боятся искренне взаимодействовать с детьми, потому что, если мы будем открыты детям, то и ребята будут открыты к нам и знаниям.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo