Есть такое мнение, что подросткам интересны лишь тусовки, а из театральных премьер они чаще смотрят современные постановки, обходя стороной незабвенную классику. «И, конечно, зря!» – подумают взрослые. «И, конечно, это совсем не так», – скажу я вам. В репертуаре кемеровского театра для детей и молодёжи появился новый спектакль категории 12+, называется он «Дикарка» (автор А. Островский). Он уже успел полюбиться юному зрителю. Два отделения с антрактом – на одном дыхании.
Творчество А. Островского является незыблемым фундаментом русского театрального искусства. Тексты его не теряют актуальности и остроты, являясь отражением глубинной природы русской жизни, её достоинств и пороков, соблазнов и стремлений. Пьеса «Дикарка», написанная А. Островским в соавторстве с Н. Соловьевым, на театральной сцене ставится редко, что, на взгляд театра, является досадным недоразумением, которое создатели спектакля и хотели исправить.
Несколько вопросов – Ирине Латынниковой, главному режиссёру театра для детей и молодёжи.
– Ирина Николаевна, почему был выбран именно Островский?
– Говорят, что актеры Малого театра называли Островского «наш боженька»… А как иначе? Человек, не только беззаветно любящий театр, прекрасно понимающий, что ему необходимо, Островский создал особую вселенную – русский драматический театр. Потому что театр – это прежде всего репертуар. Без него как без воздуха. Да, есть «Горе от ума» Грибоедова, есть «Ревизор», «Игроки» Гоголя. Но этого мало. В основном играли переводные пьесы про чужую жизнь. Островский дарит русскому театру самое главное – драматургию. 47 пьес! Комедии, мелодрамы, трагедии, исторические пьесы, пьесы о купеческой жизни, об актёрах и актрисах, о провинциальных и столичных нравах – словом, вся русская жизнь предстала в чёткой, блестяще сконструированной драматургической форме. А какой замечательный актёрский материал! Есть что играть, есть над чем думать, есть что разгадывать. Помню: педагог по истории русского театра заметил, что Островского практически не ставят в других странах. Русская жизнь во всех тонкостях и деталях бытия не понятна даже в хороших переводах. А вот тут и возникает вопрос: «А мы-то знаем эту русскую жизнь во всех подробностях и деталях?»
У Островского есть хорошая цитата (писал Соловьеву): «Думайте больше о «Дикарке» и сообщайте мне всё, что вы придумаете для неё. Я сам о ней постоянно думаю: мысль богатая».
– А как у вас рождался спектакль? Все думали о «Дикарке»?
– Над пьесой мы начали работать ещё в апреле. Спокойно. Не спеша. Читали, разбирали. И много-много говорили, спорили. Обо всём, что составляет круг вопросов пьесы. Потом к нашим разговорам присоединилась Дарья Караулова – художник спектакля. Александр Львович Ашметьев – один из героев нашей истории – приезжает из Парижа. Приезжает в своё имение, где живёт его мать, жена. Приезжает потому, что закончились деньги. Русскую жизнь он презирает. Имение своё не знает. Работать не умеет. А деньги между тем очень нужны. В пьесе «Дикарка» – все реалии нашего сегодняшнего дня. Скучающий россиянин, молодой предприниматель, продажа леса, умелая хозяйка-фермерша, любовь на фоне сельской природы. Кто может стать хозяином своей земли? Кто может взять ответственность за женщину, которую любит, за землю, на которой живёт?
– На сцене – настоящий пруд. Это было сложно? И этот подиум, уходящий в зал, он так приближал к нам актёров. Складывалось полное ощущение того, что зритель – внутри истории. Работа над декорациями была долгой? На чём хотелось сделать акцент?
– Художник спектакля Дарья Караулова предложила грандиозное сооружение (пять часов длится монтировка спектакля) – старую усадьбу, обмелевший заросший пруд, который превратился в грязную лужу, мостки, уходящие в зрительный зал… Ввели важное для нас обстоятельство – действие происходит накануне, в ночь языческого праздника Ивана Купалы, когда чувства обостряются и страсти разгораются. А потом наступает утро. И по воле драматурга всё становится на свои места. И каждый получает своё. Да, и вода… Кто в омут с головой… А кто только ноги замочил…
Пространство спектакля и выразительно, и атмосферно, и метафорично. В нём удобно работать, сочинять.
– У меня осталось очень приятное впечатление от просмотра. Лёгкость от профессиональной игры при глубокой работе. И совершеннейшее удовольствие актёров от самого действа! Они жили, дышали, играли, любили, шутили очень и очень по-настоящему! Ирина Николаевна, расскажите, пожалуйста, про актёрский состав!
– Когда мы работаем над спектаклем, в процессе репетиций сочиняется новая реальность. Хорошо, когда эта новая, условная реальность органична для актёров, увлекает их воображение. Это особенно важно, когда работаешь над драматургией Островского. Необходимо создать живых людей, между которыми развиваются живые отношения. Думаю: в спектакле сложился крепкий актёрский ансамбль. Наши «взрослые» актёры Наталья Ущеко, Вероника Ладутько, Евгений Белый, Андрей Полещиков, Ольга Червова работают, помогая молодым актёрам, раскрывая им профессиональные секреты. Ангелина Гордеева – наша «дикарка», исполнительница роли Вари, работает (в театре первый год) ярко, смело, убедительно. Конечно, всё ещё не закончено. Спектакль – живой организм, работа продолжается: что-то уточняется, что-то меняется. Но главное – в репертуаре театра есть спектакль по пьесе нашего классика, а, по сути дела, нашего современника Александра Николаевича Островского.
О спектакле
После продолжительного путешествия по Европе, возвращается в своё имение Александр Львович Ашметьев. Возвращается ненадолго – закончились деньги. Ждёт, когда найдётся покупатель леса, который необходимо как можно быстрее продать и продолжить проживать в горячо любимом Париже. Так начинается забавная и умная история, которая затягивает всех героев в глубокий омут русской жизни. Спектакль – о любви и об ответственности за эту любовь, о жизни в русской провинции и об отношении к этой жизни, о необходимости быть хозяином своей земли, своего дома, своей семьи. Хотя сюжет написан полтора с лишним века назад, он показался авторам спектакля весьма созвучным тому, что происходит в русской жизни сегодня.
Это интересно
«Дикарка» А. Н. Островского была пьесой, написанной автором совместно с Н. Соловьёвым в 1877–1879 годах. Она всё это время перерабатывалась, меняла названия («Без искупления», «День расплаты» и лишь в последней версии – «Дикарка»), становилась всё более комедийной и служила главной цели, обозначенной Островским, – развенчать прежние идеалы русского дворянства. Социальный акцент обусловил сценическую судьбу пьесы, которая колебалась от аншлага до запрета. С 1879 года пьеса имела успех, в 1892 году власти её запретили как порочащую образ дворянства, а в советское время она снова вернулась в театры.