Чем интересны фильмы про будущее и виртуальную реальность? Первые — тем, что способны пофантазировать, а порой и предугадать, что нас ждёт спустя десятилетия и века. А вторые, кроме развлечений, порой ставят вопрос того, что является реальным, а что нет и в чём разница между жизнью в обычном мире и мире внутри компьютера. Каких только самородков на данном поприще нет, начиная с «Трона» и «Джонни Мнемоника» заканчивая «Матрицей» и «Первому игроку приготовиться». Тем не менее, данная тема требует постоянных модификаций и доработок. Прогресс не стоит на месте, поэтому и киноделам необходимо придумывать новые варианты развития событий. Стали ли так делать создатели «Обратимой реальности»? На наш взгляд – нет. Почему? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
История фильма происходит в Москве будущего. Огромную популярность среди людей приобрела виртуальная реальность, созданная компанией «Новая жизнь». Люди могут пережить любые приключения без последствий и раздражающих неудобств: начиная от прогулки по реке, заканчивая убийством надоевшего начальника. Большинство людей живут и радуются виртуальным приключениям, но обнаруживается проблема.
В приключениях начинают возникать «глюки», проекции комплексов и страхов людей. Виновниками явления считают антивиртов – людей стремящихся оттянуть поклонников виртуальных приключений к настоящей жизни. Предполагается что в компании есть шпион, который тайно помогает антивиртам. Найти подсадного казачка поручают главному герою – виртуальному полицейскому Михаилу. Тут-то и начинается сюжет с корпоративными интригами.
На наш взгляд первая, но не главная проблема фильма – отсутствие внятного конфликта. Совсем не ясно против чего бунтуют противники виртуальной реальности. Да, в фильме показано, что большинство людей почти безвылазно сидят в приключениях. Но совсем не ясно, что в этом плохого, непонятно, против чего борются антивирты. Пользователи довольны, компания не устраивает никаких подлянок и вообще неясно, против чего бунтовать. Ну да ладно, есть недовольные и есть, это ещё не главная проблема.
Главным недостатком сюжета является то, что нам очень много рассказывают и не так много показывают. И ладно если бы речь шла о сценах, на которые не хватило бы бюджета. Но показать детские конфликты персонажей или пару деталей личных отношений не требует огромных денег. Нужно всего пара грамотно прописанных сцен и немного желания. Но этих деталей нет.
Также есть детали, которые обесценивают друг друга. В фильме есть неожиданный поворот, который мог бы быть однозначно хорошим, если бы был более грамотно прописан. Сам по себе твист вполне логичен и органично вписывается в общую канву. Но ему предшествует такое количество сюжетных костылей, что история начинает напоминать искалеченную многоножку.
Ещё одной проблемой фильма является определенная вторичность. Да, в современном мире нельзя избежать повторений и заимствований идей. Но, умелые творцы способны либо грамотно переделать их или подать более нестандартно и оригинально. Здесь же многое позаимствовано из таких фильмов и сериалов как: «Бегущий по лезвию», «Черное зеркало» и «Видоизмененный углерод».
Кроме того, фильм порой противоречит либо сам себе, либо жанру научной фантастики. Например, в какой-то момент сознание главного героя переносят из своего тела в тело мертвого человека. Не в заготовленное тело, а в труп, у которого отсутствует сердцебиение, дыхание и другие, необходимые для поддержания жизни функции. И труп сразу приходит в себя после переноса сознания, без какой-либо реанимации. Насколько глупо это выглядит? Представьте, что компьютер отключен от сети и не работает из-за отсутствия питания. По логике создателей, если поменять в нём жесткий диск, то компьютер начнёт работать без проводов. Подобную недоработку можно было бы простить фэнтези с магией и чудесами, но не фильму, претендующему на звание научной фантастики.
При этом за некоторые моменты сценарий фильма можно похвалить. Главный сюжетный твист работает, хоть и с сильным скрежетом и скрипом. Также неплохо прописаны персонажи и их мотивация. Да, к внятности некоторых моментов также полно вопросов, но они не так критичны как оживление мертвых. Поэтому в целом, сюжет фильма поломан, переклеен изолентой и залит смазкой, но в итоге тарахтит и едет. Куда больше вопросов у нас к тому, как выглядит Москва будущего.
Будущее в фильме
При описании Москвы в «Обратимой реальности» не избежать сравнений с другими фильмами. Первое что неизбежно приходит на ум – «Бегущий по лезвию». Данное кинополотно в своё время взорвало воображение людей, а со временем укоренило определенные стандарты. Например – обязательным атрибутом будущего стали считать огромные рекламные видеоэкраны, голограммы и другие элементы которые дублируются уже несколько десятилетий. И «Обратимая реальность» явно пытается копировать подобные атрибуты и проигрывает.
В фильме Москва будущего мало чем отличается от Москвы современной. Да, есть пара экранов и голограмм, но в целом, ничего нового. Просто обычная столица России, на которую добавили пару компьютерных эффектов. И претензий было бы ноль, если бы пролёты городов не показывали каждые пять-десять минут фильма. При этом, когда речь заходит о сценах в помещениях и транспорте, возникает диссонанс. С одной стороны – минималистичные квартиры-коробки, в которых места хватит только для кровати и пары полок. Всё вполне в духе футуризма – перенаселение, рост цен на недвижимость и, как следствие, снижение привычной площади жилья. А потом герой едет на работу в современном вагоне монорельса, который ничем не отличается от вагонов, идущих по московскому метро.
Ещё бывают моменты, когда герои выходят на улицы, которые никак не отретушированы под будущее. Мы на раз узнали пару московских локаций, которые может найти любой житель и гость столицы. В жизни они ничем не отличаются от того, что показано на экране. Но это подается не как неприкосновенная архитектура старого города или заброшенные трущобы – а центр мегаполиса будущего.
И тут возникает главная проблема образа будущего в данном фильме: не ясно, что за время мы наблюдаем. Если прошло несколько десятилетий, то выглядит всё довольно кисло. А если всего пять-десять лет, то тогда почему люди стали ходить в костюмах из «Эквилибриума» и «Голодных игр», а современные мотоциклы приписываются к ретро-технике? Просто если опять искать примеры из других фильмов, то в них смена времени визуально подчеркнута лучше. Например: в фильмах «Петля времени» и «Апргрейд» было показано, что действие происходит в недалёком будущем. А вот в «Стартреке» и «Пятом элементе» и без титров было видно, что прошла пара веков. «Обратимая реальность» выглядит так, будто действие происходит спустя пять-десять лет после сегодняшнего дня, но все говорят и ведут себя так, будто прошло лет 30-50.
При этом, создателей стоит похвалить. Само пребывание людей в виртуальной реальности выглядит более органично, чем в «Первому игроку приготовиться». Люди просто смотрят в виртуальный экран и без лишних движений переживают все эмоции виртуальных приключений, а не носятся по улице в VR-очках. Кроме того, хоть мы и видим недостатки в отображении города будущего, также есть и заметные достоинства. Когда речь заходит об интерьерах и небольших локациях – всё смотрится органично. Какие-то сцены явно были сняты в настоящих современных зданиях, но при этом заметно, что порой создатели использовали специальные павильоны. Поэтому хоть футуристическая составляющая фильма и вызывает вопросы, она выглядит достаточно вменяемо. Недостатки видно, но они не раздражают.
Картинка и звук
В визуальном плане фильм смотрится достаточно хорошо. Спецэффекты органично вписаны в реальные декорации и не смотрятся как нечто чуждое. Операторская работа и монтаж смотрятся нормально. Единственное, что вызывает вопросы – это сцена драки в начале фильма. Порой герой и его противники перемещаются так, что вообще не понятно, что происходит. Но, к счастью, подобное в фильме больше не повторится. В целом видно, что над визуальной частью работали ответственные профессионалы, которым было не всё равно, что увидит зритель. Поэтому за визуальную часть фильма мы точно ставим плюс.
Саундтрек и работа со звуком в фильме вызывает чуть больше вопросов. В фильме достаточно много композиций, которые подходят происходящему на экране. Но в то же время есть и моменты диссонанса, а местами нам будто не хватало тишины. Тем не менее, в целом звук и музыка воспринимаются нормально, поэтому за аудио-составляющую тоже можно поставить плюс, хоть и с оговорками.
Персонажи и актёры
В плане актёрского состава фильм просто нормален. Павел Чинарев сыгравший главного героя к себе не очень располагает, но и раздражения не вызывает. В целом, он просто смотрится нормально. Большинство его коллег по цеху играют также – все просто вменяемо играют роли и отрабатывают гонорар. Чуть выигрышнее смотрятся более опытные актёры: Тимофей Трибунцев и Александр Сирин. У первого и возможностей для перевоплощений было больше, но подробностей сказать не можем, ибо спойлер.
В целом каст фильма вполне располагает к себе, а откровенного раздражения не вызвал никто. Поэтому актёрский состав также получает плюс.
Итог
У нас вышло неоднозначное отношение к фильму. С одной стороны, в нём есть явные недоработки, но это также не отменяет заметных стараний и плюсов фильма. В целом, «Обратимую реальность» можно засчитать, как попытку российских киноделов снять научно-фантастический фильм. У фильма отличный визуал и техническая составляющая, но далеко не самый интересный сценарий. Откровенной ненависти и негодования после просмотра мы не испытываем, но желания пересматривать его и рекомендовать у нас тоже нет. Поэтому, «Обратимую реальность» можно охарактеризовать как неплохой, но малоинтересный фильм, который можно смело пропустить.