Киберпанк на коленке. «Обратимая реальность»: рецензия на фильм

14 апреля 2022 | Георгий Фадин

Фото: КиноПоиск

Чем интересны фильмы про будущее и виртуальную реальность? Первые — тем, что способны пофантазировать, а порой и предугадать, что нас ждёт спустя десятилетия и века. А вторые, кроме развлечений, порой ставят вопрос того, что является реальным, а что нет и в чём разница между жизнью в обычном мире и мире внутри компьютера. Каких только самородков на данном поприще нет, начиная с «Трона» и «Джонни Мнемоника» заканчивая «Матрицей» и «Первому игроку приготовиться». Тем не менее, данная тема требует постоянных модификаций и доработок. Прогресс не стоит на месте, поэтому и киноделам необходимо придумывать новые варианты развития событий. Стали ли так делать создатели «Обратимой реальности»? На наш взгляд – нет. Почему? Расскажет КиноКузбасс.

Фото: КиноПоиск

Сюжет

История фильма происходит в Москве будущего. Огромную популярность среди людей приобрела виртуальная реальность, созданная компанией «Новая жизнь». Люди могут пережить любые приключения без последствий и раздражающих неудобств: начиная от прогулки по реке, заканчивая убийством надоевшего начальника. Большинство людей живут и радуются виртуальным приключениям, но обнаруживается проблема.

В приключениях начинают возникать «глюки», проекции комплексов и страхов людей. Виновниками явления считают антивиртов – людей стремящихся оттянуть поклонников виртуальных приключений к настоящей жизни. Предполагается что в компании есть шпион, который тайно помогает антивиртам. Найти подсадного казачка поручают главному герою – виртуальному полицейскому Михаилу. Тут-то и начинается сюжет с корпоративными интригами.

На наш взгляд первая, но не главная проблема фильма – отсутствие внятного конфликта. Совсем не ясно против чего бунтуют противники виртуальной реальности. Да, в фильме показано, что большинство людей почти безвылазно сидят в приключениях. Но совсем не ясно, что в этом плохого, непонятно, против чего борются антивирты. Пользователи довольны, компания не устраивает никаких подлянок и вообще неясно, против чего бунтовать. Ну да ладно, есть недовольные и есть, это ещё не главная проблема.

Фото: КиноПоиск

Главным недостатком сюжета является то, что нам очень много рассказывают и не так много показывают. И ладно если бы речь шла о сценах, на которые не хватило бы бюджета. Но показать детские конфликты персонажей или пару деталей личных отношений не требует огромных денег. Нужно всего пара грамотно прописанных сцен и немного желания. Но этих деталей нет.

Также есть детали, которые обесценивают друг друга. В фильме есть неожиданный поворот, который мог бы быть однозначно хорошим, если бы был более грамотно прописан. Сам по себе твист вполне логичен и органично вписывается в общую канву. Но ему предшествует такое количество сюжетных костылей, что история начинает напоминать искалеченную многоножку.

Ещё одной проблемой фильма является определенная вторичность. Да, в современном мире нельзя избежать повторений и заимствований идей. Но, умелые творцы способны либо грамотно переделать их или подать более нестандартно и оригинально. Здесь же многое позаимствовано из таких фильмов и сериалов как: «Бегущий по лезвию», «Черное зеркало» и «Видоизмененный углерод».

Фото: КиноПоиск

Кроме того, фильм порой противоречит либо сам себе, либо жанру научной фантастики. Например, в какой-то момент сознание главного героя переносят из своего тела в тело мертвого человека. Не в заготовленное тело, а в труп, у которого отсутствует сердцебиение, дыхание и другие, необходимые для поддержания жизни функции. И труп сразу приходит в себя после переноса сознания, без какой-либо реанимации. Насколько глупо это выглядит? Представьте, что компьютер отключен от сети и не работает из-за отсутствия питания. По логике создателей, если поменять в нём жесткий диск, то компьютер начнёт работать без проводов. Подобную недоработку можно было бы простить фэнтези с магией и чудесами, но не фильму, претендующему на звание научной фантастики.

При этом за некоторые моменты сценарий фильма можно похвалить. Главный сюжетный твист работает, хоть и с сильным скрежетом и скрипом. Также неплохо прописаны персонажи и их мотивация. Да, к внятности некоторых моментов также полно вопросов, но они не так критичны как оживление мертвых. Поэтому в целом, сюжет фильма поломан, переклеен изолентой и залит смазкой, но в итоге тарахтит и едет. Куда больше вопросов у нас к тому, как выглядит Москва будущего.

Фото: КиноПоиск

Будущее в фильме

При описании Москвы в «Обратимой реальности» не избежать сравнений с другими фильмами. Первое что неизбежно приходит на ум – «Бегущий по лезвию». Данное кинополотно в своё время взорвало воображение людей, а со временем укоренило определенные стандарты. Например – обязательным атрибутом будущего стали считать огромные рекламные видеоэкраны, голограммы и другие элементы которые дублируются уже несколько десятилетий. И «Обратимая реальность» явно пытается копировать подобные атрибуты и проигрывает.

В фильме Москва будущего мало чем отличается от Москвы современной. Да, есть пара экранов и голограмм, но в целом, ничего нового. Просто обычная столица России, на которую добавили пару компьютерных эффектов. И претензий было бы ноль, если бы пролёты городов не показывали каждые пять-десять минут фильма. При этом, когда речь заходит о сценах в помещениях и транспорте, возникает диссонанс. С одной стороны – минималистичные квартиры-коробки, в которых места хватит только для кровати и пары полок. Всё вполне в духе футуризма – перенаселение, рост цен на недвижимость и, как следствие, снижение привычной площади жилья. А потом герой едет на работу в современном вагоне монорельса, который ничем не отличается от вагонов, идущих по московскому метро.

Фото: КиноПоиск

Ещё бывают моменты, когда герои выходят на улицы, которые никак не отретушированы под будущее. Мы на раз узнали пару московских локаций, которые может найти любой житель и гость столицы. В жизни они ничем не отличаются от того, что показано на экране. Но это подается не как неприкосновенная архитектура старого города или заброшенные трущобы – а центр мегаполиса будущего.

И тут возникает главная проблема образа будущего в данном фильме: не ясно, что за время мы наблюдаем. Если прошло несколько десятилетий, то выглядит всё довольно кисло. А если всего пять-десять лет, то тогда почему люди стали ходить в костюмах из «Эквилибриума» и «Голодных игр», а современные мотоциклы приписываются к ретро-технике? Просто если опять искать примеры из других фильмов, то в них смена времени визуально подчеркнута лучше. Например: в фильмах «Петля времени» и «Апргрейд» было показано, что действие происходит в недалёком будущем. А вот в «Стартреке» и «Пятом элементе» и без титров было видно, что прошла пара веков. «Обратимая реальность» выглядит так, будто действие происходит спустя пять-десять лет после сегодняшнего дня, но все говорят и ведут себя так, будто прошло лет 30-50.

Фото: КиноПоиск

При этом, создателей стоит похвалить. Само пребывание людей в виртуальной реальности выглядит более органично, чем в «Первому игроку приготовиться». Люди просто смотрят в виртуальный экран и без лишних движений переживают все эмоции виртуальных приключений, а не носятся по улице в VR-очках. Кроме того, хоть мы и видим недостатки в отображении города будущего, также есть и заметные достоинства. Когда речь заходит об интерьерах и небольших локациях – всё смотрится органично. Какие-то сцены явно были сняты в настоящих современных зданиях, но при этом заметно, что порой создатели использовали специальные павильоны. Поэтому хоть футуристическая составляющая фильма и вызывает вопросы, она выглядит достаточно вменяемо. Недостатки видно, но они не раздражают.

Фото: КиноПоиск

Картинка и звук

В визуальном плане фильм смотрится достаточно хорошо. Спецэффекты органично вписаны в реальные декорации и не смотрятся как нечто чуждое. Операторская работа и монтаж смотрятся нормально. Единственное, что вызывает вопросы – это сцена драки в начале фильма. Порой герой и его противники перемещаются так, что вообще не понятно, что происходит. Но, к счастью, подобное в фильме больше не повторится. В целом видно, что над визуальной частью работали ответственные профессионалы, которым было не всё равно, что увидит зритель. Поэтому за визуальную часть фильма мы точно ставим плюс.

Саундтрек и работа со звуком в фильме вызывает чуть больше вопросов. В фильме достаточно много композиций, которые подходят происходящему на экране. Но в то же время есть и моменты диссонанса, а местами нам будто не хватало тишины. Тем не менее, в целом звук и музыка воспринимаются нормально, поэтому за аудио-составляющую тоже можно поставить плюс, хоть и с оговорками.

Фото: КиноПоиск

Персонажи и актёры

В плане актёрского состава фильм просто нормален. Павел Чинарев сыгравший главного героя к себе не очень располагает, но и раздражения не вызывает. В целом, он просто смотрится нормально. Большинство его коллег по цеху играют также – все просто вменяемо играют роли и отрабатывают гонорар. Чуть выигрышнее смотрятся более опытные актёры: Тимофей Трибунцев и Александр Сирин. У первого и возможностей для перевоплощений было больше, но подробностей сказать не можем, ибо спойлер.

В целом каст фильма вполне располагает к себе, а откровенного раздражения не вызвал никто. Поэтому актёрский состав также получает плюс.

Фото: КиноПоиск

Итог

У нас вышло неоднозначное отношение к фильму. С одной стороны, в нём есть явные недоработки, но это также не отменяет заметных стараний и плюсов фильма. В целом, «Обратимую реальность» можно засчитать, как попытку российских киноделов снять научно-фантастический фильм. У фильма отличный визуал и техническая составляющая, но далеко не самый интересный сценарий. Откровенной ненависти и негодования после просмотра мы не испытываем, но желания пересматривать его и рекомендовать у нас тоже нет. Поэтому, «Обратимую реальность» можно охарактеризовать как неплохой, но малоинтересный фильм, который можно смело пропустить.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo