Кемеровский троллейбус: пришло время экспериментов?!

29 февраля 2024 | Андрей Ермолюк

Фото Савелия Баширова.

Почти 13 лет назад в столице Кузбасса провели интересный транспортный эксперимент. Был запущен троллейбусный маршрут № 9, который соединил микрорайоны Шалготарьян и ФПК. Проработал он всего три дня, после чего ушёл в историю. Какие ещё маршруты разделили его судьбу и есть ли сегодня перспектива их возвращения, разбираемся вместе с руководителем пресс-службы «Кемеровской электротранспортной компании» Максимом Гончаренко.

Пришли и ушли

Для начала небольшая предыстория запуска «девятки». Электротранспортники провели опрос пассажиров, во время которого получили немало предложений организовать троллейбусный маршрут, соединяющий напрямую микрорайоны ФПК и Шалготарьян. Сказано-сделано: 3 марта 2011 года троллейбусы № 9 вышли на линию. Путь следования был таким: проспект Октябрьский – бульвар Строителей – проспект Химиков – проспект Молодёжный (и в обратном направлении).

«На тот момент Шалготарьян и ФПК были надёжно связаны другими видами транспорта. Крайней необходимости в троллейбусе не существовало, но перспектива у него была. И он сразу хорошо повёз пассажиров», – рассказывает Максим Гончаренко.

Спустя три дня, 5 марта, эксперимент завершился. По слухам, из-за сильного в те годы маршруточного лобби, которое не собиралось мириться с конкуренцией.

Маршрут троллейбуса № 2 проходил практически через весь город: от д/п «Комсомольский» до улицы Кирова. На момент закрытия 1 апреля 2021 года он работал только по будням, да и то в часы пик.

«Двойка» полностью дублировалась другими маршрутами. Она изначально ходила там, где пассажиров было немного. Ходила долго, к ней все привыкли, а выручки было всё меньше. Количество троллейбусов на линии сократилось сначала до двух, а потом и вовсе до одного. Ждать троллейбус, который ходит раз в час, мало кто будет», – вспоминает Максим Гончаренко.

Отметим, что закрытию «двойки» предшествовало продление до д/п «Комсомольский» троллейбусного маршрута № 4. Благодаря этому транспортное обслуживание жителей ближайших микрорайонов не пострадало.

Без нас обойдутся?

В 1991 году открылось движение электротранспорта в Шалготарьян. Тогда же туда пошёл троллейбус № 5, который следовал от депо на улице Терешковой. Его основными пассажирами стали работники находящихся в тех краях предприятий: «Химволокна», Кемеровского комбината шёлковых тканей, «Химмаша» и других.

«Когда на предприятиях начались проблемы, пассажиропоток упал. Плюс пошла автомобилизация населения. Проблем с пробками тогда еще не появилось, передвигаться на личном транспорте было одно удовольствие», – подмечает Максим Гончаренко.

Вышеназванные причины привели к тому, что в 1993 году троллейбус № 5 был закрыт.

Троллейбус № 8, связывающий Шалготарьян и улицу Кирова, запустили в середине 1990-х годов. Вскоре его закрыли из-за дублирования с маршрутом автобуса № 29, который не делал крюк по Красноармейской улице, а следовал напрямую с Октябрьского проспекта на Советский по Университетскому мосту. В конце ноября 1999 года «восьмёрку» снова открыли.

«Это был хороший маршрут с приличным пассажиропотоком. Но он дублировался с другими автобусными и, что самое важное для нас, троллейбусными маршрутами. И когда возникали проблемы с подвижным составом, снимали его именно с «восьмёрки». Потому что если бы не приходил троллейбус на других маршрутах, люди просто не могли уехать», – рассказывает Максим Гончаренко. В 2016 году маршрут № 8 окончательно закрыли.

Троллейбус № 10 (Шалготарьян – «Азот») был запущен в 2002 году. Он следовал по Октябрьскому проспекту, улице Соборной и Красноармейской улице.

«Десятка» ходила редко и тоже дублировалась. Можно сказать, что это были наши попытки протестировать систему. Посмотреть, как получится. Кто-то скажет, что мы зашли на территорию автобусов. Но я считаю, что на основных городских магистралях в районах плотной многоэтажной застройки в первую очередь должен работать электротранспорт», – рассказывает Максим Гончаренко. Тест продлился пять лет: в 2007 году троллейбус № 10 закрыли.

Мегасобытием для развития электротранспорта в областной столице стало открытие в 2005 году троллейбусной линии в Рудничный район по улице Терешковой, через Кузбасский мост. Одним из устремившихся туда маршрутов стал № 14 (проспект Шахтёров – троллейбусное депо). Уже в следующем году его продлили до остановки «Диспетчерский пункт «Бульвар Строителей» на проспекте Химиков. И всё же большим пассажиропотоком маршрут похвастать не мог, поэтому в 2008 году его закрыли.

Пора отрываться!

Сегодня кемеровский троллейбус вошёл в важнейший период своей истории. Его анонсировал губернатор Кузбасса Сергей Цивилев во время запуска новых «Адмиралов» по маршруту № 15 в сентябре прошлого года.

«Мы вводим новые стандарты обслуживания кузбассовцев и гостей региона. Все должно быть на высшем уровне, в том числе транспортные услуги. Вы лицо Кузбасса, вы напрямую общаетесь с пассажирами. По вашей работе составляют мнение о регионе. Новые троллейбусы – надёжные, красивые и удобные. Уверен, что работать на такой технике вы будете с удовольствием, а люди оценят её удобство», – сказал тогда глава региона на встрече с водителями троллейбусов.

Новинка пришлась кемеровчанам по душе: пассажиропоток на 15-м маршруте вырос более чем в два раза. Этому способствовала качественно новая техническая особенность «Адмиралов», а именно наличие увеличенного до 20 километров автономного хода. Это позволило удлинить маршрут № 15 на 5,6 километра от микрорайона ФПК до Южного.

Сегодня в городе работают уже 12 новых «Адмиралов», самых современных троллейбусов в Российской Федерации. Причём построены они на российской элементной базе. В нынешнем году в областную столицу приедут 50 новых «Адмиралов», и их появление на улицах города позволит не просто заменить старые троллейбусы, но и поэкспериментировать с маршрутами.

«Автономный ход открывает замечательные перспективы для адаптации троллейбусных маршрутов под запросы пассажиров. Нет жёсткой привязки к контактной сети, значит, можно пробовать разные варианты, изучать пассажиропоток и на практике. Новые продлённые участки, возможно, не сразу станут большими. Маршрут должен «прикататься» к пассажирам. Но через три-четыре месяца тенденция обозначится. Если удастся эксперимент, то можно ставить вопрос о монтаже контактной сети на постоянной основе, не удастся – демонтировать ничего не надо, никто ничего не потерял», – говорит Максим Гончаренко.

По каким маршрутам могут поехать новые троллейбусы? Ответ на этот вопрос одновременно прост и сложен. Простота заключается в том, что автономный ход даёт возможность прокладывать какой угодно маршрут или возродить один из канувших в лету. А сложность в том, что маршрут должен органично вписаться в существующую сеть, в том числе с учётом пассажиропотока.

Первым на ум приходит запуск троллейбуса, который связал бы Притомский проспект и правобережную часть города. Это может быть изменённый маршрут № 12, возрождённый и адаптированный № 14 или совершенно новый маршрут.

Ещё один интересный вариант – Комсомольский проспект. До «Колоса» можно продлить троллейбус № 6, пустив его по существующей схеме движения до Октябрьского проспекта, а затем на автономном ходе по Ленинградскому проспекту, проспекту Ленина и Комсомольскому проспекту с подключением к контактной сети после кольца. Или уже после завершения запланированного строительства новых участков Комсомольского проспекта запустить троллейбусное движение по ним.

В завершение стоит отметить следующее. Троллейбусы с автономным ходом дают большую возможность комбинирования маршрутов. Хочется верить, что городские власти воспользуются преимуществами новых «Адмиралов» и решатся на эксперименты. И главное, чтобы они продлились не три дня.

Между тем

В нумерации троллейбусных маршрутов с 1-го по 15-й есть номер, который никогда не работал в нашем городе. Речь идёт о маршруте № 13.

«Причина предельно проста: суеверия. Желающих открывать маршрут № 13 в своё время не нашлось, пошли в нумерации дальше», – объясняет Максим Гончаренко.

Интересно, что коллеги электротранспортников по цеху оказались менее суеверны. Поэтому в нашем городе работает автобус № 13, который ходит от автовокзала до второго «Променада». И каких-либо мистических случаев с его участием зафиксировано не было.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo