С 7 августа в регионе проводится межведомственное информационно-пропагандистское мероприятие «Марафон дорожной безопасности «Дети и дорога». Уполномоченный по правам ребёнка, Госавтоинспекция, министерство образования и министерство здравоохранения объединили усилия, чтобы сохранить жизни и здоровье юных кузбассовцев.
Активировать родительскую бдительность
По данным ГИБДД Кузбасса, на дорогах области в текущем году погибли 7 детей и 202 ребёнка получили травмы. Особенно аварийно-опасными стали летние месяцы: с начала каникул в ДТП трагически оборвались жизни 2 детей (управляли мототранспортом), 102 человека были травмированы. В тёплую пору значительно увеличилось число происшествий именно с участием водителей мототехники, велосипедов и средств индивидуальной мобильности.
Старт марафона дорожной безопасности был дан детским омбудсменом Кузбасса Валентиной Богатенко видеообращением к родителям, которое растиражировали в школьных чатах.
Мероприятия продлятся до 27 августа. В этот период организаторы проведут разъяснительные беседы, различные акции и тематические конкурсы с детьми и взрослыми по дорожной безопасности, а также рейды по контролю пресечения нарушений, способствующих совершению ДТП с участием юных кузбассовцев.
Дети рулят!
Как известно, летом многие дети большую часть времени проводят на улице, что создаёт дополнительные риски. ВРИО главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Кемеровской области – Кузбасса Иван Агарков напомнил родителям, насколько важно разъяснять детям правила безопасного поведения на дорогах, всегда контролировать маршруты передвижения, не допускать фактов управления транспортом до получения соответствующего права.
Мопеды и мотоциклы наравне с автомобилями являются источником повышенной опасности, и, конечно же, управление ими требует знаний и навыков вождения.
Так, рулить мопедом могут лица, достигшие 16-летнего возраста, при наличии водительского удостоверения категории «М». С 18 лет можно управлять мотоциклом, но прежде надо получить водительское удостоверение категории «А».
Для управления квадроциклом необходимо по достижении 16-летнего возраста наличие удостоверения тракториста-машиниста, которое после обучения в автошколе выдаётся в Гостехнадзоре. При условии страховки ОСАГО и регистрации в Гостехнадзоре на них можно передвигаться по дорогам общего пользования. Что касается кроссовых мотоциклов или пит-байков, то эти средства передвижения относятся к спортивному инвентарю и предназначены только для движения на специально отведённых закрытых площадках. На дорогах общего пользования колесить на них запрещено!
«Нужно понимать, что этот транспорт отличается отсутствием полного набора оптики и зеркал заднего вида, что при достаточно большой мощности и высокой скорости делает поездки очень опасными, особенно в тёмное время суток, – предостерёг Иван Агарков.
– А если добавить недостаточные навыки вождения и психофизиологические особенности подростка, которые в полной мере не позволяют ему контролировать дорожную ситуацию, то результат вполне предсказуем».
В июне текущего года в Киселёвске произошло смертельное ДТП с участием юного водителя кроссового мотоцикла. Как было установлено, родители подарили на день рождения 10-летнему сыну мотоцикл. Спустя два дня подросток при выезде со второстепенной дороги не предоставил преимущество в движении водителю иномарки, который ехал по главной дороге. В результате рокового столкновения мальчик погиб на месте происшествия.
Строго следовать ПДД
Напомним: согласно части 1 статьи 12.7 КоАП РФ, за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления (за исключением учебной езды), предусмотрен штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей с задержанием транспортного средства и помещением его на специальную охраняемую стоянку. Если несовершеннолетний водитель старше 16 лет, штраф выписывается на его имя. Если младше — ответственность несут его законные представители.
В любом из этих случаев сотрудники приглашают на место задержания родителей юного водителя. Инспекторы по делам несовершеннолетних составляют в отношении родителей подростков протоколы по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Собранные материалы направляются на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В этом году сотрудники Госавтоинспекции пресекли более 240 нарушений правил юными водителями в возрасте до 16 лет, а несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет – только за последнюю неделю больше 40 фактов управления мотоциклами и 10 автомобилями.
Между тем управление велосипедом менее опасно при условии, что маршруты велопрогулок не пересекаются с движением транспорта. Немаловажная составляющая безопасности – технически исправное состояние велосипеда. Добавим: различные модели велосипедов типа ВМХ, не имеющие тормозной системы, являются, по сути, спортивными снарядами и не предназначены для движения по дорогам общего пользования, а только на закрытых спортивных площадках.
Одна из самых опасных ошибок велосипедистов – пересечение пешеходного перехода на велосипеде. Правила требуют: приближаясь к зебре, велосипедист должен остановиться и перейти дорогу, ведя двухколёсный транспорт рядом с собой.
Что же касается детей, то двигаться по проезжей части на велосипеде разрешено с 14 лет, при отсутствии велодорожек – строго по крайней правой полосе движения и только в один ряд. Правила разрешают велосипедистам ехать и по полосе, предназначенной для общественного транспорта, в случае если эта полоса располагается справа.
В тёмное время суток или условиях недостаточной видимости велосипедистам рекомендовано иметь при себе световозвращающие предметы.
Правила дорожного движения запрещают велосипедистам разворот и поворот налево на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении.
«Самое безопасное место для велопрогулок – это закрытые территории: парки, скверы, велопешеходные дорожки», – уточнил собеседник.
Популярность и опасность СИМов
Средства индивидуальной мобильности – электросамокаты, гироскутеры, моноколёса приобретают всё большую популярность и среди детей, и среди взрослых. Закон позволяет несовершеннолетнему владеть и управлять электросамокатом или, допустим, сигвеем. Права на такую технику не нужны. Устройства пользуются популярностью у подростков. И родители часто дарят их детям в качестве поощрения за успешное окончание учебного года, например.
«Такие подарки не самый лучший способ продемонстрировать родительскую любовь, – замечает Иван Агарков.
– Решение о покупке СИМа должно быть взвешенным и продуманным».
Ранее газета «Кузбасс» сообщала: 1 марта 2023 года начали действовать изменения, касающиеся движения на СИМах, среди которых ограничение максимальной скорости передвижения – не более 25 км/ч. Кроме того, отныне электротранспорт, на котором можно ездить по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, должен весить не более 35 кг, при этом скорость движения нужно рассчитывать исходя из приоритета в движении пешеходов. Если нет тротуаров и велодорожек, то передвигаться на СИМе разрешается по обочинам и краю проезжей части, при этом возраст водителя должен быть старше 14 лет, а на устройстве должны быть тормозная система, звуковой сигнал, световозвращатели белого цвета – спереди, оранжевого или красного цвета – с боковых сторон, красного цвета – сзади, фара белого цвета – спереди. Детям в возрасте до 7 лет на СИМе можно двигаться только в сопровождении взрослых по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам на стороне движения пешеходов.
Ребятам от 7 до 14 лет кататься на СИМе можно по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
Сегодня широко представлен прокат электросамокатов. Несмотря на то что правила аренды предусматривают: взять технику могут только те, кому уже исполнилось 18 лет, несовершеннолетние довольно активно пользуются кикшерингом. Нередко взрослые (родители, старшие братья или сёстры) предоставляют свои аккаунты, чтобы младшие члены семьи могли взять в аренду электросамокат. В нынешнем году в качестве водителей травмы в ДТП получили 5 детей, и во всех случаях ребятишки использовали прокатный транспорт.
«Роль родителей во всех вопросах воспитания и обеспечения безопасности первостепенна. Позиция родителей должна быть однозначной: не приобретать детям мототехнику до достижения соответствующего возраста и получения водительского удостоверения. К сожалению, многие родители понимают это уже тогда, когда исправить уже ничего нельзя», – констатирует ВРИО главного государственного инспектора БДД региона Иван Агарков.