Как правильно общаться с коллекторами?

18 марта 2021 | Валентина Акимова

По закону деятельность коллекторских фирм контролирует служба судебных приставов. Фото пресс-службы УФССП России по Кемеровской области.

В 2020 году в Управление Федеральной службы судебных приставов РФ по Кемеровской области от кузбассовцев поступило 666 жалоб на действия взыскателей долгов. К административной ответственности за нарушение прав граждан были привлечены 129 коллекторских организаций. По 124 делам суды назначили административное наказание в виде штрафа на общую сумму более 8 миллионов рублей.

Наибольший для нашего региона штраф – 450 тысяч рублей – назначили непубличному акционерному обществу «Первое коллекторское бюро». Арбитражный суд Кемеровской области установил, что в процессе взыскания задолженности представители этой организации вводили должника в заблуждение относительно наименования кредитора, общались с третьими лицами без согласия должника, в ходе телефонных переговоров не называли себя и не предупреждали о ведении аудиозаписи.

Самое серьёзное наказание для коллекторов – исключение из реестра юрлиц, имеющих право на данный вид деятельности. По предписанию кузбасских приставов в 2019 году из реестра были исключены две организации.

Всего в России по состоянию на начало марта 2021 года действовали 370 коллекторских организаций. Две из них зарегистрированы в Кузбассе.

Как поставить на место коллекторов, если их деятельность выходит за рамки закона?

Советует Анна Меженок, финансовый консультант, руководитель «Школы финансовой грамотности Анны Меженок».

«Коллекторы – это профессиональные взыскатели долгов, имеющие лицензию на деятельность по возврату просроченной задолженности. Все компании, которые работают в данной сфере легитимно, занесены в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности. Ознакомиться с ним можно на сайте Федеральной службы судебных приставов.

Коллекторы обязаны действовать в рамках правового поля: соблюдать установленную законом кратность общения с должником, не допускать оскорблений и угроз в его адрес и т.д. На тех, кто выходит за рамки, можно подать жалобу в три структуры: в Банк России, в Федеральную службу судебных приставов и в прокуратуру. На сайт ЦБ РФ можно зайти прямо из смартфона. К судебным приставам можно обратиться через единый портал госуслуг или направить обращение с уведомлением через «Почту России».

Если же к вам обращаются «коллекторы» из организации, которая в государственном реестре не значится вообще, это преступники. О них следует сообщать в правоохранительные органы.

Многие думают, что жалобы бессмысленны. Это не так. В 2019 году часть коллекторских фирм за допущенные грубые нарушения была лишена лицензий. Сейчас формируются поправки в Федеральный закон № 230-ФЗ от 03.07.2016 г. («закон о коллекторах»), которые могут ещё более ужесточить правила в этой сфере.

Если вы стали объектом «внимания» взыскателей, которые по каким-то причинам не хотят себя называть, хотя обязаны делать это, следует написать заявление в банк, где вы брали кредит, и попросить сообщить, кому был продан ваш долг. По закону банк обязан предоставить эти сведения. Кстати, на кредитные организации, как и на микрофинансовые, которые самостоятельно работают со своими должниками, распространяются те же самые требования Федерального закона № 230-ФЗ, что и на коллекторов.

Недобросовестные взыскатели часто угрожают гражданам, что в случае отказа вернуть долг у них могут забрать детей или жильё. Эти угрозы беспочвенны, их следует расценивать как психологическое давление. Никто не заберёт у родителей ребёнка из-за просроченного кредита. Для лишения родительских прав нужны совсем другие основания.

Единственное жильё гражданина в нашем государстве также защищено законом. Никто против вашей воли его не продаст. Даже если количество квадратных метров на одного члена семьи в доме или квартире заметно превышает социальную норму для территории вашего проживания.

Если вам звонят и предупреждают, что к вам направляют группу захвата, потому что надоело вас уговаривать, это, скорее всего, фикция. Но если кто-то действительно ломится в вашу дверь – вызывайте полицию.

Никогда не показывайте, что вас испугали угрозы. Как только вы донесёте до понимания коллекторов мысль, что не станете мириться с их навязчивостью, а будете жаловаться, их деятельность, вероятней всего, вернётся в рамки закона.

Кстати сказать, если с момента образования задолженности прошло уже более четырёх месяцев, вы имеете право вообще отказаться от любого взаимодействия взыскателей долгов с вами и с третьими лицами. Для этого нужно написать в их адрес соответствующе заявление и отправить его «Почтой России» с обязательным уведомлением о вручении.

Иногда в кредитном договоре с банком уже «зашито» ваше согласие на общение специалистов кредитной организации с третьими лицами. Иногда граждане сами дают кредиторам такое право, сообщая им дополнительный номер телефона (родственника или коллеги) на тот случай, если сами они почему-то окажутся вне зоны доступа. Согласие на общение с третьими лицами тоже можно отозвать по заявлению.

Всё сказанное выше не призыв брать кредиты и не возвращать их, потому что даже от такого «неудобства», как общение с коллекторами, должник может отказаться на законных основаниях. Мы говорим здесь о том, что все стороны должны взаимодействовать в правовом поле.

Если гражданин не может выполнить взятые на себя кредитные обязательства, он может решить проблему законным способом – через процедуру личного банкротства. Тогда и у коллекторов не будет повода обращаться к нему».

НА ЗАМЕТКУ

Взаимодействие по закону

Федеральный закон № 230-ФЗ от 03.07.2016 г. («закон о коллекторах») регламентирует следующий порядок взаимодействия взыскателей долгов с должниками:

  • Посредством личных встреч – не более одного раза в неделю.
  • Посредством телефонных переговоров – не более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц.
  • Посредством телеграфных, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в т.ч. мобильной, – не более двух раз в сутки, четырёх раз в неделю, 16 раз в месяц.
  • Время взаимодействия по всем указанным каналам ограничено: в рабочие дни – с 8.00 до 22.00, в выходные и праздничные – с 9.00 до 20.00.

Жалуйтесь правильно!

На рассмотрение обращений граждан в службу судебных приставов закон отводит 30 дней. Чтобы работа шла более продуктивно, необходимо соблюдать ряд условий:

  • Указывать в обращении не только ФИО заявителя, но и телефон, на случай, если потребуется дополнительная информация.
  • Объяснять, как образовался долг, приложив копию кредитного договора или займа, и уточнять, когда именно началось давление.
  • Указывать лицо, которое контактирует с должником (представители включённых в госреестр фирм обязаны называть себя).
  • Предоставлять детализацию телефонных соединений с указанием их даты и времени. Это важно для решения вопроса о законности частоты контактов. Также это позволит выйти на нелегального коллектора, который действует анонимно.
  • Если есть возможность – записывать телефонные переговоры и предоставлять их запись.
  • Предоставлять фото СМС-сообщений.
  • Предоставлять письменные обращения взыскателей долга к должнику.
  • Если коллекторы слишком часто общаются с должником лично (а закон допускает не более одной встречи в неделю), предоставлять фото или видеозаписи их визитов со штампом времени и даты.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo