К чему приводит слабость. «По мужски»: рецензия на фильм
11.11.2022«По мужски» подкупил нас двумя вещами: интересной задумкой и Антоном Лапенко на главных ролях. Что скрывать, актёр нам очень импонирует, за счёт своей способности к перевоплощению. А тема маскулинности и её определения была актуален во все времена. Но за последние лет десять мы не можем вспомнить фильмов, которые задавали бы подобные вопросы в открытую. Поэтому мы шли на сеанс с интересом и некоторым кредитом доверия. К чему это нас привело? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
Фильм рассказывает историю молодого предпринимателя по имени Глеб (Антон Лапенко). Он богат, успешен и женат на красавице Полине (Екатерина Щербакова). Не жизнь, а сказка. Но всё меняется, во время отдыха на даче. У него возникает конфликт с соседом, во время которого тот поднимает руку на его жену, а Глеб не находит смелости ответить. И с этого момента жизнь героя начинает идти на спад, из-за осознания собственной слабости.
В фильме очень хорошо показана проблема маскулинности. Общество традиционно восхваляет такие мужские ценности как сила и доминирование. Но при этом порой такой подход ведет к чрезмерной агрессии и асоциальному поведению. При этом есть и такие мужчины, которые росли в тепличных условиях и большую часть жизни не сталкивались с серьезными конфликтами. В фильме хорошо показано, что может произойти, если они столкнуться с агрессивными реалиями.
Создателей можно похвалить за то, как они раскрывают характер персонажа. Герой Лапенко не просто даёт слабину один раз. Он начинает прокручивать в голове варианты событий и придумывает себе оправдания. А при попытке преодолеть себя даёт слабину, снова и снова. Подобные переживания в принципе доступны всем зрителям. Если закрыть глаза на детали, каждый из нас хотя бы раз давал промашку в трудные жизненные моменты и потом прокручивал в голове более удачные варианты поступков. Фраза: «Хорошая мысля появляется посля» не просто так ушла в народ. И казалось бы, отличная задумка, но у нас возникли вопросы к создателям.
В фильме хорошо показан не столько рост персонажа, сколько его деградация. Персонаж был трусом и слабаком на начало фильма, и к концу он им же и остаётся. И да, герой пытается измениться и дать отпор своим страхам. Но в итоге делает только хуже. Это не история о том, как слабый человек набрался мужества, чтобы дать отпор. Это история о слабаке, который нашел способ самоутвердиться за счёт окружающих. Он как боялся главного противника, так и боится до самого конца фильма. А после каждой неудачи срывается на тех, кто не может дать отпор: на жене и подчиненном.
Печальная правда в том, что на наш взгляд, герой по итогу ничем не лучше антагониста. Да, в конфликте он является жертвой, но при этом его позиция максимально эгоистичная. Он не пытается вникнуть в проблемы близких, а лишь переживает за свои промахи. Кто-то скажет, что это ближе к реальности. Но в чём тогда прелесть подобной истории? Если вам нравятся истории уровня «Левиафана», то да, кино вам зайдет. Но что останется после просмотра?
Просто, какое ощущение оставит после себя фильм? Что быть слабым это нормально. Что при этом самоутверждаться за счёт близких – это норма. Центральный персонаж не бьет жену или подчиненных. Но очень удачно давит на их больные точки, зная, что отпора они дать не могут. В кино есть моменты, когда он откровенно предаёт любимую женщину, и при этом считает себя правым. Он набирается сил не для того чтобы встретить врага, дать отпор и одержать духовную победу. Он осознает собственную слабость и трусость, и волевому преодолению предпочитает подлость. Может это и ближе к реальности, но нам подобные истории не очень интересны.
И это при том, что в кино есть примеры противоположного. И мы не только про наивные кинополотна про бойцов, вроде «Парень-каратист» и «Никогда не сдавайся». Например «Гран Торино» поднимал похожие проблемы без всякого акцента на единоборства. Где также поднимались вопросы мужественности и способности отстоять свою позицию. И при этом персонажи рос как личность, а не только рефлексировал над несправедливостью бытия.
По итогу, история фильма наверняка понравиться интеллигентным снежинкам, которые увидят в главном герое себя. Мы же можем оценить сюжет как пособие по тому, как поступать не стоит. Главный персонаж эгоистичен и плох во всём, от начала и до конца. Если вам нравятся истории в стиле Звягинцева, то и сюжет «По мужски» вам наверняка придётся по вкусу. Нам же подобный продукт неинтересен.
Персонажи и актёры
Сразу отметим, все претензии к персонажу не отменяют актёрских данных Антона Лапенко. Здесь он очень хорошо раскрывается как многогранный драматический актёр. Поэтому ему мы можем лишь поставить плюс. Также очень хороши актёры на остальных ролях. Все на своих местах. Особенно удачно смотрится Сергей Васин в роли антагониста. Тут он отлично подошел по фактуре и отлично дополнил образ исполнением. Также очень выигрышно смотрится Полина Синильникова.
При всех претензиях к сюжету, актёрскому составу хочется лишь прибавить плюсов. Первый плюс, за удачный каст в принципе. Второй, Антону Лапенко, за раскрытие драматического потенциала. Третий, начинающим Сергею Васину и Полине Синильниковой, надеемся ещё увидеть их в других ролях и проектах.
Картинка и звук
В визуальном плане фильм смотрится приемлемо. Крышесносных операторских решений мы фильме не наблюдали, но тут они и не нужны. Здесь камерная и лиричная история, где основной акцент делается на сценарий, а не на визуал. А те кадры которые есть подобраны достаточно удачно и не вызывают нареканий. Поэтому картинка получает от нас плюс.
В плане звука фильм пошел по стопам «Старикам тут не место». Саундтрек в нём отсутствует, если не считать закрывающей темы. Данное решение скорее идёт в плюс к общему тону фильма. Здесь максимально приближенная к реальности история, где композиции скорее пошли бы во вред. А так создается максимальное погружение зрителя и его вовлеченность в реальность кинополотна. Поэтому, как бы странно это ни звучало, фильм получает плюс за звук, при полном отсутствии саундтрека.
Итог
На наш взгляд «По мужски» получился крайне неоднозначным кинополотном. Он хорошо смотрится как произведение в вакууме: визуал, звук, актёрская игра и общая атмосфера очень хорошо гармонируют друг с другом. Тут отдадим должное: режиссер Максим Кулагин и сценарист Денис Кулагин смогли создать цельное стильное кино.
Проблема в том, что финальный посыл фильма остаётся непонятен. Если создатели хотели создать историю о преодолении, то его в фильме мы не наблюдаем. А если хотели создать бытовую драму, то непонятно зачем были нужны потуги главного персонажа. А если хотели сублимировать собственные переживания, то искусство на то и искусство, что с его помощью можно обратить негатив в позитив. Тарантино был потрясен, когда мальчишкой узнал об убийстве Шэрон Тейт. И уже будучи режиссером позволил себе переиграть карты в «Однажды в Голливуде».
Стоит ли идти в кино? Если вы хотите оценить способности Антона Лапенко и других молодых актёров, можете сходить. Также если вам нравятся мрачные бытовые драмы в стиле «Левиафана», то и «По мужски» вам скорее всего придётся по вкусу. Остальным же лучше воздержаться от просмотра.
Читайте также:
- Жителям Мысков напомнили, к чему приводит вождение в…
- Клип смешной, а фильм отстой. «Красная шапочка» —…
- Чему 2020-2021 годы научили предпринимателя?
- К чему снится родить девочку
- «Бег»: рецензия на фильм
- «Искусственный интеллект»: рецензия на фильм
- «Неадекватные люди 2»: рецензия на фильм
- «Реальные пацаны против зомби»: рецензия на фильм