Как сделать детский сад местом необыкновенных открытий для маленького человека? Как передать подрастающему поколению историю, ценности, традиции, особенности быта и обычаи народа? Педагоги кемеровского детсада № 14 знают ответы на эти вопросы, ведь они успешно участвуют во всероссийском проекте «Чердак времени».
Особое место
Почему именно чердак? А ведь только тут можно найти что-то таинственное, неизведанное и очень нужное для каждого ребёнка. Уверена, что мамы и папы ещё помнят те времена, когда лазили по бабушкиным чердакам в поисках старых, но таких необходимых вещей.
«Чердак времени» в детсаду – это особенное пространство для совместного творчества и общения детей и взрослых. Это место, где можно слушать интересные истории, фантазировать, изучать предметы старины… Превращаясь в исследователей прошлого, ребята под присмотром воспитателей регулярно отправляются в тематические путешествия. Находя необычные предметы прошлого, дошкольники знакомятся с ними, узнают их историю, сферу применения. А потом превращаются в фантазёров-изобретателей… и придумывают новый предмет, наделяя старый необычными качествами и свойствами. Для этого используют самые разнообразные материалы (пластилин, конструктор, тесто, нитки и прочее). Тем самым в том числе заботятся и об экологии.
Помимо основных этапов проекта, воспитатели детсада вместе с детьми активно принимают участие и в дополнительных мероприятиях. Например, становятся участниками-студентами «Академии чердачных наук» (рассматривают фото школ, в которых учились родители, бабушки и дедушки, а после придумывают свою школу будущего), проводят праздники по старинным обычаям.
Интерес, который подогрели
– Уже в дошкольном возрасте дети проявляют интерес к истории и культуре родного края, страны. Девочки часто задают вопросы о домашней утвари, убранстве жилища в прошлом и, конечно же, о моде. Мальчиков интересуют орудия труда, приспособления для охоты, рыбалки, средства передвижения. Так было и есть. Интерес наших детей, воспитанников детсада № 14, к прошлому страны возрастал, и мы стали искать способы, как его не только поддержать, но и выйти на новый уровень познавательного развития. Именно тогда приняли решение присоединиться к всероссийскому проекту «Чердак времени», организованному Университетом Детства и педагогами-победителями Международного конкурса имени Л. Выготского. Сегодня в проекте принимают участие более 130 детских садов со всей России, – рассказывает Юлия Лушникова, воспитатель детского сада № 14.
Кстати, участие в «Чердаке времени» с первого дня привлекло не только детей, но и родителей. Воспитатели создали пространство, совместно с мамами и папами наполнили его «вещами прошлого» и «поселили» постоянного жителя. Им стал Шахтёрский Уголёк – хранитель старинных вещей, историй и ценностей. По детсадовской легенде именно этот Уголёк 300 лет назад нашёл Михайло Волков на берегу реки Томи, и с него началась история нашего Кузбасса. Любопытно, что активное участие в проекте награждается специальной чердачной валютой – бряками, которые потом обмениваются на диплом от «Чердака времени».
Мир открытий чудных
Чердачное пространство каждый раз преподносит новую тему для открытий.
Аня Братчикова, воспитанница группы «АБВГДЕйка», вспоминает, как они открыли расписной сундук на «Чердаке времени» и нашли в нём кокошники: «Они были такие красивые, все украшены бусинами, серебристыми нитками… Зимними вечерами девушки собирались на посиделках, шили и украшали кокошники. Русские красавицы носили их по праздникам, берегли и передавали своим детям, а те – своим. И мы с девочками решили тоже сделать кокошники, получилось очень красиво!»
Нашлись на «Чердаке времени» и валенки – старинная русская обувь. Вернувшись домой из детского сада, Степан Павлюченко поинтересовался у родителей, знают ли они, как называют человека, который мастерил валенки. «Валяльщик – это старинная профессия, очень тяжёлая. Сначала нужно шерсть подготовить, расчесать, скатать несколько слоёв в войлок, а уже из него делать – «валять» валенок по размеру».
Ещё одна находка была обнаружена ребятами около экспозиции «Томская писаница», расположенной в музее детского сада «Семь чудес Кузбасса». Дети нашли около импровизированных скал древние зубные щётки. Фёдорова Аня рассказывает о находке: «Мы с друзьями нашли деревянные палки, на конце были перья, щетинки. Стали гадать, что же это такое и для чего палочки нужны были древним людям. Я догадалась, что такой штукой удобно чистить зубы… ведь у древних людей не было врачей, им нужно было беречь зубы! А потом мы с воспитателями придумали зубные щётки будущего! Когда я вырасту, то стану инженером и буду придумывать для детей щётки с глазами и руками, которые будут видеть микробов и ловить их».
С большим увлечением дети вспоминают и о большой стирке на «Чердаке времени». Ребята нашли необычный предмет с ребристой металлической поверхностью и деревянной рамкой вокруг. Для чего он был нужен и как его использовали, поведали «русские красавицы» – воспитанницы группы. Мальчишки и девчонки с усердием принялись стирать платочки, погружая их то в пену, то с усилием тёрли ими по доске! «Да это же настоящий предмет-помощник!» – пришли к выводу дети и отправились искать его современный аналог. Поиски привели юных исследователей в прачечную детского сада. Именно там огромные машины стирают постельное бельё, полотенца, одежду сотрудников детского сада. «Эх, жаль, что дома мама стирает на стиральной машине, стирать на доске – это так весело и интересно!» – восхищается Дима Чуб.
– Путешествие во времени – интересная игровая форма представления детям целостной картины мира. Особенно актуально использовать данную практику в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определённый багаж знаний. Дети не только узнают историю появления и использования старинных предметов, но и видят и понимают, что вещи со временем меняются, становясь более удобными и комфортными, – считает Анна Ткачева, воспитатель кемеровского детского сада № 14.
подробности
Проект «Чердак времени» создан группой педагогов из разных городов нашей необъятной России на «Летней школе» конкурса имени Л.С. Выготского. Через знакомство детей с предметами прошлого и создание атмосферы таинственности моделируется ситуация развития навыков будущего: креативности, кооперации, коммуникации, критического мышления (навыки 4К).
Чердак времени – это про:
– ценности;
– прошлое;
– творчество.
ЕСТЬ ИДЕЯ!
Впереди лето – самое время получить новые знания в игровой форме. Проект «Чердак времени» предлагает детям и их родителям тёплым летним вечером поискать рядом с собой старинные предметы, вспомнить, как ими пользовались ваши родные, поговорить о прошлом и почувствовать его связь с настоящим. Попробуйте представить жизнь без электричества, стиральной машины и микроволновой печи и даже без сотового телефона. Особо смелые могут попробовать даже пожить такой жизнью, хотя бы денёк.
Анна Тимощук.