Искусство яркости и мрака: о том, как устроена работа художника по свету

06.07.2023

6 июля 2023 | Информационный портал Кузбасс

11 июля пройдёт неофициальный праздник всех светооператоров — “День художника по свету”. Во многих театрах, концертных залах, домах культуры работают люди этой профессии. Они среди нас: кто знает, возможно, ваш сосед или коллега тоже в самом прямом смысле слова зажигает на концертах и спектаклях?

Но как же устроено это дело “изнутри”? Илья Тараскин, начальник цеха художественно-постановочного освещения Музыкального театра Кузбасса им. А. Боброва, а также его штатный художник по свету, рассказал о профессиональном пути, о тонкостях световых решений и о специфике своего труда.

Как вы пришли в профессию художника по свету?

Довольно длинная история, как я пришел в профессию, потому что это случилось достаточно давно: в далеких десятых годах. Это было довольно случайно событие. Из сферы: “Привет. Не хочешь тут посидеть, потыкать кнопочки, фонариками помигать?” Впоследствии я начал интересоваться, развиваться в этом, стала интересна как раз сфера работы со светом: как это все устроено, какие там приборы и как в принципе ставится световая картинка.

В каком заведении вы впервые работали со светом и как туда попали?

В свое время в Кемерове был такой ночной клуб — “Москва”. Я туда попал как дизайнер-оформитель. Мы оформляли сцену и площадку, то есть, ночной клуб к какому-нибудь тематическому вечеру. И так как чаще всего среди нас были студенты совсем молодые и юные — то почему бы и не остаться в ночном клубе на ночь? Вот там я и начинал работать.

Были первые начальные шаги работы со светом. Когда местному светооператору нужно было отойти, условно, покурить, он говорил: “Ну ты посиди кнопочки потыкай — и вот, получишь какой-то результат”. И я оставался в пультовой вместе со светарями, звукарями, видеонщиками и ходил подсматривал, что они делали. И понятное дело, что там тоже были молодые ребята и рассказывали, кто за что отвечает. Ну и впоследствии начал интересоваться и углубляться в какие-то вещи.

Как вы стали дизайнером-оформителем?

Тоже длинная история. Если начинать все с самого начала рассказывать, все мое становление началось со студенчества. Пришел в университет, нужно же чем-то заниматься помимо учебы: рассматривал различные активности, которые тогда были. И при Стуклубе была техническая группа факультета.

Я туда пошел, мне было интересно делать что-то руками на концерте — ставить декорации, придумывать, рисовать, псевдобутафорские вещи колотить. Такой интересный досуг для студента, почему бы и не делать то, что у тебя, в принципе, неплохо получается? Было интересно, поэтому пошел в техническую группу, а впоследствии, перешел в дизайнеры, которые непосредственно оформляли ночной клуб “Москва”.

Что было после клуба?

Затем я долгое время работал дизайнером-оформителем в компании, которая занималась оформлением праздников, дней города и много еще чем. И в один из дней мне предложили: “Ну вот ты же знаешь там программу, там плюс-минус, в каком-то ключе? Выйди за меня — поработй на банкете. Ничего сложного. Просто там посветить, кнопочки понажимать”.

А я говорю: “Да, почему бы и нет”. Вот с это и начинается, непосредственно, мой путь как светооператора, художника по свету. С банального “выйди за меня и посвети”. Чуть меньше года я работал в банкетном зале “Континет” именно как светооператор, а потом меня по счастливой случайности пригласили работать в концертный зал КемГУ.

Туда как раз тогда поступило новое оборудование. То есть, как начинал в концертном зале, так в концертный зал снова и вернулся. Фактически я там был до 2019-го года. Потом решил переехать в Новосибирск поработать в другой сфере. Можно считать, что на год прервал свою профессиональную деятельность. И через год я вернулся и нашел работу, как раз таки, в Музыкальном театре как художник по свету. А через год мне предложили стать начальником цеха художественно-постановочного освещения.

Что было самое сложное при обучении работать со светом?

Когда я учился, никто еще не думал особо о картинке. Это был достаточно простой и примитивный свет, учитывая, что я учился на банкетах и в ночном клубе. Там самое главное — чтобы было ярко, светло, высветить артистов.

О композиции, особенно художественной, я особо не задумывался. Наверное, проблема была в отсутствии информации, которую можно было бы где-то почерпнуть: в интернете было не так много тем про свет и про то, как с этим работают. Какие-то мануалы, они в основном были бумажные, а чтобы в интернете посмотреть, как делают другие люди — такого особо не было. Вся учеба состояла, как раз таки в самообучении при работе с пультом. Тыкнул — посмотрел результат. Что-то пошло не так — подумал, как этого результата достичь. 

В чем заключается работа художника по свету?

В создании атмосферы. Будь это спектакль, концерт или какое-то выступление, ты создаешь атмосферу для артиста, чтобы в эту атмосферу поверили зрители. 

Как создать атмосферу при помощи света?

Надо начать с того, что нужно знать, какую эмоцию необходимо вытащить из этой атмосферы. То есть, нельзя из пустого места сказать: “Тут будет мрак”. В любом случае, у нас есть режиссер, который является самым главным человеком в постановке и он должен обозначить ту форму, к которой мы должны прийти в той или иной сцене.

Ну, например, здесь у нас тронный зал. И режиссер может сказать: в тронном зале должно быть все помпезно, ярко, светло и так далее и тому подобное. Ну или там будет сцена в тюрьме — мрак и сырость. Соответственно, обрабатывая всю информацию, ты начинаешь создавать саму атмосферу, которую просит режиссер.

Также стоит понимать, какова идея в принципе самого спектакля: трагедия это или комедия. В нашем случае, все спектакли музыкальные, соответственно, они подразумевают большое количество света. Музыкальные номера и должны подчеркиваться световыми картинами, переходами.

И немаловажную роль играют еще декорации, нужно отталкиваться от них. В театре ты больше начинаешь работать с ними, нужно подчеркнуть, что здесь они деревянные, имеют такую-то фактуру. Либо же они плоские, и необходимо с помощью  тени и света изобразить это. Зритель действительно будет чувствовать, что он присутствует здесь и переживает вместе с артистом ту эмоцию, которую он подает.

Может ли темнота тоже быть инструментом?

Темнота — это один из главнейших инструментов, которым можно манипулировать, потому что она самый простой инструмент: выключить все — чистый холст, с помощью которого можно построить, завершить, сменить световую картину. Это основная часть, которая связует все кусочки. 

Работа начальника художественно-постановочного цеха сильно отличается от работы обычного светооператора?

Очень много всякой бумажной волокиты, бюрократии. Нужно заниматься построением отчетов, бумаг, заявок, служебных записок и прочей рутинной работой. У нас прошел новый спектакль, премьерный — “Служебный роман”. Мы его сдали, зритель его принял, и я вот сижу, занимаюсь бумагами по новому спектаклю, оформляю все материалы, которые были потрачены на этот спектакль, какие-то бутафорские вещи выстроены. Подготовка к спектаклю тоже трудоемкая: художник-постановщик и художник по свету нового спектакля предоставляют техническое задание, по которому этот спектакль будет создаваться.

Моя задача — из этого технического задания понять, что по материалам нужно, где, что и каким образом будет светиться, а также где, куда это будет расставлено по сцене. Все это обсуждается перед самим спектаклем, перед репетицией, перед непосредственно самой постановкой.

Ну и да, создание всех этих светобутафорских вещей, которые будут светиться на сцене: либо они светятся сами, либо они светятся автономно, через пульт, отдельно, с кнопочкой, без кнопочки. Очень многовсяких вот мелких нюансов, которые нужно проработать, понять, из чего это сделать. Написать заявку, проследить, чтобы эту заявку исполнили. То есть, отчасти офисные и нудные вещи, которые приходится делать. 

Насколько важен свет во всем спектакле?

Если взять какую-нибудь условную театральную постановку со светом, со звуком, артистами, костюмерами и начать выдергивать из этой постановки по одному кусочку, например, убрать свет целиком, зритель все равно придет послушать артиста. Даже, допустим, при дежурном освещении будут выходить артисты что-то петь, танцевать, зритель все равно будет это воспринимать как постановку. Убрать у них костюмы — будут выходить в своей одежде: артист будет отыгрывать, зрителю будет это нравится. Убрать звук — да, тут будет довольно камерная атмосфера. Но опять же артист все равно выйдет и выступит.

То есть, свет в общей постановке это всего лишь один кирпичик всей этой огромной системы. На самом верху работа артистов, потому что в первую очередь зритель приходит смотреть на его работу и то, как он будет отыгрывать ту или иную роль, а все остальное — это как раз кирпичи, которые будут выстраивать целостный спектакль. 

Где вы черпаете вдохновение?

Из всего. По прошествии нескольких лет, что я работаю в театре, начал больше смотреть живописцев. Отчасти спектакль — это живая картина, полноценная, со своей глубиной, с яркими акцентами. Картины в принципе точно так же пишутся: художник расписывает, делает какие-то акценты, создает глубину с помощью цвета. Здесь то же самое. С помощью цвета и света ты создаешь акценты. Поэтому стараюсь больше интересоваться живописью, смотреть различные картины, именно анализировать в плане того, как там построена композиция. 

Также из фильмов. Преимущественно из старых, потому что там было больше работы именно с живым светом. В современных фильмах снимают естественное освещение, то есть, технология дошла до того, что уже не отличить, где настоящее, а где  искусственное. А в старых фильмах она еще “аналоговая”. Какие-то вот такие штрихи, акценты там очень хорошо видно, можно почерпнуть и перенести на сцену. 

По каким критериям можно оценить качество постановки света?

Это исключительно субъективная оценка: хороший свет или плохой. Сколько людей, столько и мнений, в любом случае. Нельзя дать оценку свету объективно. Вот пришел какой-то зритель, который любит просто ходить в театр и скажет: “Мне все понравилось”.

А какой свет? А он даже и не заметит, что какой-то был свет сверхгениальный. Придут специалисты. которые знакомы со всей “кухней” — вот да, они посмотрят и скажут: “Нда, а вот тут фонарь криво стоял! А вон там вот кого-то плохо засветили. И вообще там половину номера, половину спектакля “пушка” (прожектор, которым управляет отдельный человек) косячила”. Опять же это будет исключительно субъективное мнение о целой картине. Поэтому не могу сказать, как это можно оценить.

Какая у вас любимая часть работы?

Наверное, когда все получилось и ты получаешь удовольствие от того, что все, что и как ты придумал,воплотилось в жизнь.

Случались ли технические казусы во время работы и как вы с ними справлялись?

Конечно, случались. Здесь же играет много факторов: человеческий, технический, разные не зависящие от нас факторы природы. Например, живой случай нашего театра. В каждом театре есть своя роза ветров. Так как помещения огромные, проходят различные места сквозняков: где там работает или не работает вытяжка, открытые двери. То есть, начинают эти движения ветров по театру ходить.

Роза ветров театра достаточно непредсказуема. И в один день на спектакле запланированный дым либо туман может распространяться в абсолютно случайные направления. Он может уйти в сторону арьера и сидеть там. В другой день он может наоборот уходить в зрительный зал и висеть огромной тучей. От этого никто не застрахован и ничего ты с этим сделать не можешь, потому что так устроен театр и по такому принципу здесь бегают ветра и распространяют облака тумана либо влево либо вправо, либо вперед либо назад. 

Отказывает техника, человек может ошибиться, даже если он программу знает идеально. Световые шаги пропускаем периодически, ЗТМ (полное затемнение на сцене) не вовремя делаем. В технике — элементарно в ламповых приборах перегорают лампы, приборы перестают работать, потому что они имеет свой определенный ресурс и выходят из строя. То же самое со звуком, с микрофонами и с декорациями тоже. И артисты, бывает, забывают выйти на сцену на свой номер вовремя либо же встать в нужную точку.

Какие тенденции театрального освещения существуют, и что ждет эту сферу в будущем?

В первую очередь, рынок световой индустрии идет к светодиоду. Сейчас приборы на лампе купить сложнее, нежели на светодиоде. Это прекрасная тенденция, я считаю. Знаю, что многие художники по свету, светооператоры старой закалки, которые в возрасте и которые работают очень много лет в этой сфере, категорически отказываются от светодиода. 

Говорят, что это “не то”, что он не театральный, что у него совсем не те параметры. Совсем не соглашусь с ними, потому что технология уже давно шагнула вперед, светодиоды сейчас делают настолько качественные, яркие, с таким огромным количеством параметров, что они ни разу не будут уступать лампе. И поэтому я все-таки считаю, что нужно шагать в ногу со временем и световое оборудование должно соответствовать тем требованиям, которые необходимы современному театру, концертной площадке или дому культуры. 

Сейчас уже последние несколько лет идет тенденция на монохромность в световой партитуре, и спектаклей это тоже касается отчасти. Последние несколько спектаклей, которые мы ставили, к примеру, “В джазе только девушки” — очень монохромный спектакль. Все построено буквально на трех-четырех основных цветах, которые между собой сменяются. Не берем в расчет музыкальные номера, потому что они выбивают играющих из такой сферы, в которой они находятся и переносят их в какие-то, условно, их фантазии. 

А так наш театр смело шагнул в новую тенденцию — это светодиодные экраны. Два огромных боковых и огромный на весь задник. Это прекрасная тенденция, и думаю, нужно с этим уже смириться. Хотя говорят, что это не театрально, но с ним просто нужно уметь работать. Это все тот же световой прибор, просто он огромный да еще и показывает какие-то картинки.

Какие навыки нужно иметь, чтобы работать художником по свету в театре?

Для начала, нужно владеть световой консолью, чтобы понимать, как строится работа именно оператора. Необходимо понимать, как работают световые приборы, потому что они для художника по свету — как кисти для художника. Это основа, которую ты будешь создавать.

Обязательно нужна насмотренность всей индустрии. Нельзя прийти и сказать: “Я художник по свету”, при этом не зная, как работают твои коллеги. Нужно по максимуму знать, как выглядят картинки со всего мира. Нужно быть технически подкованным в плане развеса оборудования и того, как оно работает в принципе.

И общечеловеческие качества: умение коммуницировать с людьми, пунктуальность и добропорядочность.

 

Полина Чернядьева

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *