В преддверии 300-летия региона мы подводим итоги того, как развивались и с какими результатами завершают 1000 дней разные отрасли экономики нашего региона. Начали с самого главного — с угольной промышленности: какие задачи удалось решить, а над чем еще предстоит поработать.
Недавно гендиректор ОАО «РЖД» Олег Белозеров, вице-премьер Марат Хуснуллин, и министр транспорта Виталий Савельев посетили стройку Байкало-Амурской магистрали в рамках развития Восточного полигона по нацпроекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Модернизация и расширение Восточного полигона РЖД — залог роста экономики Кузбасса. Именно по БАМу и Транссибу в Азию отправляется большая часть угля, добываемая в кузбасских шахтах и на разрезах: из-за сокращения европейских рынков в связи с переходом на альтернативные источники энергии, угледобыча переориентировалась на восток. Однако из-за ограниченных провозных мощностей, уголь не успевают транспортировать в страны АТР. Шахтеры продолжают работать, но вывезти добытый уголь не получается.
Сокращение добычи угля в условиях пандемии — мера неэффективная: с экономикой и так все непросто, угольный кризис то ли кончился, то ли нет. Более разумное решение — расширение и развитие восточного направления БАМ. Эту точку зрения разделяет и федеральный центр.
Вопрос о расширении магистралей на высшем уровне рассмотрели в 2018 году. Комиссия по топливно-энергетическому комплексу под руководством президента России Владимира Путина в Кемерове решила расширить Восточный полигон таким образом, чтобы к 2025 году он пропускал на восток 195 миллионов тонн российского угля. Участники совещания подчеркнули, что соглашение послужит не только интересам Кузбасса, но и интересам РЖД, да и вообще всей страны.
А БАМ и ныне там
Увы, к обсуждению расширения Восточного полигона вернулись только в 2020 году во время визита первого зампреда правительства России Андрея Белоусова в Кузбасс. Он спустился в шахту — посмотреть, как добывается уголь, и лично пообщался с горняками. Обедая с шахтерами в столовой, Белоусов произнес одну короткую фразу: «Я считаю, что мы задолжали Кузбассу».
Вскоре состоялось совещание с РЖД относительно перевозок в восточном направлении: компания обязалась ежемесячно вывозить из Кузбасса на экспорт не менее 53 миллионов тонн, а также дала скидку 12,8% на перевозки угля на экспорт через западные порты. К сожалению, преференции со стороны РЖД быстро прекратились: через полгода компания отказалась от обязательств в одностороннем порядке. Руководство Кузбасса отреагировало мгновенно. Губернатор Сергей Цивилев напомнил, что угледобыча кормит полтора миллиона жителей Кузбасса, а потому он продолжит защищать интересы горняков и их семей.
«Угольная отрасль — это шахтеры и их семьи, более полутора миллионов жителей Кузбасса, чья работа так или иначе связана с добычей угля. Шахтеры дают работу энергетикам, строителям, транспортникам, металлургам, машиностроителям, химикам и другим отраслям экономики России. Кузбасс чужого не просит», — заключил Сергей Цивилев.
Попытка номер два
Переговоры правительства Кузбасса и РЖД продолжались вплоть до 2 декабря 2020 года, когда было подписано новое соглашение — объемы вывоза кузбасского угля в 2021 году в восточном направлении на экспорт не уменьшатся и составят не менее 53 млн тонн.
Сложно сказать, как будут развиваться отношения кузбасского правительства и железнодорожной монополии. Ключевой вопрос заключается не в миллионах тонн, которые, как известно, шахтеры добывать умеют, а в том, сколько из этих тонн можно оперативно из региона вывезти, не мешая при этом другим важным для страны грузам, которые едут по БАМу и Транссибу. И на этот вопрос есть только один ответ — модернизация транспортной инфраструктуры.
Достучаться до Кремля
В юбилейный для Кузбасса год проблему экспорта угля обсуждали уже на самом высоком уровне. 2 марта 2021 года президент России Владимир Путин провел совещание по развитию угольной отрасли и поручил правительству уделить внимание экспортному потенциалу Кузбасса, заявив о необходимости обеспечить рост перевозок в восточном направлении.
«Отдельно прошу уделить внимание экспортному потенциалу нашего ведущего угольного района, Кузбасса. К 2024 году в восточном направлении необходимо обеспечить (…) как минимум плюс 30% перевозок угля по сравнению с 2020 годом», — сказал он на совещании по развитию угольной отрасли.
Кроме того, президент поручил зафиксировать этапы строительства и параметры расширения БАМа и Транссиба, подготовить поквартальный график этой работы до 2024 года. График будет утвержден правовым актом Правительства РФ после доклада Владимиру Путину.
Во время визита в Кемерово 6 марта Михаил Мишустин также подчеркнул важность этих показателей для развития кузбасской экономики, но отметил, что она нуждается в диверсификации. И поставил подпись на программе социально-экономического развития региона до 2024 года.
Не углем единым
Развитие Восточного полигона — важное условие роста экономики региона: расширение восточных рынков сулит выгоды не только Кузбассу, но и всей России в целом. Пока что уголь — главный экспортный продукт региона, обеспечивающий пополнение бюджета региона и строительство социальных объектов. Однако не стоит забывать, что руководство Кузбасса активно занимается диверсификацией экономики.
Всего 4 дня прошло между поручением президента утвердить программу и визитом в Кузбасс Михаила Мишустина. По программе социально-экономического развития регион получит 51 млрд рублей федерального финансирования на развитие инфраструктуры и диверсификацию экономики, реализация программы позволит создать 13 000 новых рабочих мест в неугольных отраслях.
Выходит, что губернатор не зря со всех возможных трибун заявлял о том, что региону нужна федеральная поддержка и водил московских гостей в шахты.
Бюджетом сыт не будешь
Преобразования региона к 300-летию не остались незамеченными не только федеральным центром, но и крупным бизнесом, который впервые за долгое время начал наращивать инвестиции в Кузбасс.
Так, на Петербургском международном экономическом форуме Сергей Цивилев заключил ряд знаковых инвестиционных соглашений на общую сумму более 300 млрд рублей. Все соглашения предусматривают развитие неугольных отраслей экономики и позволят создать почти 12 000 рабочих мест на этапе строительства объектов, более 7 500 новых рабочих мест — по итогам реализации проектов.
Таким образом, на каждый рубль федерального финансирования по программе социально-экономического развития регион получит 6 рублей частных инвестиций. Общее количество новых рабочих мест в неугольных отраслях экономики превысит 20 000.