После смерти актёра Чедвика Боузмана у Marvel появилась довольно нетривиальная задача. Как продолжить историю «Чёрной Пантеры» и Ваканды без её главного лица? И ведь продолжение напрашивалось. Первый фильм про африканского героя собрал миллиард в прокате и отказываться от продолжения никто бы не стал. Заменить актёра? Боузман уже стал лицом компании, которая продвигает идею связи своих звёзд с персонажами. Позже стало ясно, франшизу начнут переделывать под новые обстоятельства. Все планы на историю про Чёрную Пантеру пришлось оперативно переделывать и одним из первых шагов в данном направлении стала «Ваканда навеки». Был ли этот шаг удачным? Рассмотрим с КиноКузбассом.
Сюжет
Фильм подкупает очень трогательным началом – прощанием с Чедвиком Боузманом и его героем Т’чаллой. Тут создатели всё сделали красиво. И, будь это частью другого фильма, всё было бы прекрасно. Но затем начинаются три часа основного недоразумения.
Главным героем становится сестра Т’чаллы – изобретательница Шури. После смерти принца Ваканду возглавляет его мать – королева Рамонда. Страна находится под прицелом всего мирового сообщества. Все хотят получить вибраниум, но африканцы отвечают жёстким отказом. Тут на сцену выходит новый игрок – Нэмор, царь подводного царства Талокан. Подводники тоже нашли вибраниум и не хотят делиться им с жителями суши. Поэтому он предлагает Шури объединиться и напасть на весь остальной мир. А в случае отказа грозится напасть на Ваканду (генитальный дипломатический ход). Вполне предсказуемо, между странами возникает конфликт, который приводит к войне.
Новая «Чёрная Пантера» является достойным преемником предыдущего фильма. Тот же скомканный сюжет, те же картонные персонажи и злодей без вменяемой мотивации. Всё это усугубляется бессовестно растянутым хронометражем фильма. «Война Бесконечности» была переполнена событиями и длилась 2,5 часа. «Финал» грамотно объединил абсолютно всю франшизу и длился 3 часа. «Ваканда Навсегда» тоже длится 3 часа и рассказывает о событиях масштаба села Кукуево. Великая сверхпродвинутая африканская страна и подводная цивилизация ихтиандров сводится к масштабам одного города. Кстати о подводниках…
Генитальные сценаристы связывают подводную цивилизацию с южно-американскими индейцами майя. Якобы небольшая группа индейцев нашла особое растение, приняла его и убежала жить в воду. Вопрос. Как 20 индейцев смогли за 400 лет расплодиться до мегаполиса? А если начать анализировать, то как они отгрохали целую цивилизацию? Постройки, показанные в фильме, требуют усилий огромного количества людей и ресурсов, которые пришлось бы собирать на огромной территории.
Выглядит данный сценарный шаг максимально глупо, если хоть немного включить мозг. И главное, он был совсем не нужен. В комиксах был и Нэмор, и его царство. Но там это была легендарная Атлантида, которая строилась тысячелетиями. А здесь? В попытке внести неуместный национальный колорит создатели породили обилие сценарных дыр.
Поневоле мы при просмотре сравнивали «Пантеру» с «Аквамэном», где тоже была подводная цивилизация. И в творении DC жизнь атлантов явно прописана лучше. Понятно, откуда взялись технологии, инфраструктура и другие достояния подводников. В «Пантере» же местные ихтиандры достигли всего потому, что так захотели сценаристы. Но при этом мастера пера не задумались над деталями, которые оправдали бы данное решение. Выглядит это так, будто креативщики и сценаристы просто подумали: «А давайте сделаем подводников индейцами?!». Шаг уровня игр пятилеток в солдатики, где в боях между гномами и орками внезапно появляется красная армия.
Ещё одна проблема – это внешний вид и материальная культура мескиканцев из лужи. Они выглядят не как сверхраса с мегатехнологиями, а как примитивные дикари. И это при том, что те же жители Ваканды смотрятся вполне гармонично, соблюдён баланс между африканским национальным колоритом и современной культурой.
На уровне персонажей всё тоже очень печально. Может показаться, что их главной проблемой стала нарочитая повестка: все ключевые положительные персонажи – женщины. Частично это можно было бы списать на следствие предыдущего фильма. В нём основной упор делался на Т’чаллу и его историю, где женские персонажи занимали важную, но второстепенную роль. А теперь, когда его нет, что остаётся создателям? Ввести ещё больше женских персонажей, а оставшихся мужчин низвести до роли персонажей функций. Серьёзно, единственный мужчина в фильме, который не находится в подчинении у женщин – это антагонист. Но это ещё не проблема сама по себе. Главная претензия в том, что персонажи в фильме никакущие. Они максимально антихаризматичны и малоинтересны. Единственный персонаж, который выглядит аутентично – это королева Рамонда. И всё.
Может это мы сексисты и параноики, которым заговор видится там, где его нет. Но почему-то у нас не возникает подобной антипатии при просмотре более вменяемых произведений. Например, «Дороги ярости» или сезона про ведьм из «Американской истории ужасов».
Ещё одна проблема фильма — он ничем не оправдывает появление новой «Чёрной Пантеры». Помните, как Т’чалла проходил испытания, чтобы доказать, что он достоин? Помните, как он оправдывал свою избранность? Так вот, забудьте! Шури воссоздает цветок, дающий суперсилы, и решает принять его. И почему именно она должна принять его? Чёрная Пантера в первую очередь воин и вождь, который достоин своего статуса не только за счёт силы, но и за счёт других качеств. А здесь чем данный шаг оправдан в рамках произведения? Это как если бы учёный, создавший сыворотку Капитана Америки, применил её на себе, а не на достойном кандидате. И это при том, что в комиксах Шури действительно становилась Чёрной Пантерой. Но это, во-первых, грамотно обыгрывалось и подавалось, а во-вторых, привело к печальным последствиям.
В конце фильма зрителям опять решают напомнить о смерти Чедвика Боузмана. И вот тут у нас возник некоторый дискомфорт. Что более уважительно по отношению к лицу франшизы, который скончался до завершения произведения? И тут первым делом вспоминается история с «Форсажем» и Полом Уокером. Создатели не стали эксплуатировать смерть актёра для создания новой сюжетной линии. Они не стали убивать персонажа за кадром, заморочились с дублёром и графикой, а в конце простились с ним, как со старым другом. И в дальнейших фильмах тему его гибели никак не поднимали. Что сделали в Marvel? Смерть Чедвика Боузмана обыграли для того, чтобы продвинуть ранее второстепенных персонажей, и обсуждали на протяжении всего фильма. И теперь факт его смерти будет главным связующим звеном для франшизы. Не очень хочется морализировать, но раз создатели встали на подобные рельсы, то и у нас возникают соответствующие вопросы.
По итогу сюжет новой «Чёрной Пантеры» максимально растянут, невнятен, аляповат и что самое печальное – невероятно скучен. Даже детям картинка наскучит уже спустя минут 20 фильма, а взрослые уже после нескольких сцен начнут задаваться вопросом: «На что я трачу свою жизнь?».
Картинка и звук
В визуальном плане нас ждёт стандартный фильм Марвел. Всё смотрится круто, дорого-богато… до тех пор пока не доходит до подводных сцен. Тут студия начинает заметно проигрывать конкуренту, который в истории про Аквамена смог показать более интересный и колоритный подводный мир. Чего уж там, даже графика местами проседает до уровня фильмов нулевых.
Звук фильма достаточно аутентичен. Африканские и латиноамериканские композиции неплохо подчёркивают местный колорит. Отдельно хочется поблагодарить киноделов за сцены прощания с Боузманом. Тут создатели просто оставили зрителей наедине с тишиной. Шаг очень эстетически продуманный, и в то же время достаточно уважительный по отношению к умершему, хотя бы в рамках сцены.
Актёры и персонажи
Можно было бы предъявить претензии к актёрам, что якобы они не умеют играть. Но проблема в том, что даже в рамках фильма виден их потенциал. Местный каст вполне способен хорошо играть, но по какой-то причине их потенциал используют максимально неуместно.
Они слишком эмоциональны там, где можно было бы быть сдержаннее и слишком сдержаны там, где стоило бы проявить эмоции. Из-за чего следует вывод — во всём виноват сценарист, писавший сценарий, и режиссёр, дававший указания актёрам. Других объяснений мы не находим.
Итог
«Чёрная Пантера: Ваканда навеки» вышла одним из самых скучных и унылых фильмов Marvel за последний год. Вышедшие в этом году второй «Доктор Стрэндж» и «Тор: любовь и гром» и то смотрятся интереснее. Даже фанатам франшизы новая «Чёрная Пантера» скорее всего будет малоинтересна. А обычному зрителю – тем более.