16 декабря 2021 | Анна Тимощук

Фото Сергея Гавриленко.

Скоро наших детей настигнет череда новогодних утренников – в детсадах, школах, театрах и дворцах культуры. Кто-то ждёт с нетерпением встречи с Дедом Морозом. А некоторые дети испытывают страх, стеснение перед вероятным публичным выступлением. Самое главное, о чём не стоит забывать, – праздник должен приносить радость! Потому что Новый год – это волшебство, приятные встречи и уют. Как мягко помочь ребёнку выучить стихотворение и побороть страх сцены – узнаем сегодня у Ярославы Уткиной, режиссёра, художественного руководителя кемеровского театра-студии «Ярус».

– Во-первых, нужно изначально понимать, что большинство детей с радостью выступают. И тревоги они впитывают, чаще всего, от родителей. Если те навяливают, навязывают излишнюю требовательность: «Там так скажи, а здесь это добавить не забудь». Вот тогда, после утрированного внимания взрослых, ребятишки и начинают бояться сцены и открытых выступлений.

Во-вторых, про стихи самый главный момент такой: не тираньте ребёнка, не заставляйте заучивать слова. Здесь работает принцип: никакого кнута, только пряники. Отмечайте только те вещи, которые у вашего ребёнка получаются хорошо.

Вот какие фразы могут пригодиться. «Как здорово ты сказал эту фразу! Мне так нравится». «Когда смотрю, как ты выступаешь, у меня сердце радуется!» «Ты рассказал сегодня стихотворение просто потрясающе, а если бы в конце ещё улыбнулся – было бы вдвойне приятнее!» «Ого, ты улыбнулся, и мне тоже захотелось улыбнуться».

В-третьих, есть ещё момент нервозности именно в процессе разучивания текстов, стихов. Поскольку сами взрослые травмированы в детстве разучиванием стихотворений, они к моменту разучивания стихов подходят с напряжением. И получается, что ребёнок ненавидит это стихотворение уже с самого начала. Самый простой способ – выучить вместе. Ещё неплохо получается, если наговорить эти фразы на диктофон, оставив паузы – как место для повтора ребёнку. Так делают с уроками по иностранным языкам. И если родители будут включены в попытки запомнить стихотворение, то и ребёнок очень быстро всё разучит. Вообще, у большинства детей очень хорошая память, интонационно интересные стихи они запоминают очень даже «на ура». И не будет всё это ассоциироваться с негативными эмоциями.

Фото Сергея Гавриленко.

А есть ещё дети, которые боятся выступать в принципе. Моё мнение, что не нужно их заставлять. Пусть тихонечко посидят на коленках у мамы или на стульчике. Всё всегда должно быть по желанию. Амбиции родителей могут привести к тому, что они не только не будут видеть своё чадо сияющим на сцене, но и будут испытывать стыд. Всё это может привести к психологическим травмам. Потом такие дети приходят во взрослом возрасте к специалистам с тем, чтобы убрать боязнь выступать на публике.

Я за то, что нужно сохранять границы малыша и всегда переходить на его сторону. Ребёнок должен понимать, что вы его любите независимо от того, рассказал он стихотворение или нет.

Что делать, если ваше чадо не хочет выступать? Можно попробовать опыт домашнего выступления. Часто бывает так, что когда приезжают гости, родители просят: «Ну прочитай стишок, тебе что, трудно?» Ребёнок теряется, смущается… Как сделать этот момент для малыша, который хотел бы выступить, но немного засмущался, наиболее благоприятным? Можно, например, не стразу просить его выступить. А мягко, в разговоре упомянуть о том, что «Маша-то наша стихотворение выучила, она в садике его будет рассказывать. Такое интересное стихотворение, мне так нравится её слушать!» И ребёнок услышит вашу радость, гордость за свои успехи. А потом можно ненавязчиво спросить: «Может ты прочитаешь?»

Не согласится? Не страшно. Потом снова вспомнить про стих, начать рассказывать, а потом споткнуться. И очень часто на этом этапе дети включаются и начинают помогать. Похвалить после этого нужно, конечно же. Такой опыт положительного домашнего выступления позволит маленькому чтецу преодолеть барьер.

Что ещё можно сделать дома? Играть в ролевые игры. Возможность представить себя ведущим концерта или ведущим на радио раскрепощает и «разговаривает» ребёнка, пусть даже сегодня его единственные зрители – это бабушка и дедушка. Здорово, когда взрослые готовы активно поддерживать игру маленького оратора: не жалеть аплодисментов, участвовать в импровизированных интервью, выступать в роли операторов, записывая выступление на камеру, а затем просматривая вместе видео и хваля за интересную затею.

Помните, что дети не замечают, что они тихо говорят или не выговаривают какие-то буквы, пока им об этом кто-то «добрый» не скажет. Дети всегда берут своим обаянием. И нужно подчёркивать именно те вещи, которые у них получаются.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo