7 июня 2022 | Дмитрий Уваров

Фото пресс-службы администрации г.Кемерово.

Неоплата пассажиром проезда имеет не только глубокие моральные последствия, но и стоит немалых денег для бюджетов кузбасских городов.

В областном центре у пассажиров общественного транспорта есть возможность по-разному оплатить проезд – как безналичным способом при помощи транспортной или банковской карты, так и за наличные средства. 105 автобусов в городе оборудованы бескондукторной системой оплаты проезда. Там, где её нет, в салонах работают кондукторы, а при их отсутствии пассажир может заплатить за проезд водителю безналичным расчётом или наличными.

«Контролёры проверяют пассажиров ежедневно. В ходе рейдов немало попадается школьников, которые не оплачивают проезд, ссылаясь на отсутствие средств. Встречается достаточно много недобросовестных пассажиров, которые специально ездят с пустыми картами, прикладывают их к валидаторам и лгут, что деньги на карте имеются, но есть проблема с оборудованием. Все эти хитрости давно знакомы контролёрам, которые и впредь будут каждый день проводить проверки на маршрутах общественного транспорта по всем направлениям», – рассказали корреспонденту «Кузбасса» в кемеровском УЕЗТУ.

Кстати, транспортные карты действительны только при предъявлении соответствующего документа. Пенсионерам же нужно предъявить соответствующее удостоверение. К транспортной карте школьника требуется справка из школы с печатью, для студента – студенческого билета соответствующего образца. Зачастую легкомысленные пассажиры пренебрегают такими простыми правилами и становятся зайцами.

А вот итоги рейда, который состоялся в минувшую пятницу на проспекте Шахтёров в Рудничном районе. Участники мероприятия отмечают, что среди зайцев много таких, кто не оплачивает проезд и при проверке предъявляет старый билет с прошлых поездок на общественном транспорте. Часто бывает, что взрослый не платит за проезд ребёнка, при этом родители учат детей делать вид, что они едут одни – в расчёте на то, что одного школьника не станут высаживать. Нередко молодые пассажиры оплачивают проезд по транспортной карте студента, не имея студенческого билета.

А как в Новокузнецке?

В южной агломерации, в частности в Новокузнецке, неоплаченный проезд уже стал проблемой для городской экономики. Как рассказал глава Сергей Кузнецов, из-за неоплаченного проезда Новокузнецк существенно теряет в бюджетных деньгах. Только за четыре месяца прошлого года, подсчитали в администрации, зайцы нанесли ущерб казне в 250 миллионов рублей.

Ответом на такое положение дел стали постоянные рейды транспортников и силовиков, где проверялась оплата проезда на каждой маршрутке, автобусе или трамвае. Неудивительно, что рекордсменами по неоплате стали несовершеннолетние: школьники, учащиеся ПТУ и студенты вузов. Видимо, общественная кампания запрета высаживать из транспорта школьников-безбилетников дала побочный эффект.

«Составлено 617 материалов на несовершеннолетних пассажиров. Все материалы направлены в районы в комиссии по делам несовершеннолетних, в Комитет образования Новокузнецка и в 41 учебное заведение города. 11 вузов нам уже ответили, что проведена работа со студентами. А данные на конкретных безбилетников-студентов с указанием времени поездки и маршрута также помогут руководству вузов в беседе с зайцами», – говорится в результатах одной из таких проверок.

Лидером по безбилетникам признан Центральный район Новокузнецка – 570 протоколов. Но результат объясним: здесь работало больше контрольных групп. Вторым в антирейтинге оплаты проезда стал Заводской район.

Садить или «сажать»?

Глава Новокузнецка Сергей Кузнецов предложил ужесточить наказание за злостное нарушение оплаты проезда. «Для этого нужно пройти через дебаты в областном Заксобрании и наказывать десятью сутками тех, кто совершил это нарушение два или три раза, нарушив КоАП и областной закон. Хочешь сиди, хочешь иди подметай»,– сказал он в эфире местного телеканала.

Мэр также сообщил, что власти Новокузнецка будут увеличивать число контролёров на общественном транспорте. Сергей Кузнецов отметил, что «это увеличивает стоимость их содержания, а деньги на это можно взять только из штрафов», поэтому мэрия будет настаивать на их увеличении.

Кроме того, мэр Новокузнецка обратился к областному совету народных депутатов с предложением повысить штраф за безбилетный проезд до 5000 рублей. Он считает, что, возможно, повышение размера штрафа замотивирует новокузнечан своевременно оплачивать проезд в транспорте. К слову, делать это нужно в начале поездки.

В настоящее время статья 32 регионального закона 89 от 16 июня 2006 года «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» предусматривает для безбилетников наказание только в виде штрафа в 500 руб. Наказание в виде административного ареста данным законом не предусмотрено.

В КоАП такому наказанию на транспорте подлежат дебоширы в самолётах, управляющие автотранспортом без прав или в состоянии опьянения, отказывающиеся пройти медосвидетельствование на опьянение.

А как у них?

В других регионах страны применяются меры, которые наши транспортники и чиновники могли бы взять себе на вооружение.

Так, в Москве достаточно эффективной для борьбы с безбилетниками стала инициатива установки турникетов на входе в автобус. Попасть в транспорт без оплаты стало практически невозможно. Однако возникли другие проблемы: существенно увеличилось время на посадку. В итоге турникеты исчезли из автобусов, хотя как способ навести порядок с оплатой эта мера весьма хороша.

В некоторых странах сумма штрафа за безбилетный проезд чрезвычайно высока (этого добивается и глава Новокузнецка), так что лучше купить билет. Существует и практика прогрессивного штрафа. Предположим, вы по каким-то причинам не успели купить проездной или забыли его дома. В случае встречи с ревизором получаете минимально возможный штраф. Однако если попадетесь снова, размер штрафа увеличивается многократно. Были даже экзотические решения: в азиатских странах безбилетников не просто показывали по телевизору или обкладывали штрафами, но и травили собаками и обливали краской и зелёнкой. Но это лежит уже в стороне от правового поля.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo