Профессия системного администратора остаётся по-прежнему востребованной на кузбасском рынке труда, особенно спрос велик на высококвалифицированных специалистов. С уверенностью можно говорить об этой тенденции и как об общероссийской. Наш журналист побывал в гостях у кемеровчанина Николая Баховца, который не только успешно интегрировал свои знания в мир диджитал, но и принял живейшее участие в создании популярной компьютерной игры.
Николай Баховец. Фото Максима Кагирова.
– Николай, по образованию вы горный инженер. Как сложилось, что свой профессиональный путь вы связали именно с «цифрой»?
– Мне интересны компьютеры с юности. Сам не заметил, как однажды втянулся в пиксельный мир. А вообще, свой путь я начинал в качестве эникейщика – так называют человека, который настраивает компьютеры. Если что-то у кого-то «летит», то первым, кто бросится на помощь, будет именно он. Сейчас занимаюсь обслуживанием серверов в одной из крупнейших ресурсных компаний, что, в общем-то, тоже относится к инженерному делу.
– Работать приходится нон-стоп?
– В народе говорят так: плохой админ постоянно работает, а хороший – спит. И с этим нельзя не согласиться. У хорошего специалиста всё отлажено, техника сама по себе из строя не выходит, неполадки возникают крайне редко. А вот у плохого сисадмина всё время что-то ломается. Однако справедливости ради отметим, что всякому профи, когда он только приходит на новое место, необходимо время, чтобы втянуться. Иногда работодатель не готов идти навстречу, а зря. Время – небольшая плата за грамотного профессионала. В первые полгода работы мучаются все – это неизбежно, новый сотрудник вникает в процессы, подстраивает их под себя. Иначе не получится, ведь помимо базовых вещей есть ещё и многочисленные хитрые нюансы.
– Математика – ваш конёк?
– Математика важна программистам, им приходится работать с кодами, они прекрасно разбираются в алгоритмах, но могут вообще не разбираться в компьютерах в плане их начинки. А вот сисадмин больше инженер, ему нужно залазить во внутренности компьютеров и настраивать софт. Кроме непосредственного общения с «железом», приходится и скрипты писать, например, в PowerShell. Скриптовый язык нужен не для того, чтобы программы создавать, а для сервисных функций, раздавать права пользователям, менять политику доступа и так далее. Это очень удобно в больших компаниях, когда все машины и процессы связаны друг с другом.
– Правильно ли я понимаю, что сисадмины живут по закону: век живи – век учись?
– Именно так. На смену одной техники приходит другая, одна программа сменяет свою предшественницу. Конечно, есть и хрестоматийные вещи, но постоянно появляется что-то свежее, а то и вовсе приходится переходить на новое, до этого незнакомое программное обеспечение. Это водителю просто пересесть с механики на автомат – пара дней, и вы у руля, с компьютерами всё по-другому.
– Конкуренция большая в вашей сфере?
– Могу сказать только про Кемерово. У нас большая проблема найти хорошего системного администратора. Фронт работ обширен, но, увы, не каждый работодатель готов платить достойную заработную плату. Поэтому многие уезжают в города покрупнее или меняют профессию.
– Сейчас процесс делопроизводства практически полностью перешёл в диджитал. Стало проще или «цифра» только добавила забот?
– Процесс этот осуществился быстро, потому что «цифра» – удобно. Даже те специалисты, которые всю жизнь считали на счётах, успели оценить преимущества работы на компьютере. Конечно, не всем всё далось легко и просто, но пытливые умы быстро освоили алгоритмы 1С и прочих программ.
– Чем круче становится программное обеспечение, тем проще или сложнее в работе сисадмина?
– Проще. Времена текстовых консолей уходят, теперь можно практически всем управлять только с помощью мышки. Софт становится всё более интуитивно понятным. Конечно, в нашей профессии, как и в любой другой, решающую роль играют способности и стремления конкретного человека получить знания и навыки.
– Чем занимается сисадмин в свободное время?
– Несколько лет руковожу клубом любителей фантастики «Странник», который находится в областной научной библиотеке им. В.Д. Фёдорова.
Так, среди ярких писателей, труды которых регулярно вносятся в повестку встреч клуба, заметно выделяются следующие имена: Айзек Азимов, Сергей Лукьяненко, Александр Беляев, Рэй Брэдбери, Уильям Гибсон, Ларри Нивен, Клиффорд Саймак, Роберт Хайнлайн, Аркадий и Борис Стругацкие, Артур Кларк и другие известные мастера.
Обсуждаем здесь и фильмы, снятые по книгам, и компьютерные игры, сделанные по мотивам киношных новинок и их печатных прародителей.
А ко Дню космонавтики у нас свершилось знаменательное событие: на заседание приходил известный кемеровский собиратель истории освоения космоса – Павел Шубин. Лекция, как всегда, получилась очень интересной – «Как летать к Луне. От Жюль Верна до первых лунников». Кстати, все желающие смогли прямо на заседании купить одну из уникальных книг Павла, посвящённых историческим моментам исследования Венеры и Луны. С авторским автографом, естественно.
– Всех в клуб принимаете?
– Всех. Собираемся каждое второе воскресенье каждого месяца. А 27 июня всей гурьбой празднуем ВсеДеФан – Всемирный день фантастики.
– А вам самим доводилось писать?
– Да. Не так давно я подвёл итоги десятилетнего творчества: издал сборник рассказов «Шаман».
– О чём он?
– Все рассказы фантастические, но темы затрагиваются разные: космос, будущее, параллельные миры, наше недавнее прошлое.
– Наверное, у вас здорово получается фантазировать?
– Да. Причём с самого детства (смеётся. – Прим. автора.). Помню, мы с ребятами обожали играть в настольные игры, вот только было их не так уж и много, поэтому я приходил домой и рисовал новые, придумывал сюжеты, персонажей, правила. А в студенческие годы, после учёбы в политехе, писал роман. Отдельные главки сохранились до сих пор, перечитываю их с улыбкой.
– Николай, а как насчёт компьютерных игр?
– В них я тоже неплохо разбираюсь. Мне даже довелось принять непосредственное участие в создании одной из них. Я написал сюжет, а это практически готовый роман.
– Как получилась подобная проба пера?
– Пару лет назад были популярны форумы, на смену которым сейчас пришли мессенджеры. Так вот, на одном из таких форумов любителей компьютерных игр сидел и я. И однажды вместе с сетевыми единомышленниками мы решили попробовать создать свою собственную игру и запустить её в массы.
Тогда была приметной игра «Звёздные волки», которую сделала калининградская компания. А вот её вторая часть с треском провалилась из-за плохого сюжета. Мы отправили коллективное письмо в контору с предложением дать новую жизнь второй части этой игрушки. Ответ был положительным. В 2006 году взялись за работу, а уже в 2009-м был объявлен старт продаж готового продукта – захватывающей стратегии «Звёздные волки – 2: Гражданская война». Эту игру до сих пор скачивают пользователи.
– Планируете двигаться и дальше в этом направлении?
– Мы всецело отдались проекту, поэтому взяться за новый до сих пор нет сил, да и свободного времени, к сожалению, не остаётся. Но это был отличный опыт.
– Знаю, что вы увлекаетесь ещё и фотографией, даже добились некоторых успехов в этом деле.
– Моя фотография украсила марку, выпущенную к 100-летнему юбилею Кемерова. Эта марка продавалась на почте. Кто знает, может быть, и до сих пор её можно купить там. Состоит она из двух самодостаточных композиционных частей, у каждой свой автор. Я запечатлел ночной город, как раз после праздничного салюта на 9 Мая. Дымка от залпа и светящиеся лазерные лучи создали эффект северного сияния. Кстати, этот снимок, сделанный из Рудничного бора, я просто выложил в интернет, и организаторы проекта случайным образом увидели его и связались со мной. Вот такое удачное стечение обстоятельств.
-
-
Фотоработы Николая Баховца.
-
-