14 апреля 2022 | Информационный портал Кузбасс

Фото Федора Баранова.

Выставка с таким названием открылась на днях в филармонии Кузбасса им. Штоколова при поддержке Кузбасского центра искусств. В экспозиции – работы известной кемеровской художницы Марины Коломеец, члена КОО ВТОО «Союз художников России». Это 60 полотен, выполненных в смешанной технике – живопись и графика.

Наследница прапрадедов

Творчество Марины Коломеец, архитектора, живописца, графика, иллюстратора, – явление яркое и самобытное. Она всегда в поисках, развитии, полна творческих планов. Да и сама кемеровчанка очень солнечная, жизнелюбивая, приятная в общении. Отец Марины, кстати, тоже был художником. И мама. Выпускники столичных училищ, они приехали в 60-х в Новосибирск. Так Марина, рождённая в подмосковном Орехово-Зуеве, стала сибирячкой.

– Художником себя ощутила с раннего детства, – делится Марина. – Дом, в котором росла, был пропитан запахом масляных красок и столярного клея. Отец был первым учителем и наставником. Мама тоже прекрасно рисовала и моделировала одежду. Я счастлива продолжать творческие традиции своих предков.

Вообще, про историю её семьи можно писать отдельный роман. Прапрапрадед нашей героини, Семён Семёнович Бутаев, был протоиереем. Несмотря на высокий священнический сан, увлекался изящными искусствами. В Павлово-Посаде имел три мастерские: иконописи, живописи и одно из первых в России фотоателье. В семейном архиве даже хранятся снимки позапрошлого века, где он запечатлён вместе с меценатом Третьяковым и… Львом Толстым. Бутаев активно занимался благотворительностью и однажды, увидев на улице восьмилетнего сироту, взял его на воспитание в свой дом. Мальчонка позже тоже стал художником. И взял себе имя благодетеля – стал Семёном Бутаевым. Марина вспоминает: «Мне было 14 лет, когда я вместе с отцом впервые оказалась на выставке передвижников в Третьяковской галерее. Там висели две работы нашего прапрадеда!»

К слову, папа не отдал дочь в художественную школу, хотя она с детства демонстрировала ярко выраженные способности (её первая персональная выставка состоялась в Новосибирске, когда девочке было всего 14). Он настоял на её поступлении в архитектурный институт. Уже потом Марина вместе с мужем-архитектором приехала по распределению в Кемерово.

Она никогда не настаивала на персональных выставках, потихоньку выкладывала репродукции в интернет. И оказалось, что её картины востребованы! Так однажды Марину нашли устроители ежегодной «выставки кошачьих портретов» из музея котов в Каталонии (Испания). Две работы нашей землячки стали там лауреатами в двух номинациях! Затем на художницу вышли кураторы из Санкт-Петербургского музея истории и этнографии. Их заинтересовала серия её картин «Легенды Сибири». И тогда Марина привлекла к проекту музей-заповедник «Томская писаница», музей археологии, этнографии и экологии КемГУ, а также кемеровских коллег-художников – и в Питере состоялась выставка «Страна Сибирия». В общем, таких интересных историй в жизни Марины очень много.

Отдельно хочется сказать об уникальной авторской технике, в которой работает кемеровчанка. Вся этнографика у неё в натуральной природной гамме, в качестве красок используются хна, вино, кофе, сок граната, для некоторых работ растирались цветы и цветные породы камней. Это добавляет мифологическим сюжетам аутентичности. Ещё один важный момент: в основе ее творческой концепции – своеобразный метод спонтанного рисования, когда на чистый лист проливается, падает каплями краска, вырисовываться сюжет. Уже потом он прорабатывается графически.

Обо всём понемногу

– Марина, привычнее, что графика – это чаще чёрное и белое. У вас же много цвета.

– Да, графика бывает разной: ч/б, цветной, смешанной. Художник выбирает для себя те материалы, которыми ему интереснее работать, ярче выражать ту или иную тему. Я выбираю цвет.

– Очень заметно, что вам нравятся птицы, кошки, рыбы, цветы, дома…

– Человек – лишь часть живого мира. И не самая главная, поверьте! Природа может гармонично существовать без человека, а мы без неё?! Нет… Даже деревья и камни способны общаться между собой, с нами… А кошки и птицы во многом мудрее нас. Их языку надо учиться, чтобы постичь суть этого мира и своё место в нём.

– Сложно ли придумывать названия картинам? Как рождаются эти интересные «Колыбельная для велосипеда», «Упрямый тюльпан», «Плодово-ягодный блюз»?

– Художник живёт в картине, когда создаёт её. А название приходит само, в процессе создания произведения.

– Как часто вам хочется написать именно серию картин?

– Вдохновение приходит свыше. И порой тема не вмещается в одно произведение. И тогда появляется триптих, серия или цикл работ по той или иной теме.

– Смешанная техника в творчестве для вас – это про что?

– Смешением различных материалов художники пользуются издавна. Все варианты описать сложно… У каждого мастера свои приёмы, которыми он не всегда готов делиться. Это «кухня» художника. Скажу так. Есть произведение в законченном варианте, и не так важны ингредиенты, как основной образ.

– Есть какие-то ритуалы, когда вы в творческом порыве?

– Я люблю работать под музыку, чаще классическую. Конечно, каждая картина для рождения требует своего количества времени. Но мне важнее, как долго вынашиваю её внутри себя.

– Этнические мотивы вам были интересны всегда?

– Да. Ступая по земле с глубинной историей, хочется изучать её и отражать в своих произведениях..

– Есть ли какие-то мечты и желания, связанные с творчеством? Где-то побывать, с кем-то встретиться, что-то увидеть?

– Хочется, как можно больше путешествовать по России, нашей необъятной земле. Вдохновляться. Снова побывать с выставкой на своей малой родине, в уютном Подмосковье, рассказать своим творчеством о жизни в Сибири.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Марина Владимировна Коломеец – кемеровский архитектор, живописец, график, иллюстратор. Родилась в Орехово-Зуеве, в 1986 году окончила Новосибирский архитектурный институт, член Союза архитекторов России с 2004 года. В 2005 году попала в автоаварию, после которой оказалась прикованной к инвалидному креслу. Но, несмотря на полученные травмы, снова взяла в руки кисти, карандаши и начала писать удивительные картины. Кроме того, в 2012 году стала организатором, участником и куратором Всероссийского передвижного выставочного проекта «Страна Сибирия». Активно занималась переводом и иллюстрацией шорских сказок и легенд. Член ВТОО «Союз художников России» с 2015 года. В 2012 году удостоена почётного звания «Кемеровчанка года». В 2014 году выпустила набор открыток «Легенды Горной Шории» с авторскими иллюстрациями и переводами. В 2015 году – сборник стихов для детей «Марусино лето». С 2016 года иллюстрирует литературный альманах «Мой Университет» (Хабаровск). С 2017 года – региональный ежегодный журнал поэзии «После 12» (Кемерово).

ДЛЯ СПРАВКИ

Работы художника находятся в областном краеведческом музее (Кемерово), музее «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ, в Санкт-Петербургском музее истории и профессионального образования, в музее «CASA DE LOS GATOS» (Каталония, Испания), в Харбинском художественном музее русской живописи (КНР), в коллекции музея-заповедника «Томская писаница», а также в частных коллекциях в России, Испании, Германии, Франции, Швейцарии, США.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Условно работы Марины Коломеец можно разделить по циклам:

– «этнический» (серия «Элим – земля предков», серия «Легенды Горной Шории»);

– цикл о городе («Прогулки по набережной», «В городе моём»);

– крымская серия;

– иллюстрации к литературным произведениям.

«Редкая способность удивляться великому в малом, сближать разные миры – важнейший стимул для творческих открытий Марины Коломеец».            Л. Оленич, искусствовед.

Анна Тимощук.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo