В этом году в города и районы Кузбасса поступило почти 400 новых автобусов.
А до конца 2020-го автобусный парк региона в общей сложности пополнится на 746 единиц транспорта. Каждый месяц по нескольку раз партии новых автобусов пополняют городские и районные автопредприятия. По государственной программе «Оптимизация развития транспорта и связи Кузбасса» на 2014–2024 годы поступают низкопольные ЛиАЗы. Они оборудованы платформами для заезда в салон, площадками со специальными креплениями. Приобретаемая техника является не только комфортной, но и соответствует современным экологическим стандартам — она работает на дизельном топливе экологического класса Евро – 5. Каждый автобус может перевозить около 100 человек, что прекрасно подходит для популярных городских маршрутов.
Поступают в регион и низкопольные автобусы — НЕФАЗы. К примеру, одна из последних партий пришла в Кемерово благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (реализуется по инициативе президента РФ Владимира Путина). НЕФАЗы также соответствуют современным требованиям безопасности и комфортности. Вместимость каждого — 80 человек, салон оборудован шумоизоляцией, встроена система контроля за водителем, а это обеспечивает дополнительную безопасность пассажиров. В автобусах есть откидная платформа для подъема и спуска инвалидных колясок, внутри предусмотрена зона для их крепления.
Удобство таких автобусов ощутили на себе не только люди с ограниченными возможностями передвижения.
Председатель Кемеровской региональной общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Валентина Шмакова отмечает, что такой транспорт облегчает жизнь и создает удобства не только инвалидам, но и большинству населения Кузбасса. Ведь в низкопольный автобус гораздо легче попасть, к примеру, и маме с коляской, и пожилым людям с тяжелыми сумками, и беременным женщинам и многим другим.
Эти слова подтверждает кемеровчанка, которая ни к одной из этих категорий не относится, однако регулярно пользуется общественным транспортом и ощущает на себе эти изменения.
«Сейчас зима наступает. Бывает, что на остановке образуются накаты и думаешь постоянно, как бы не упасть. А низкая платформа помогает удобно входить и выходить из автобуса», — отмечает Елена Сердюкова.
Есть еще один плюс у такого комфорта.
«Доступность транспорта — это одна из цепочек программы «Доступная среда», — отмечает Валентина Шмакова. – Мало сделать доступными различные социальные объекты для маломобильных граждан. Надо создать такие условия, чтобы из одного такого объекта можно было бы без проблем добраться до другого».
Новые автобусы, которые поступают в Кузбасс, распределяются по разным городам региона.
Комплексный подход
В 2020 году Минтранс РФ в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» ввел программу содействия обновлению пассажирского транспорта в регионах. Кузбасс вошел в число первых 12 субъектов ― участников. В 2021 году программа будет продолжена: в ее рамках в Новокузнецк поступит 29 троллейбусов, — сообщала ранее пресс-служба Администрации Правительства Кузбасса. Федеральная поддержка осуществляется с применением механизма лизинга: перевозчикам предоставляется право приобретения транспортных средств со скидкой 60% от стоимости.
Между тем, в Новокузнецке обновление подвижного состава касается и трамвайного парка. В этом году в город поступили два низкопольных двухсекционных трамвая модели 71-142 «Кузбасс». Его изготовил Усть-Катавский вагоностроительный завод по спецзаказу. Также трамвайный парк пополнили семь односекционных средненизкопольных модели 71-623 «Новокузнецк»
По словам специалистов, они абсолютно безопасны для пассажиров, потому что низкопольная конструкция исключает падения и, как следствие, травмы во время поездки. Как отметил «Кузбассу» руководитель проектного офиса по развитию транспортной системы Новокузнецка Денис Новохацкий, в трамвае используется ряд нововведений, например, установлены диваны, обитые мягким велюром, с подушкой. Имеется диодное освещение, системы оповещения для слабовидящих и слабослышащих пассажиров, USB-разъемы для зарядки гаджетов и медиакомплекс. У трамвая гораздо ниже уровень энергопотребления. Срок его эксплуатации почти в три раза превышает «жизнь» автобуса. К тому же это экологически чистый транспорт.
Отметим, что в такие, традиционно консервативные сферы, как общественный транспорт и дорожное хозяйство все чаще и быстрее проникают новые и новые веяния времени, обеспечивающие комфорт пассажирам. Напомним, что в конце прошлого года в Кемерове на четырех остановках общественного транспорта в рамках нацпроекта были установлены инфракрасные обогреватели. Эти отопительные приборы способны увеличить температуру внутри павильона на 5-7 градусов. Обогрев происходит только при наличии людей на остановке. Об этом системе сообщают датчики движения. Кроме того, остановочные павильоны оборудованы USB-разъёмами.
Вот, к примеру, в Кемерове к зиме на всех 820 остановках обновили таблички с графиком движения, так как городской пассажирский транспорт переведён на зимнее расписание. Но если по какой-то причине такой информации нет в павильоне, то пассажир может воспользоваться информацией из мобильного приложения. В режиме реального время видно – где находится транспорт и сколько времени требуется, чтобы подойти на остановку к его приходу. Словом, постепенно меняются не только автобусы, но и вся инфраструктура общественного транспорта. Существенно помогают современные технологии.
У трамваев, поступивших в Новокузнецк, гораздо ниже уровень энергопотребления. Срок его эксплуатации почти в три раза превышает «жизнь» автобуса. К тому же это экологически чистый транспорт.
Технологии, которые берегут время
Большой потенциал для устойчивой и стабильной работы транспорта, особенно в зимний период, дают бережливые технологии. Для пассажиров большого города – не проблема пересесть с одного автобуса на другой, попутный, и добраться до места. А вот в отдаленных территориях этот момент имеет ключевое значение.
К примеру, в Таштагольском районе, как и во многих других, повышают качество пассажирских перевозок за счет внедрения бережливых технологий. В рамках регионального проекта «Бережливый Кузбасс» специалисты Таштагольского ПАТП провели хронометраж, картирование маршрутов и определили оптимальную скорость движения на каждом участке дороги.
«Реализация проекта позволила не только сократить расходы предприятия, но и высвободить технику и водительский состав, повысить регулярность рейсов: ведь в случае схождения автобуса с линии в случае поломки есть резерв», — отметил директор Таштагольского ПАТП Денис Беркутов.
К примеру, время замены лопнувшего колеса сократили втрое, а ремонт ходовой части – вдвое. Этого удалось достичь благодаря созданию оборотного фонда отработанных колес и строительству эстакады вблизи ремонтной зоны. Эта «кухня» авторемонтников непосредственно связана с пассажирами, ведь все это обеспечивает своевременность и регулярность перевозок.
Автопредприятие самого южного района Кузбасса за год перевозит более 3 миллионов пассажиров, выполняя свыше 105 тысячи рейсов. Только пригородным маршрутом №101 «Таштагол — Шерегеш» в год пользуется около 1 миллиона пассажиров. Среди них таштагольцы, работающие в Шерегеше, гости популярного кузбасского горнолыжного курорта. Протяженность маршрута — 36 км, он насчитывает 35 остановок. И именно на это направление был выделен новый автобус. Как отметили в администрации района, за последние три года в Таштагольское предприятие поступило 4 новых городских, 7 пригородных автобусов марки ПАЗ и 6 междугородних автобусов (НЕФАЗ, Волгабас).
Остановочные павильоны оборудованы USB-разъёмами.
Готовность к зимнему сезону
В целом, комплексный подход к обеспечению комфорта пассажирских перевозок складывается из многих составляющих, которые включают в себя не только новый и исправный автотранспорт, современную инфраструктуру, качественные дороги. Что и отмечал ранее губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.
«В Кузбассе в этом году отремонтировали почти 400 км автодорог, в том числе 170 км — по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Участие в этой программе позволяет региону комплексно подходить к благоустройству: по отремонтированным улицам и трассам начинает курсировать новый комфортный и экологичный транспорт. Всего по итогам 2020 года в регион поступит 746 новых автобусов, а к 300-летию региона автопарк общественного транспорта обновится на 60%», ― отметил губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.
А с наступлением зимнего сезона задача обеспечить комфортное передвижение на дорогах во многом ложится на плечи работников дорожных служб. Ведь вовремя убранный с проезжих частей снег, проведенная посыпка антигололедными материалами – это не только комфорт, но и безопасность людей.
Цифра
9,3 млн рублей составляет в среднем стоимость одного нового автобуса марки ЛиАЗ. Они оборудованы платформой для въезда инвалидных колясок и специальными креплениями для них внутри салона. Техника работает на дизельном топливе, соответствующем экологическому стандарту Евро-5. Одна из очередных партий техники (14 машин) прибыла в регион в начале ноября. Сразу 3 автобуса из новой партии направлены в Белово, по 2 — в Мариинск, Междуреченск и Анжеро-Судженск, по одному вышли на улицы Березовского, Мысков, Топок, Промышленной и Таштагола.