16 ноября 2020 | Анна Тимощук

Проект-лаборатория «Малая сцена» театра драмы Кузбасса совместно с открытым пространством Новокузнецкого драмтеатра «Терраса» придумали интересный проект. Уже второй год подряд актеры двух драмтеатров будут читать пьесы «Любимовки» крупнейшего в России фестиваля современной драматургии, который ежегодно проходит в московском Театре.doc. В этом месяце каждое воскресенье актеры будут ждать своих зрителей… нет, не в театре – в баре RELOAD на Дзержинского, 13а. Кстати, вход на мероприятие свободный. На прошлой неделе состоялась первая читка, а в это воскресенье, 15 ноября, будет уже вторая.

Антон Остапенко, артист театра драмы Кузбасса и руководитель проекта-лаборатории «Малая сцена», рассказал об этом подробнее.

– Антон, почему решили проводить «Эхо Любимовки» вместе с открытым пространством новокузнецкого драмтеатра «Терраса»?

– Потому что, во-первых, мы в прошлом году также совместно проводили этот фестиваль. А ещё и потому, что «Террасой» руководит Анна Резвова, которая и начинала в кемеровском театре проект «Малая сцена». Позже она перешла в Новокузнецкий театр и организовала там другой проект, который также занимается изучением современного театра. Нас таких в Кузбассе только два, но все начиналось именно с «Малой сцены».

Читки фестиваля «Эхо Любимовки» проходят в двух городах – в Кемерове и Новокузнецке. «Терраса» организовывает две читки в Новокузнецке и одну из них привозит к нам в Кемерово. Мы же, в свою очередь, делаем три читки и из них одну везём в Новокузнецк. Подробнее с расписанием показов можно ознакомиться в афише на сайтах кемеровского и новокузнецкого драмтеатров.

– Два театра в одном проекте – это здорово. Следите ли вы за новостями друг друга?

– Да, конечно! У ребят очень много интересных идей, есть что посмотреть. Надеюсь они тоже за нами следят. Любим бывать друг у друга в гостях, встречаться с другими зрителями, которые видят нас впервые. Правда, получается это довольно редко, но благодаря фестивалю «Эхо Любимовки» ездим друг к другу второй год подряд.

– Читка пьесы – это важный элемент театра?

– Очень. Именно с этого режиссер начинает знакомить артистов с материалом, над которым предстоит работать. Проект-лаборатория «Малая сцена» делает то же самое – знакомит зрителя с пьесой. В читке нет задачи удивить какими-то режиссерскими приёмами. Мы хотим максимально просто донести авторский текст. Хотим, чтобы зритель, слушая пьесу, сам рисовал для себя свой идеальный спектакль. А затем уже, после каждой читки, устраиваем обсуждение. Да, мы говорим со зрителем о возможности постановки конкретного материала в театре, интересна ли вообще данная история и ещё много о чем.

– Есть ли место для современной пьесы в театре?

– Конечно же, да! В театре драмы Кузбасса есть такие постановки: «Наташина мечта», «Ганди молчал по субботам»… Совершено недавно состоялась ещё одна премьера – «Стражи Тадж-Махала» по пьесе Раджива Джозефа режиссера Ярослава Рахманина. Ждем всех на премьерном спектакле 25 и 26 ноября.

– Почему встречаетесь в баре?

– На самом деле, все очень просто. Потому что пандемия. В связи с тем, что театры долгое время были закрыты, мы решили не сидеть на месте ровно, а осваивать новые пространства города. В этом есть огромные плюсы. Во-первых, зрителю проще. Имею в виду, проще тем, кто не часто, а то и совсем не ходит в театр. Кому-то кажется, что это безумно скучное место, а придя в бар и случайно оказавшись на читке пьесы, многие удивляются (в хорошем смысле слова) такому знакомству и начинают интересоваться театром. Во-вторых, бар несёт в себе определенную атмосферу. Так как после каждой читки у нас проходит обсуждение, бар помогает проводить его в непринужденной обстановке, никуда не спеша, не думая о том, что гардероб закроется через пять минут. В театре такой атмосферы сложно добиться. А в-третьих, почему нет?

– По поводу бесплатного входа, действительно так?

– На протяжении пяти лет работы проекта-лаборатории «Малая сцена» вход на все мероприятия бесплатный. Это уже некая традиция. И мы не переживаем за это. Для нас это нечто большее, чем работа. Может быть миссией назвать будет слишком пафосно, но определенный нематериальный интерес, конечно же, есть.

– Насколько может затянуться диалог со зрителем после читки?

– Тут всегда по-разному. Бывают такие случаи, когда людям очень сложно высказаться сразу после читки, необходимо переспать со своими мыслями и только потом попытаться сформулировать мнение. В такие моменты всё проходит очень быстро, но на следующий день мы получаем много сообщений и комментариев в социальных сетях. А бывают кардинально противоположные обсуждения. Один раз обсуждение шло дольше, чем сама читка. Около двух часов сидели, говорили, и никто не хотел уходить. Это очень здорово!

– Кто участвует в читках?

– Лаборатория держится исключительно на инициативе молодых артистов театра. Не всех конечно, но какой-то части. Сложно сказать, сколько нас конкретно, но достаточно, чтобы проект жил пять лет. Вообще он, наверное, существует только потому, что ребята не могут молчать. Артиста всегда что-то тревожит внутри, и он ищет любую возможность выйти на диалог со зрителем и поговорить о том, что его трогает. Не всегда есть возможность играть в театре те роли, которые хочется, но потребность говорить никуда не исчезает. Поэтому артисты читают пьесы и, если находят что-то, что соприкасается с ними, выступают в роли режиссеров. Такая, по сути, терапия получается…

– Как отреагировал персонал бара на ваш проект?

– В то воскресенье, после читки пьесы «Распад», когда все зрители уже начали расходиться, а мы с ребятами собирали последние вещи, ко мне подошёл парень. Это был бармен. И мы начали говорить с ним про читку. Он высказал очень много интересных и проникновенных вещей. Безумно приятно, что даже на работе человек смог подключиться к происходящему и прочувствовать. А ещё было круто, когда перед началом мероприятия бармены так плавно выключили свет в зале, как люстру на большой сцене театра! Это так трогательно оказалось. Они позже признались, что первый раз так сделали. Так приятно, что люди хотели помочь и сделать уютнее. И это у них получилось, спасибо им большое! И огромное спасибо бару за возможность работать у них, за эту атмосферу и за очень хороший персонал!

НЕ ПРОПУСТИТЕ

22 ноября в 21.00 – Родион Белецкий «Красное море»

Драматург начинает действие в нижней точке. Как географической – история разворачивается на дне морском, так и эмоциональной – герои всё-таки погибшие люди, утопленники. Звучит как начало триллера или хотя бы драмы, но Белецкий быстро превращает всё происходящее в обаятельную семейную комедию. Детям – подводные приключения, говорящие морские обитатели. Взрослым – горькая ирония, политические отсылки, узнаваемые типажи.

29 ноября в 21.00– Елена Щетинина «Свинья в стене»

Елена Щетинина – дебютантка и на «Любимовке», и в драматургии вообще. «Свинья в стене» – её первая пьеса, хотя писательский опыт у Елены большой. Она автор произведений в жанре хоррора, фантастики, юмористической фантастики. Даже пьеса, прочитанная на фестивале, родилась из одноимённого рассказа. Это монолог маленькой девочки Лизы, но произносимый уже повзрослевшей Лизой, смотрящей на происходящее из будущего, которое к финалу станет настоящим.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo