Два «Дугласа» — одна судьба…

30 сентября 2020 | Лариса Максименко

Самолет С-47 Дуглас, разбившийся на Тыдыне у Пезаса, был таким же, как этот, найденный красноярскими поисковиками на Таймыре. Фото из архива Александра Матвеева

Время, похоже, пришло: найдены второй советский американский самолет, разбившийся в Кузбассе 75 лет назад, и подробности его крушения…

… Мы продолжаем рассказ о двух авиакатастрофах, за годы секретности в архивах и труднодоступности в горах …ставших почти легендой.

И о том, что поисковики установили даты крушения «Бостона» на севере Кузбасса (3 сентября 1946-го, на горе Зелёной) и «Дугласа» на юге региона (12 октября 1945-го, на Тыдыне) и фамилии всех, кто погиб…

И о том, что обычные парни из Тисульского района, группа Михаила Жолобова, найдя самолет на горе Зеленой, летом 2019-го прикрепила к нему памятную табличку…

Летчик Дмитрий Шаталов, из сопровождения Сталина, погибший в авиакатастрофе на Тыдыне, у Пезаса… Фото из архива Елены Пиуновой.

Часть 2. Пилот тов. СТАЛИНА

… И вот табличка – на борту.

— Паршутин, Иванов, Журавлев, Решетников, Головня… — прочитала вслух, прощаясь с экипажем «Бостона» и с горой Зеленой под Тисулем экспедиция Жолобова. И ушла (неся в рюкзаке вторую табличку с фамилиями второго экипажа, с планами установить ее, и потом позже, на местах двух крушений самолетов, установить  памятники), на 40 км на юг, на Тыдын – на горный хребет – искать тот самый второй самолет, С-47, «Дуглас»…

И разведка к «Дугласу» сходу не привела. Но экспедиция с самого начала знала – поиск на Тыдыне будет самым трудным.

Там бесконечные каменистые осыпи (и камни «по пояс») и много горных вершин, и есть где обломкам укрыться…

Там тучи часто садятся на горы так, что пальцев не видно…

Там народных координат по «Дугласу» не было никогда и нет…

И группа Жолобова, проверив часть Тыдына, ушла домой к себе на север, назначив время и район, когда и куда непременно вернется и затерянный «Дуглас»-таки найдет, и продолжила поиски по архивам Минобороны – по крушению на Тыдыне, в горах недалеко от Пезаса…

Выживший

… На въезде в Осиновое плёсо (в село, что в Новокузнецком районе) справа спят под листопадом кладбищенские памятники и кресты…

— Где-то там, далёко-высоко в горах, на Тыдыне, где лежит самолет, тоже ведь крест, … я слыхала, …крест стоял и надо бы его поправить, да и памятник, наконец, поставить… — встречает меня среди подмерзших двухметровых георгинов, опираясь на палку, бабушка Степанида Афанасьевна Сыромукова (земляки с исчезнувшего давно с карты Кузбасса, с закрытием золотого прииска поселка Пезас, могут вспомнить ее по фамилии Кошкарова)…

Осиновое плёсо — сейчас ближайшее (не считая недоступной, к ней только по рекам —  Ячменюхи) к месту крушения «Дугласа» село.  И бывшие пезасские в плёсе есть еще, но баба Стеша – старшая. Да и она, давно пережив мужа, сына, всех своих, живет больше шумным, дружным, молодым прошлым, чем одинаковым пенсионным настоящим… И поселок Пезас в ее памяти жив.

— Поселок наш был небольшой, на два километра растаёжен, два магазина, клуб, школа, больница всегда с горой нарубленных санитарками пихтолапок, пихтовым маслом, пихтовыми ваннами тогда лечили тоже… А вот я – стою на крыше дома. А вот наш мост через речку. Вода такая хорошая, вкусная…  Я родилась в Пезасе и прожила …29 лет, — с любовью листает старый фотоальбом бабушка Стеша. – А вот – слева, видишь, вершина – начало Тыдына… Там люди, придя по чернику, а собирали мы ее и до, и после заморозков… А на Тыдыне черники – о-ей, полно, я ходила…

И вот там люди, придя по чернику, и увидали, что ползет человек… Его подобрали, принесли в поселок, в больницу, без сознания. Он был с самолета. Когда, где самолет упал, никто не знал, и то место от Пезаса далёко…

Выхаживал обожженного, с самолета, наш главврач Михаил Юрьевич Кушнирский.

Парню было лет 20, темноволосый… На нем был крестик… дамский. Потом говорили, мамин, что его мама ему крестик надела, и крестик, как время пришло, его от гибели спас…

… У бабушки Стеши, в ее стареньком домике, где она одна да заходит соцработница, где нет ни компьютера, ни интернета, ни доступа к ЦАМО, информация о крушении «Дугласа» — вся лишь из детства… И оттуда же знание, что самолет был наш, с нашим советским экипажем, но сделан в США. И что выживший парень с самолета говорил, «… 8 человек было», кроме него…

— А, может, то охотник был, а не человек с самолета?

— Нет-нет, не охотник. С самолета. Я не слухи пересказываю, — немного обижается баба Стеша, — моя мама – Варвара Ивановна Петухова – работала в больнице одной из санитарок, на ней было, на дежурных сутках, полы помыть, постель больным перестелить… А вот я сама парня не видала, но, любопытная Варвара, придя на работу к маме, заходила туда, куда его на одеяле с Тыдына занесли, хотела посмотреть, не разрешили… Он все за шторкой лежал. А потом… По авиакатастрофе работала милиция. Парня перевезли лечиться в город… А выросли мы, и тоже ходили на Тыдын не раз по ягоды, но самолета не видели. Но многие пезасские парни и мужики, где лежит самолет, знали.

Владимир Григорьев, побывав на месте крушения Дугласа на Тыдыне, говорит, что обломки сильно разбросаны…

Крылья вождя

… Михаил Жолобов (член Кемеровского отделения Русского Географического общества) уже лет семь как собирает по документам ЦАМО и от таежников, охотников информацию по этим двум самолетам. Так, за годы, и выяснил…

По документам:

— В авиакатастрофе у Пезаса погибли 9 человек: Дмитрий Шаталов, Александр Беспалов, Сергей Коростелев, Федор Мац, Борис Персианцев, Анатолий Рычков, Михаил Улыбин, Вячеслав Харченко, Василий Щекин…

И в соцсетях нашел, что в родном краю помнят Улыбина. А в ЦАМО, что он перегнал 91 самолет, покрыв расстояние  в 178375 км!

И нашел в ЦАМО, что в конце Второй Мировой пилот Дмитрий Шаталов тоже был летчиком-перегонщиком. А до того был в группе сопровождения Сталина! Он был в числе тех, кто вез Сталина на переговоры руководителей трех союзных держав! И вполне даже может быть, что именно  его бортом летел сам вождь!…

Один из наградных листов Шаталова…

И, разыскав в соцсетях внучатую племянницу летчика Шаталова, сообщив ей, что ищут самолет (а родные много лет лишь знали, что летчик разбился в Сибири, позже с выкладкой документов ЦАМО, «в районе Пезаса»), услышал:

— Это потрясающе! Мы как дети капитана Гранта! Столько лет ничего и вдруг…

(- А вдруг… — подумала и я , шагая по Осиновому плёсу дальше с расспросами старожилов, — вдруг Шаталов — тот самый уцелевший, про которого помнит баба Стеша, и, возможно, умерший от ожогов позже? Или, по еще слухам, на борту «Дугласа» был кто-то еще, 10-й?…)

… Но внучатая племянница Шаталова написала группе Жолобова про летчика Шаталова и исторические встречи глав держав-союзников:  «…сопровождал Сталина в Ялту и Тегеран». И рассказала, что ее дед пограничник Михаил и летчик Дмитрий Шаталовы были братьями-двойняшками, они из семьи героя Первой Мировой, советского орденоносца… И оба, оба брата Шаталовы погибли.

 … А что же здешние охотники, они не выходили ли случайно к «Дугласу»? 

— Да, нашли, …недавно, — … ответил  мне Владимир Григорьев, председатель Среднетерсинского общества охотников и рыболовов. — Охотник нашел, мне показал, и мы по данным ЦАМО тоже уже установили тех, кто разбился… Их было 8.

И в этом списке Шаталова ошибочно нет.

Но погибших было, пока что мы знаем, 9…

… И так север с югом теперь (обменялись через меня  телефонами, созвонились) объединятся в поиске «Дугласа». И группы Михаила Жолобова и Владимира Григорьева отправятся на следующее лето к самолету. На Тыдыне же сейчас вот-вот ляжет снег.

Комментарий специалистов

О трассе и памяти…

Александр Матвеев из Красноярска, ученый, участник поискового отряда «Трасса» Военно-инженерного института СФУ, член Красноярского отделения РГО, ответил на главные вопросы о авиакатастрофе 12.10.1945 у Пезаса:

— Это был самолет, на котором возвращались летчики-перегонщики 12-й Особой Авиагруппы…  Всю войну существовало это подразделение, оно частично перегоняло АЛСИБ (прибывшие с Америки, с Аляски, американские самолеты по лендлизу, вообще по АЛСИБу в СССР поступило тогда  порядка 8100 самолетов)… Но основной задачей подразделения было перегонять наши самолеты с наших авиазаводов из Комсомольска-на-Амуре, с Иркутска, бомбардировщики дальние, «пешки» («Пе-2», «Пе-3»… — Авт.).

И в 1945-м, после Победы над Германией, армия все еще жила по военному времени, продукция поставлялась всё так же в соответствии с планами, перегоны продолжались… И тогда, в октябре 1945-го эти летчики отогнали самолеты из Иркутска (с авиазавода. – Авт.) в Москву и возвращались на одном самолете-«транспортнике». И «транспортник» разбился.

— Почему?  

— … это были опытнейшие люди. Но не всё решало качество пилотов, матчасть… На трассе были очень тяжелые погодные условия – летом сплошной дым от пожаров лесных, осенью, зимой, весной – туман. В таком тумане и у Пезаса они могли запросто въехать в вершину горы…

С 1941 по 1945-й только в Красноярском крае произошло порядка 67 авиакатастроф (на перегонах и не только…), погибло 125 человек летного состава. Нами уже поставлено 29 памятников на местах авиакатастроф, с захоронением экипажей. И у вас, в Кузбассе, тоже было не одно – не два крушения разных  самолетов в те годы…

— А разбившийся у Пезаса «Дуглас» мог быть какого качества?

— Очень высокого.

-А мог в катастрофе у Пезаса кто-то уцелеть?

— Думаю, нет… Катастрофа произошла уже сибирской зимой, в октябре в горах всегда большой снег.

— Там снег обычно с 10 сентября примерно, — пояснит так же старый кузбасский профессиональный охотник Геннадий Фадиенко, не раз бывавший на Тыдыне. – Я тоже, и давно, слышал: кто-то с этого самолета, разбившегося на Тыдыне, выжил… Маловероятно, но… Бывает изредка осень, когда снег смывается дождями, и в начале октября лежат лишь «заплатки»…

— И в ту осень большой снег выпал после того, как нашли парня с самолета, — добавит позже пезасская бабушка Сыромукова Степанида…

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo