Драмкружок, кружок по фото…

01.09.2022

1 сентября 2022 | Информационный портал Кузбасс

Главное — сохранить баланс между школой и увлечениями. Фото Федора Баранова.

Наш разговор в самом начале учебного года (для многих первого) пойдёт о кружках и секциях для детей. Как избежать перегрузки, выбрать занятие по душе и не драматизировать, если «ребёнок не захотел быть балериной, а вы так мечтали об этом в детстве»? Эту важную тему «разложим по полочкам» вместе с Юлией Градусовой, педагогом-психологом кемеровского МАОУ «Гимназия № 42».

Итак, семьи разные, условия тоже, но возможны как минимум три варианта развития событий. Вариант первый: в школу идёт ребёнок, который уже занимается год или больше спортом, искусством, то есть имеет опыт дополнительных занятий. Вариант второй: родители приняли решение о дополнительном образовании для сына или дочки одновременно с их поступлением в первый класс. Вариант третий – это решение отложить все кружки и секции на один год, до второго класса. А теперь рассмотрим стороны медали каждого варианта.

Категория «Опытный кружковец»

«Ветеранам» дополнительного образования в этом случае, конечно, не стоит забывать про уроки в музыкальной школе, делать перерыв в занятиях рисованием или танцах. Задача взрослых – пересмотреть график занятий и помнить, что даже у родителей будущего олимпийского чемпиона в приоритете всё-таки учёба ребёнка, его здоровье и благополучная адаптация к школе. Очень важно грамотно составить расписание дня первоклассника, в котором будет место дневному отдыху, прогулкам на свежем воздухе.

Плюсы:

– быстрее формируются навыки планирования (тайм-менеджмента), необходимые и для успешной учебной деятельности;

– сформированы навыки слышать и слушать преподавателя (тренера), выполнять задания, учиться думать и координировать движения;

– возможность получить предпрофессиональное дополнительное образование.

Минусы:

– в раннем возрасте не всегда возможно понять, что нравится ребёнку, а что – нет, в чём он будет успешен. Родители также не всегда предугадывают наклонности и таланты своего малыша, иногда реализуя свои несбывшиеся мечты через него.

– сложно определить нагрузку для маленького ребёнка, и она может оказаться слишком большой.

Два начала сразу

Чаще всего транслируется мнение, что если ваш малыш ранее не посещал дополнительно к детскому саду кружков или секций, то самым правильным для него будет в первом классе полностью погрузиться в учебный процесс. Начало школьной жизни само по себе будет нелёгким испытанием, а если родители добавят ещё кружок или секцию, то психологическая нагрузка может стать чрезмерной.

С другой стороны, дополнительные занятия начинаются, как правило, в октябре, а в некоторых кружках вам будут рады в любое время года. Поэтому есть время понять, как проходит адаптация ребёнка к школе, привыкнуть к возникшим изменениям, включить их в свою ежедневную жизнь и в результате принять решение о дополнительном образовании.

Естественно, нужно выстроить безупречно и неукоснительно соблюдать организацию процесса обучения, режим дня, режим питания. И конечно, почаще устраивать начинающему гению передышки.

Плюсы:

– расширение круга общения ребёнка;

– занятие в кружке поможет создавать ситуацию успеха, очень важную, особенно для неуспешных в учёбе, неуверенных и застенчивых детей;

– развитие навыков планирования;

– шанс получить предпрофессиональную подготовку и заниматься спортом и музыкой не будет упущен.

Минусы:

– обучение в школе и дополнительная нагрузка делают адаптацию к первому классу менее комфортной для ребёнка.

Поспешаем медленно

Третий вариант, щадящий для школьника и его семьи, – откладываем все кружки и секции на один год. Считается, что такой подход позволит сосредоточиться на адаптации к первому классу и начать школьную жизнь более комфортно. С другой стороны, мамы и папы всегда говорят о гармоничном развитии своего ребёнка. Духовное и физическое развитие создают эту гармонию. Дополнительные разумные эмоциональные и физические нагрузки оказывают позитивное влияние не только на состояние здоровья, но и на формирование личностных характеристик: волю, внимание, умение быстро ориентироваться в различных ситуациях и принимать решения. Ребёнок на занятиях получает дополнительную возможность быть интересным другим людям своими умениями, достижениями.

Плюсы:

– ребёнок уже адаптирован к учёбе в школе;

– новое увлечение не станет чрезмерной нагрузкой для младшего школьника;

– есть возможность привлечь к себе внимание социально одобряемыми способами, демонстрируя свои достижения.

Минусы:

– развитие привычки «ничегонеделания»;

– может быть упущено время для вступления в «большой спорт» и «высокое искусство».

Сохранить баланс

Теперь напоминание, о котором все родители, конечно же, знают. Мамам и папам, которые заботятся о гармоничном развитии своего ребёнка, стоит придерживаться принципа «не навреди». Необходимо помнить, что школьное образование является серьёзной нагрузкой. Многочисленные кружки и секции, призванные всесторонне развивать малыша, не должны быть в ущерб его здоровью. Сохранить баланс между школой и увлечениями поможет расстановка приоритетов в списке: здоровье, успеваемость в школе, кружок/спортивная секция. Не забываем, что без участия родителей от эмоционального («Ты молодец! У тебя хорошо получается!») до финансово-транспортно-логистического (отвезти-привести-встретить, напомнить о времени занятий, перешить пуговку на костюме) тоже не обойтись. И тогда можно будет с полной уверенностью утверждать, что увлечения школе не помеха.

ВАЖНО!

– Отдельный абзац о смене вида деятельности. В истории найдётся не много примеров беззаветного служения одному делу всю жизнь с трёх лет (в пересчёте количества гениев на всё население планеты). Передо мной продефилировал только Моцарт, но в данном случае у каждого свои любимые гении. Однажды ваш ребёнок скажет, что не хочет больше ходить в этот кружок или секцию. Ваша задача – выяснить причину, может быть, дело в особенностях общения с ребятами или педагогом, физиологическая (не справляется с нагрузками), перестало интересовать это занятие или ещё тысяча неведомых нам причин. При решаемости вопроса возвращаемся или берём чётко определённый по времени тайм-аут (например, неделя). При нерешаемости – находим альтернативу, обязательно находим замену, новое дело. Нужно быть готовым к тому, что ребёнок рано или поздно «бросит» футбол и займётся флористикой. Довольно часто при наступлении пресловутого переходного возраста подростки меняют увлечения, а при утихании гормональной бури возвращаются к допубертатным занятиям, – отмечает Юлия Градусова.

АННА ТИМОЩУК.

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *