Дорогами парка Победы

19.01.2023

19 января 2023 | Светлана Булаева

Сергей Цивилев и летчик Денис Кузнецов рассказали, когда кузбассовцы вновь увидят «Стрижей».

Во вторник вечером, 17 января, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, глава города Кемерово Дмитрий Анисимов и командир звена авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» Денис Кузнецов провели для кемеровских школьников и блогеров экскурсию по парку Победы. Собравшимся напомнили о том, какой вклад внесла столица Кузбасса в исход Великой Отечественной войны, показали изменения, которые произошли в парке, и рассказали о новом объекте – истребителе МиГ-29.

Вклад в Победу

В ноябре прошлого года в парке завершилась масштабная реконструкция. В нём также была установлена стела «Город трудовой доблести». Это звание было присвоено Кемерову 9 сентября 2021 года на заседании оргкомитета «Победа» под председательством президента Российской Федерации Владимира Путина.

– Трудовой подвиг неразрывно связан с воинским подвигом. Во время Великой Отечественной войны требовалось быстрое принятие решений, мобилизация всех усилий. Предприятия Кузбасса делали всё возможное для фронта, для Победы. Они внесли огромный вклад в нашу Победу. У нас два города трудовой доблести – Кемерово и Новокузнецк, в обоих мы ставили стелы в парках имени Жукова с полной реконструкцией, сегодня вы можете оценить изменения, – обратился к школьникам губернатор Сергей Цивилев.

В годы войны более шести тысяч кемеровчан были награждены боевыми орденами и медалями. В городе было размещено оборудование 38 эвакуированных заводов, на их основе возникло 11 новых заводов, из них пять оборонных. Рабочие отливали корпуса для мин, изготавливали заряды для гаубиц, патроны для винтовок. Каждый третий снаряд начинялся кемеровским порохом, в том числе знаменитые «катюши». Трудовые подвиги наших земляков отражены на барельефах стелы. Это уникальные и редкие фотографии тех времён.

Памятник маршалу Жукову в обновлённом парке.

Большая реновация

Ребятам показали и рассказали об изменениях, которые произошли в парке: была расширена территория, сделано озеленение, установлены новые игровые элементы, обустроена детская площадка, а также созданы фронтовые локации – подземный медпункт и блиндаж. Обустроены дополнительные дорожки для проезда на велосипедах и пробежки, велопарковка. На территории продолжают работу теннисный корт и баскетбольная площадка. Для комфортного отдыха установили более 50 удобных скамеек. В парк вернулась военная техника, которую увозили на реставрацию. К прежним экспонатам добавились танк Т-72, гаубица и РСЗО «Град». Но самой интересной новинкой стал настоящий боевой истребитель МиГ-29. Подобных памятников в России насчитывается не больше десяти.

Первым делом самолёты

Когда все школьники дошли до новой локации, слово взял командир АГВП «Стрижи» Денис Кузнецов – пилот высочайшего класса, уроженец кузбасской Юрги, – и началась самая увлекательная часть экскурсии. Лётчик рассказал о самом истребителе, поделился интересными фактами из своей практики и ответил на многочисленные вопросы любознательных старшеклассников, которые не отпускали главного «Стрижа» около получаса.

– За 20 лет эксплуатации у меня накопилось очень много информации. Начну с основ. Этот самолёт впервые поднялся в воздух в октябре 1977 года. Его испытателем стал знаменитый лётчик Александр Федотов, герой Советского Союза и обладатель множества рекордов. Это сверхзвуковой боевой одноместный самолёт, разработанный конструкторским бюро Микояна – один из первых истребителей четвёртого поколения. В США на тот момент создавали свои F-15 и F-16. У нас же, в противовес, появился МиГ-29. До этой разработки конструкторы боролись за высоту и скорость. Здесь же впервые в приоритете была манёвренность. Для этого была придумана особая аэродинамическая конструкция. На высоте скорость достигает 2400 км/час, у земли – 1500 км/час. Истребитель может подниматься ввысь до 18 километров. В принципе, выше никто и не летает. Поэтому сверху мы видим всех. Ещё одна особенность заключается в том, что самолёт может взлетать прямо с грунта и даже со снежного поля и садиться в такие же условия. Ему не нужна специальная бетонная взлётная полоса, достаточно укатать поверхность, – рассказал об основных характеристиках Денис Кузнецов. – Для этого истребителя было оборудовано уникальное катапультное кресло – оно позволяет эвакуироваться даже с земли. Мы до сих используем модификации той модели. И они по-прежнему лучшие в мире. И я даже не могу сказать, сколько лётчиков должны поставить памятник этому креслу. Это сотни спасённых жизней.

Командир «Стрижей» раскрыл и некоторые профессиональные ритуалы пилотов. Например, перед тем как сесть в кабину, лётчики осматривают самолёт и разговаривают со своей машиной – как с живым существом. После полёта они благодарят за то, что всё прошло успешно. Каждый подбирает свои слова. Школьников очень волновал вопрос о том, как же пилотам удаётся соблюдать такую синхронность и выполнять сложные фигуры. Ведь если в балете один танцор заденет другого, то не случится ничего страшного, а в воздухе – произойдёт настоящая катастрофа.

– Когда мы садимся обедать, берём ложки и смотрим не в тарелку, а в глаза друг другу, – пошутил опытный пилот. – Но если серьёзно, то мы начинаем с малого – просто летаем прямо. Потом усложняем и вводим фигуры. Выполняем их сперва на большом расстоянии, которое постепенно сокращаем. На земле тоже отрабатываем все фигуры. Конечно, перед тем как попасть в группу, человек проходит тщательную подготовку. Мы к нему присматриваемся и определяем его способности.

Ещё одной темой, волнующей присутствующих, были перегрузки, которые испытывают пилоты во время полётов, и как с ними справляются лётчики.

– Перегрузки, действительно серьёзные. Самолёт рассчитан на девять единиц. Если вес человека 50 килограмм, то на перегрузке девять он становится 450 килограмм. Чтобы примерно понять это, вспомните свои ощущения при катании на очень быстрой карусели. И это нагрузка «грудь-спина», которая легче всего переносится. В самолёте же вся тяжесть распределяется по направлению голова-таз. Даже на перегрузке три тяжело поднять руку. Но необходимо сохранять работоспособность. Нельзя отключиться ни на долю секунды, хотя вся кровь отливает от головы. Нужно напрягать ноги и пресс, чтобы гнать кровь вверх. В этом нам очень помогают противонагрузочные штаны, которые подсоединяются к самолёту. Когда истребитель выходит на перегрузку, они раздуваются благодаря подаче воздуха и сдавливают ноги, – рассказал командир.

В конце экскурсии губернатор Кузбасса Сергей Цивилев и лётчик Денис Кузнецов сообщили радостную для кузбасовцев новость: в этом году мы снова сможем наблюдать головокружительные трюки «Стрижей». Группа прилетит в Кемеровскую область на День шахтёра.

Школьники сделали памятное фото с губернатором Кузбасса и командиром высшего пилотажа «Стрижи». Фото Сергея Гавриленко.

кстати

Наш новый самолёт

Именно на МиГ-29 выступают легендарные «Стрижи». До сих пор эти самолёты в большом количестве стоят на вооружении в России и многих других странах. Наш истребитель четвёртого поколения МиГ-29 ещё не так давно нёс боевое дежурство в составе Воздушно-космических сил России. Кемерово получил такой ценный подарок от Минобороны России благодаря договорённости губернатора Кузбасса Сергея Цивилева. Сам боевой истребитель прошёл специальную подготовку к мирной работе. Машиностроители пересобрали корпус, очистили фюзеляж от старой краски, загрунтовали и покрасили заново. Борт был полностью демилитаризован: убрано всё боевое оборудование, а также двигатели. Поскольку размах крыльев истребителя достигает 12 метров, при перевозке крылья отстыковывали.

Специально для этого истребителя в парке Победы построена взлётно-посадочная полоса с подсветкой. Эта интерактивная локация должна стать местом притяжения в любимом кемеровчанами парке.

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *