Для этих подросших детей сходить в магазин за продуктами – целое событие, а приготовить самостоятельно еду и помыть посуду – большое достижение. Тренировочная квартира для молодых людей с особенностями развития – это отдельный, очень значимый социальный проект кемеровской организации «Служба лечебной педагогики».
Нужный опыт
Ещё в ноябре 2019 года в рамках программы мобильности волонтёров члены организации приняли участие в стажировке на базе Центра лечебной педагогики «Особое детство» в Москве. На основании полученных знаний и возник проект «Дорога в жизнь». Стажировка предусматривала обязательное внедрение опыта в своём регионе, городе (надо было сдавать отчеты о реализации). Но всегда была и есть обратная связь от московских кураторов.
Стажировались две мамы: Ольга Щеглова, руководитель Кемеровской региональной общественной организации «Служба лечебной педагогики», и Марина Крайняя, учредитель организации. К слову, Марина – мама ребёнка с ОВЗ 18+, которая успешно ведёт целых два проекта (кулинарная студия для всех детей «Службы лечебной педагогики» и тренировочная квартира без ночного пребывания для подростков и молодых людей (18+) с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями).
– Потребность в такой квартире появилась тогда, когда к нам пришёл первый ребёнок. Молодая девушка, окончившая спецшколу, имеющая ментальные нарушения. Беда вся в том, что большинство выпускников этих школ остаются дома, в четырёх стенах, и как таковых навыков социально-бытового обслуживания у них нет. Не умеют ходить в магазин, стирать, гладить, пылесосить… Конечно, чему-то даже учат в школе, но мы на себя взяли ответственность научить именно потребностям, которые у детей не закрыты. Жить обычной жизнью – это основная цель. Да, многие выпускники тренировочной квартиры, наверное, и не смогут никогда жить самостоятельно без круглосуточного сопровождения специалиста. Но основная задача – максимально адаптировать их к этой самостоятельной жизни. Я была очень счастлива, что Марина Ивановна согласилась разделить этот опыт со мной, и поехала в Москву. Потому что каждого родителя ребёнка с инвалидностью, наверное, пугает мысль о том, что же будет с чадом, когда «меня не станет». И никуда эта мысль не уходит со временем. Вариант психо-неврологического интерната, госучреждения, где по 20 человек в комнате и нет личного пространства – самое страшная участь для наших детей. Наличие тренировочных квартир и организация уже потом сопровождаемого проживания – это своеобразная альтернатива, которая может быть лучшим вариантом из всех возможных, – делится Ольга Щеглова.
Ольга Щеглова, руководитель «Службы лечебной педагогики». Фото Федора Баранова.
Плюсы «тренировок»
Ребята старательно учатся вне дома: навыкам самообслуживания, поведению в быту и общественных местах, самоконтролю, умению вести домашнее хозяйство (убираться в доме, готовить себе еду, стирать), делать покупки, ухаживать за собой, ездить в транспорте. Это, кстати, позволяет избежать гиперопеки со стороны родителей в том числе.
Всё, по сути, и началось с объединения родителей, чьи дети с ментальными нарушениями нуждались в таком варианте социализации и адаптации. Родители обсуждали варианты взаимодействия ребят и создания условий. Например, для похода в магазин были изготовлены карточки с изображением товаров, которые необходимо было купить для приготовления обеда. Теперь стоит вопрос о подключении трудовой реабилитации и организации занятости. Остановились на идее организации швейного дела с дальнейшей передачей изготовленных изделий нуждающимся категориям.
– Моей дочери Насте сейчас 19 лет, у неё синдром Дауна. Четыре года назад она закончила школу, и действительно в основном мы сидели дома. Иногда ходили в бассейн, встречались с друзьями, но всего этого было мало, – вспоминает Марина Крайняя. – Теперь я курирую проект «Дорога в жизнь». И Настя посещает тренировочную квартиру с группой ребят. Они учатся ходить в магазин, готовить обед, убираться, мыть посуду, полы, пылесосить, стирать и гладить, общаются между собой и учатся общаться в обществе. Многие дома стали активнее помогать родителям.
Марина рассказала, что в самом начале этого непростого пути были сложности, не было опыта по организации такого проекта, приходилось практически с каждым индивидуально нарабатывать определённые навыки. Сейчас ребята почти на автомате чистят картошку, режут овощи. Есть у некоторых молодых людей свои проблемы: кто-то боится ходить в магазин, у кого-то слабая моторика и трудно резать, но все они с удовольствием посещают занятия. Очень любят готовить (супы, вторые блюда и выпечку), каждый раз обсуждают меню на следующее занятие. В магазине мальчишки и девчонки покупают только необходимое, рассчитываются картой, так как деньги считать не умеют.
Квартира – это ведь не только место для обучения, но и пространство для общения. Они с большим удовольствием ждут этих занятий, общаются, у них есть свои темы для разговоров. Сейчас здесь занимаются четверо молодых людей, они ходят на постоянной основе, ведь это не курс, который заканчивается, а постоянная услуга, скажем так.
Про возможности и потребности
А вообще, все услуги в организации появляются по какой-либо потребности и по какому-либо запросу. Почему именно родители принимают решение, а не специалисты, о том, какая помощь будет адекватнее и актуальнее? Потому что именно родители, находясь со своими детьми 24 часа в сутки, как никто другой, знают, какая им помощь необходима.
– Когда приходит семья, у нас работает такой девиз: «От каждого родителя – по возможности, каждому ребёнку – по потребности». Все в организации должны что-либо делать, вкладывать. Не в организацию, а в своих детей. Есть потребность, есть возможность, родитель активен – тогда будет результат. Я открыта ко всем проектам, ко всем начинаниям родителей, рада поддержать своими знаниями, поделиться опытом. И заинтересована я в этом не только как общественный деятель и руководитель организации, но как мама, – добавила Ольга Щеглова.
Как в «Службе лечебной педагогики» видят будущее для проекта? Для них это сложный вопрос.
– Тут не просто надо привлекать волонтёров в проект в плане помощи. Сначала их нужно научить. И учиться они должны не на наших детях. Их должны обучать специалисты, которые имеют опыт работы в тренировочных квартирах, специалисты по социальной работе. Основная проблема, что волонтёры не знают, как правильно контактировать с такими детьми. Поэтому после первого посещения они не возвращаются. Было бы здорово, чтобы соцработники были из госструктур (например, центра комплексного обслуживания). И зарплату, соответственно, эти специалисты должны получать от государства. И я очень надеюсь, что мы выпустим уже наших детей во взрослую жизнь и отладим систему круглосуточного пребывания. Знаете, и не сомневаюсь, что государство нам в этом поможет. Потому что все на различных уровнях охотно отзываются на какие-либо начинания в этом плане, – подытожила Ольга Щеглова, руководитель кемеровской «Службы лечебной педагогики».
особое мнение
Наталья Ивановна Хапакныш, мама Зои (у неё синдром Дауна)
– Зое 18, в этом году она заканчивает школу. Для нас проект – это про общение и умение вести себя в коллективе, умение слышать и делать то, что требуется. А ценность – в учении. Ребёнок овладел навыками готовки, уборки, стирки, глажки. Зачем они. Они нам просто необходимы! Это наша жизнь, а не просто тупое существование в замкнутой квартире (дома), здесь мы не одиноки. И наши дети чувствуют себя, наверное, наравне с нами, так как они всё делают сами. Дома, конечно же, этого нет. А хотелось бы… Лично для меня самое основное – чтобы моя дочь могла обходиться бы без меня. Хоть какое-то время. Чтобы она могла общаться с людьми. Проект «Дорога в жизнь» очень сильно меня выручает.