Дорога к новым технологиям

09.12.2021

9 декабря 2021 | Татьяна Ананьева

Сегодня Кузбасс активно реализует проекты по строительству и реконструкции автомобильных дорог. При этом в регионе практически не применяют технологии возведения трасс из цементобетона, позволяющие существенно увеличить сроки службы объектов, избежать ежегодного «латания дыр».

 

Трассы-долгожители

Технология строительства бетонных дорог распространена во многих странах. Например, в Китае таких трасс около 50%, в государствах Европы – от 13 до 40%, в США – 60%.

«Цементобетон – износостойкий материал, который выдерживает большой транспортный поток. Сохраняя устойчивость к агрессивному воздействию внешней среды, такие дороги обеспечивают высокое сцепление с колесом, отсутствие пыли и лучшую видимость. Они служат в разных климатических условиях – подходят и для жаркого южного лета, и для суровой сибирской зимы, – объясняет президент Ассоциации бетонных дорог, профессор, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Виктор Ушаков. – Срок службы цементобетонной дороги составляет более 30 лет. За счёт применения минеральных и химических добавок, препятствующих возникновению коррозии, его можно увеличить до полувека».

С экспертом согласны авторы «Анализа перспектив развития технологии строительства автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями в России», выполненного в 2019 году специалистами агентства «РБК Исследования рынков». Как указано в их отчёте, применение цементобетона требует тщательного соблюдения технологии на всех этапах – от подбора смеси до ухода за уложенным покрытием. Но в этом случае текущий ремонт необходим дороге лишь раз в 12 лет, а полная смена покрытия будет нужна только через 30 лет. К тому же, с учётом затрат всего жизненного цикла строить такие объекты выгоднее: за 30 лет эксплуатации дорога из цементобетона обойдётся почти в два раза дешевле асфальтобетонной – 7946 руб. накопленных затрат на 1 кв. метр покрытия против 14482 руб. (в ценах 2019 года).

 

Прошлое мешает будущему

Почему эффективная технология до сих пор не распространена в Кузбассе? Виной тому – неудачный опыт прошлого. Напомним, в нашей стране дороги из цементобетона появились в начале 50-х годов прошлого века. Их широкое строительство развернулось в 1970-е, тогда общая протяжённость бетонных трасс превысила 10 тыс. км. Однако вскоре от реализации проектов отказались: из-за дефицита качественных цементов, нарушения технологий строительства и эксплуатации на объектах появились дефекты – трещины дорожного полотна, разрушения в поперечных температурных швах, сколы кромок и углов плит. В итоге использовать технологию запретили, научные исследования в данной области прекратили и дороги с цементобетонным покрытием строить перестали.

«Но за последние три десятилетия многое изменилось. Сегодня в мировую практику внедрены технологии, предполагающие полную механизацию и автоматизацию основных процессов по укладке и уплотнению бетонных смесей, отделке поверхности бетона, уходу за бетоном и устройству деформационных швов», – объясняет Виктор Ушаков.

Его слова подтверждают в АО «Новосибирскавтодор». Как рассказывает начальник отдела контроля качества компании Александр Будников, строительство трасс с цементобетонными покрытиями в Новосибирской области началось в 1990-е годы при возведении дороги «Омск – Новосибирск». Анализируя преимущества цементобетонных магистралей, Александр Будников выделяет их высокую несущую способность и минимальный износ при серьёзных нагрузках и интенсивном движении. «Прочностные деформационные характеристики цементобетона практически не меняются при изменении температуры и влажности, а с годами материал набирает дополнительную прочность, – говорит он. – Конечно, при ведении работ мы сталкиваемся с проблемами: не хватает квалифицированных специалистов, отсутствуют требования к материалам и конструкциям, существуют ограничения в применении противогололёдных материалов и т.д. Тем не менее, Новосибирская область занимает первое место в стране по общей протяжённости федеральных автомобильных дорог, выполненных в цементобетоне: из 796 км федеральных дорог такое покрытие имеют 486 км».

 

Не дороже битума

Если эффективную технологию успешно применяют в соседнем регионе, это по силам и дорожникам Кемеровской области. Но хватит ли качественных цементов?

«В последние годы предприятия отрасли – в том числе расположенный в Кузбассе Топкинский цемзавод – загружены в среднем наполовину, а значит, резервы для увеличения объёмов производства есть, – комментирует первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» Валерий Бодренков. – Наши возможности ограничены лишь в летние месяцы: в «высокий» строительный сезон заводы загружены на 95-100%. Но при грамотном долгосрочном планировании работ по возведению и ремонту магистралей цементники смогут гарантировать своевременность поставок, стабильно высокое качество продукции, её соответствие требованиям государственных стандартов и адресных рецептур».

По мнению Валерия Бодренкова, использование цемента в дорожном строительстве не приведёт к удорожанию проектов. «В отличие от поставщиков битума цементники практически не увеличивают стоимость продукции. Предприятиям отрасли выгоднее продать больше цемента по невысокой цене, чем потерять потребителей, – уверен эксперт. – В настоящее время реального сравнения стоимости строительства асфальто- и цементобетонных дорог не проводится. Если в соответствии с федеральным законом № 135 «О защите конкуренции» такой анализ будет выполняться для каждого конкретного объекта, станет очевидно: использование технологий обустройства дорожных одежд с цементобетонным покрытием не приводит к увеличению затрат».

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *