В Кузбассе продолжается строительство северо-западного обхода Кемерова. Об этой дороге горожане мечтали не одно десятилетие, но ни разу проекту не удавалось попасть в планы строительства и получить финансирование. Первое официальное упоминание об объезде датируется 1972 годом. Но тогда его посчитали нецелесообразным. Затем началась перестройка и страна распалась – стало и вовсе не до таких масштабных нововведений – то, что было, сохранить бы. И вот, спустя полвека, смелое решение начали воплощать в жизнь.
Всё это время Кемерово оставался единственным в России областным центром, через главные улицы которого проходит федеральная трасса. Весь поток транзитного транспорта с запада на восток движется прямо через оживлённый центр города – это 12-15 тысяч большегрузов в сутки. Фуры создают пробки и разбивают улицы, которые приходится ремонтировать за счёт местного бюджета. Такой объём техники очень сильно влияет на экологию города. Строительство объездной дороги важно не только для жителей Кемерова – эта мера значительно ускорит движение транспорта и удешевит перевозку грузов. Долгожданную автодорогу строят по поручению президента России Владимира Путина. Проект был включён в список приоритетных федеральных и региональных дорог и получил софинансирование из федерального бюджета.
– Строительство северо-западного обхода Кемерова идёт строго в соответствии с намеченными планами. Уже выполнен огромный объём работ, и наша задача на этот год – не сбавлять темпы. Мы находимся на этапе активной стройки. Этой трассы жители ждали давно, чтобы поток транзитных автомашин шёл в обход города. Здесь запланировано возведение 12 мостовых сооружений, в том числе экодук, это единственный проект в России, где сохранён маршрут животных, которым они ходят несколько тысячелетий, – рассказал губернатор Сергей Цивилев.
Качественно и в сжатые сроки
Изначально строительные работы были запланированы до 30 ноября 2027 года. Однако губернатор поставил более амбициозный срок. Строительство автомобильной дороги проводится в рамках реализации Программы социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года. Основную часть работ планируется закончить уже весной 2024-го. А завершающие этапы, такие как укладка асфальтобетонного покрытия и благоустройство, проведут летом следующего года. Движение на самой автотрассе официально будет запущено 1 августа 2024 года.
Как рассказал директор «Дирекции автомобильных дорог Кузбасса» Олег Шурыгин, для того чтобы уложиться в определённые сроки, на объект, помимо кузбасских строителей, были привлечены предприятия из других регионов. Здесь работает шесть субподрядных крупных организаций, все они выполняют свои обязательства. График 2022 года был осуществлён даже с небольшим перевыполнением.
В прошлом году специалисты в полном объёме завершили устройство технологической дороги и временных подъездных трасс общей протяжённостью 48,2 км. Работы включали в себя замену слабого основания, отсыпку верхнего слоя из бутового камня и покрытие из щебёночно-песчаной смеси, а также устройство временных водопропускных труб. На основной дороге завершили более 50% всех земляных работ, которые включают замену слабого основания, разработку выемок, устройство насыпей и рабочих слоев.
На восьми мостовых сооружениях и путепроводах производились работы по устройству фундаментов и опор. Уже завершены работы на 19 точках из 53, смонтировано три опоры из 48. В этом году строительство будет продолжено на 11 мостовых сооружениях и путепроводах, для этого уже сейчас ведутся подготовительные работы для заливки фундаментов и опор, монтажа пролётных строений, устройства конусов и сопряжений.
Кафе и гостиницы
Параллельно со строительством трассы планируется возведение всей необходимой инфраструктуры. Вдоль дороги будут размещены заправки, пункты питания, гостиницы.
– Протяжённость обхода составит почти 48 км. Поэтому на дороге будут расположены четыре площадки для отдыха. Две из них построят на правом берегу, ещё две – на левом. Места для отдыха предусматривают съезды, переходно-скоростные полосы, а также большие площадки, вокруг которых планируется организовать заправки, пункты питания и гостиницы, – сообщил директор «Дирекции автомобильных дорог Кузбасса» Олег Шурыгин.
Сергей Цивилев принял решение в ближайшее время уже начать конкурсные процедуры, чтобы определить предпринимателей, которые смогут открыть свои предприятия на этих площадках.
– Это важно сделать, чтобы победители тендера могли готовиться к запуску своих производств и вместе с вводом дороги в эксплуатацию открыли предприятия, – пояснил губернатор Кузбасса.
На дороге появится и арт-объект. На специальной площадке установят памятник мотоциклистам. Это должно стать напоминанием о том, что самое главное на трассе – соблюдение Правил дорожного движения и безопасность.
Мост в будущее
Одна из ключевых точек строительства обхода – мост через реку Томь. Его возведением занимается тюменская компания с большим опытом подобных работ – «Мостострой 11». Она уже возвела 2539 автомобильных мостов в России и за рубежом. В том числе организация внесла свою лепту в возведение Керченского моста, благодаря которому появилось автомобильное и железнодорожное сообщение между Крымом и Краснодарским краем. Сибирским мостовикам достался один из самых сложных участков строительства длиной два с половиной километра. В прошлом году мостостроители выполнили устройство 62 из 136 буронабивных свай, работы завершат в нынешнем.
В этом году дорожникам предстоит сделать слой из щебёночно-песчаной смеси, основание из бетона, уложить несколько слоёв асфальтобетонного покрытия, а также досыпать и укрепить обочины будущей автомобильной дороги.
Одна из основных сложностей заключается в получении необходимых материалов. Для нашего моста необходима специальная сталь, которую изготавливают лишь некоторые заводы в России. При этом они перегружены другими крупными стройками страны. К счастью, кузбасский проект смог войти в программу.
– Ещё в прошлом году был оплачен аванс за поставку металлоконструкций. В этом году уже идут материалы для изготовления конструкций. В марте конструкции начнут поступать для сборки в плети, которые мы и будем надвигать. Нам не привыкать работать в холоде. Например, мы строили мост через Обь в районе Салехарда в Ямало-Ненецком автономном округе. Поэтому закончим строительство в срок, – рассказал Николай Руссу, директор «Мостостроя 11».
Сергей Цивилев поручил объявить конкурс на лучшее название моста через реку Томь, а также варианты его окрашивания и подсветки. В ближайшее время свои идеи можно будет отправить через платформу «Кузбасс Онлайн». Жители региона активно подхватили инициативу губернатора и принялись обсуждать её в соцсетях. Кузбассовцы уже предложили около 200 вариантов, в том числе Томский, Крымский и Щегловский мост.
На протяжении всей трассы в общей сумме будет построено 12 мостов с учётом моста через Томь и экодук.
С заботой о животных
Экодук, построенный на северо-западном объезде Кемерова, станет первым подобным объектом за Уралом. Он позволит животным безопасно перемещаться в привычных местах. Ширина перехода составит 50 метров. На самом экодуке будет засыпан метр земли, в который высадят деревья и кустарники. Также края экодука будут огорожены 4,5-метровым шумовым экраном. По словам директора «Строительного управления № 7» Кирилла Рылькова, благодаря специальному защитному экрану животные не будут слышать и видеть машины.
– Строители рассказывали, что уже неоднократно видели лосей, которые выходят из леса. Это значит, что место выбрано правильно и будет пользоваться популярностью у животных, которые предпочтут идти по продолжению леса, а не перебегать через оживлённую магистраль с высокоскоростным движением, – пояснил Кирилл Рыльков.
Зачем же строить мост для животных стоимостью в 1 млрд рублей? Не знающие зоологию люди могут подумать, что проблема бы решилась сама собой: звери бы услышали шум проезжей части и не стали к ней приближаться. Но на самом деле маршруты сезонной миграции лосей сохраняются столетиями. Если проложить дорогу через такую тропу, животные всё равно станут её пересекать, рискуя быть сбитым автомобилем. Причём последствия от столкновения с таким крупным существом опасны и для водителя с пассажирами. Экодук сведёт риски к минимуму и сделает дорогу максимально безопасной для людей и животных.
Факты
Северо-западный обход города Кемерово имеет протяжённость 47,594 км. Автомобильная дорога относится к технической категории 1Б, с двумя полосами движения в каждом направлении с разделительной полосой и металлическим барьерным ограждением. Обход соединит федеральную автодорогу Р-255 «Сибирь» с запада на восток. Работы завершатся в 2024 году. Согласно документу, на строительство 47-километровой скоростной трассы в обход города Кемерово поэтапно будет направлено из федерального бюджета: в 2022 году – более 2,2 млрд рублей, в 2023-м – более 3,8 млрд, а в 2024-м – более 15 млрд.