Долгий путь к себе: рождение «Тимошки»

9 июня 2022 | Информационный портал Кузбасс

В креативном пространстве «кАРТотека» кузбасской библиотеки для детей и молодёжи есть удивительно нужное место – творческая студия «Тимошка». Здесь проходят мастер-классы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия позволяют творить, придумывать, делиться радостью и оптимизмом, обмениваться своими идеями с друзьями, обретать важные навыки и открывать в себе удивительные способности.

Благодаря необычным заданиям у детей развивается воображение, абстрактное и образное мышление. Эти волшебные во всех смыслах занятия проводит педагог Татьяна Тимофеева – волонтёр кемеровской организации «Служба лечебной педагогики».

Путь Татьяны к такой непростой педагогической деятельности тоже был извилист. Её личная история – история мамы особенных детей. В ней много откровения, боли, отчаяния, непонимания и… надежды. Таня сама – особенная мама.

– Татьяна, как материнство изменило вас?

– С родительством всегда всё непросто. Попадая в материнство, ты иногда бултыхаешься там, как не умеющая плавать рыба. А уж если на твою долю выпало быть мамой особенного человека, то тут вообще всё выворачивается наизнанку. Долгожданное материнство может чувствоваться как тяжкая ноша, любовь может оборачиваться ненавистью, ты можешь задавать себе тысячи вопросов и никогда не получить на них ответа. И существующая реальность при этом не изменится, диагноз не рассосётся, душевная боль не ослабнет, и со всем этим придётся учиться жить. Мы захлёбываемся тревогой, совершенно новый смысл приобретает страх за свою собственную жизнь, потому что страшно оставить в этом мире своего особенно беззащитного ребёнка. А ещё мы чувствуем дикое одиночество, ощущаем себя оставленными наедине с собственной судьбой, ежедневно продираясь сквозь жизнь, которую не выбирали, но она случилась. То, что с обычными детьми является данностью, в особенном детстве является результатом кропотливой, титанической работы обычных мам и пап. Самостоятельно удерживаемая ложка, улыбка, взгляд, первый шаг – это не только радость, но и горькие слёзы, когда осознаёшь, как тебе это далось. И что дальше не будет легче. И ты как распятый на площади со своим ребёнком в мире людей, кто-то стыдливо отведёт глаза, а кто-то от незнания, от собственной ограниченности прошипит тебе в спину очередную колкость. Сколько жизненных водоворотов и порогов приходится пройти родителям особенных детей, каждый день бороться, при этом хотеть просто жить!

– Татьяна, расскажите о вашей семье.

– У меня есть замечательный муж, с которым мы прошли непростой путь. Но всё же остаёмся вместе. И есть двое деток с особенностями развития. И кошка. Раньше, до детей, я жила совсем другой жизнью. У меня было много друзей, постоянные тусовки, много общения и встреч. И я думала, что друзья – это навсегда. Но, увы…

Родилась дочка, на первый взгляд, здоровенькая, голубоглазая красоточка, но вскоре эта кроха изменила всю мою жизнь. К трём годам ей поставили ЗПР, в 4 года – аутизм и инвалидность. Я старалась относиться ко всему спокойно, всё держала в себе, знала всегда, что при любом диагнозе буду её любить. Вскоре мы с мужем стали всё реже встречаться с друзьями и родственниками. Бесконечные походы к врачам, реабилитации. Очень хотелось поддержки, но от многих слышала только упрёки в свою сторону, что я стала раздражительная и злая. Принятие диагноза для меня проходило очень тяжело. Хоть сердцем и принимала дочку такой, какая она есть, но головой – нет. Я постоянно думала, искала выходы, новые методики и отстранялась всё больше от всего мира и от себя. Помимо того, что не могла смириться с диагнозом дочери, ещё и весь мир вокруг пытался в какой-то степени на меня давить, отталкивать и причинять боль. Например, из-за особенностей дочки нас сторонились родители с детками на площадке. Когда ездили в транспорте, из-за выкриков дочки многие пожилые люди делали постоянные замечания, выставляя меня матерью, которая плохо воспитала ребёнка. Но я научилась жить с этой болью. Жить и радоваться жизни, ведь очень многое хочу ещё сделать для себя и своих детей. И в первую очередь хочу, чтобы мои детки росли весёлыми и счастливыми.

– Когда родился сын, что-то поменялось?

– Не знаю, откуда у меня появилась идея о втором ребёнке. Возможно, была надежда, что ещё один малыш восполнит все пробелы. И вот он родился, развивался по норме. Но, к сожалению, сейчас сыну тоже ставят задержку в развитии… После рождения второго ребёнка я ушла в послеродовую депрессию, хотела умереть… Наверное, если бы не сильная поддержка мужа, который всегда рядом и помогает во всём, меня бы не стало. Я боялась что-то сделать с собой либо с детьми, так как не выносила их крик, их голос, ненавидела себя за все эти мысли. Да, обращалась ко многим психологам, но они не помогали. Самовнушение, тренинги – тоже мимо. Находясь в таком состоянии, всё равно стремилась развивать дочку. А вскоре мы всей семьёй отправились в Новосибирск для прохождения лечения с дочкой. Психиатр центра, взглянув на меня, сразу вызвал к себе в кабинет и настоял на антидепрессантах. Я и не отказывалась, и они помогли. Считаю, что мамам особенных детей не нужно бояться своих чувств и психиатров, иногда их помощь просто необходима.

– Как в вашей жизни появились творческие занятия?

– Всегда искала себя, чтобы не погружаться полностью в детей. Перепробовала много чего, но не зацепило. А потом в нашей жизни появилась замечательная организация – «Служба лечебной педагогики», моё спасение. Здесь занимаются такие же семьи с детьми с ОВЗ, с ними проще общаться, они тебя понимают. Мне захотелось приносить какую-то пользу организации – предложила проводить творческие занятия с детьми (дома мы всегда с дочкой и сыном что-то мастерим). Так всё и началось. Потом освободилось место воспитателя в группе кратковременного пребывания, решила попробовать себя в роли воспитателя. Было страшно, так как детки с ОВЗ разные, у всех свои особенности, характеры. Полюбила их, нашла со всеми общий язык, всегда за ребят переживаю и радуюсь новым достижениям. И как-то пришло стойкое понимание, что волонтёрство – это моё, что есть силы и желание делать что-то ещё. Как ни странно, но добрые дела очень сильно вдохновляют и окрыляют.

И появилась творческая мастерская «Тимошка» – это инклюзивные мастер-классы, в которых могут участвовать детки, несмотря на возраст, диагноз. У нас уже есть свои традиции, чаепития. Занятия полностью бесплатные, нет спонсоров, многие люди приносят нам остатки материалов (откликаются на рекламу в соцсетях), иногда родители деток помогают, что-то покупаю сама. Идеи для творческих занятий беру из интернета, дополняя и адаптируя под наших ребят. В творчестве стараюсь совмещать разные материалы. С детками мы красим, лепим, клеем. Иногда на нашем пути случаются небольшие проблемы: например, сейчас мы нуждаемся в термопоте, чтобы пить чай, и часто заканчивается пластилин, так как мы много лепим. Но трудности не остановят, ведь мамы особенных деток очень сильные, справятся со всем.

А недавно я выучилась на педагога по творчеству, раньше и подумать об этом не могла. Иногда меня спрашивают, зачем мне это всё нужно? Сложно сказать… Но когда приходишь на занятия, а тебя встречают с радостной улыбкой и объятиями, хочется проводить такие встречи ещё и ещё. Родители с радостью водят детей на занятия и сами вовлекаются, им же тоже не хватает общения! С Дашей мы прошли долгий и трудный путь. На этом пути мне не хватало поддержки, общения и развития для дочери. Мне хотелось её водить с обычными детками на творчество, но нам всегда предлагали индивидуальные занятия, а ведь ребёнку нужна социализация. Возможно, и этот факт повлиял на то, что сейчас я веду мастер-классы…

Анна Тимощук.

о проекте

Мальчишки и девчонки в творческой студии «Тимошка» под присмотром педагога Татьяны Тимофеевой используют непривычные материалы для создания объёмных композиций, осваивают разные техники, учатся фантазировать и обсуждать идеи с другими членами клуба, свободно и открыто формулировать свои желания, выбирать необходимые материалы и инструменты для работы над воплощением замысла. Всё это здорово развивает самостоятельность мышления и действий, любознательность и творческую активность, способствует и более лёгкой адаптации в обществе.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo