Доехали до повышения

19.01.2022

18 января 2022 | Сергей Исмагамбетов

Фото: Сергея Гавриленко.

В Кузбассе выросла стоимость проезда в общественном транспорте. У жителей региона нововведения вызывают множество вопросов, ответы на которые искал наш корреспондент. 

Законна ли разница?

В первые дни 2022-го в региональных СМИ появилась новость со ссылкой на постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса (РЭК), что с 15 января повышаются цены на проезд в общественном транспорте. Напомним, в городских автобусах (включая маршрутные такси), трамваях и троллейбусах пассажиры теперь платят 25 рублей при безналичном расчёте или 30 рублей наличными. Подорожание коснулось и пенсионеров, которым теперь одна поездка обходится в 12 рублей по транспортной карте или 15 рублей при её отсутствии, а также школьников и студентов-очников колледжей и техникумов (14 и 18 рублей соответственно). Кстати, в маршрутках транспортные карты пенсионеров, школьников и учащихся не действуют. При этом возвращаются, казалось бы, безвозвратно ушедшие в прошлое проездные билеты.

Далеко не все кузбассовцы во время праздников обратили внимание на такой «подарок». Многие и после выхода с новогодних каникул были не в курсе грядущих изменений. К примеру, утром 10-го числа автор наблюдал ситуацию в автобусе, когда пассажиры узнавали о приближающемся повышении цен от знакомых попутчиков, и, естественно, начинали возмущаться. Претензии, как обычно, сыпались в адрес кондуктора, но ведь не рядовые транспортники принимают подобные решения. А городские власти не торопились с ответами на волнующие людей вопросы. Первое время никаких подробностей и официальных комментариев не было, и лишь спустя несколько дней после выходных ситуация стала проясняться. Так, в областном Минтрансе пояснили, в связи с чем цены на проезд увеличились сразу на 5-10 рублей.

«До декабря 2018 года стоимость проезда на городских маршрутах в Кемерове и Новокузнецке составляла 16 рублей, а в других территориях – 15. То есть тогда было повышение на 4-5 рублей. И три года после этого цена проезда оставалась неизменной, – прокомментировал министр транспорта Кузбасса Сергей Рубан. – Закономерно, что инфляционные процессы, происходящие в экономике, не могли не отразиться на общественном транспорте. За это время произошло существенное удорожание всех материальных ресурсов, включая топливо, электроэнергию, запчасти, и нужных для предприятий услуг. Изменение тарифов напрямую связано с необходимостью компенсации экономически обоснованных расходов компаний-перевозчиков. При этом важно отметить, что бюджет области также продолжает частично возмещать эти расходы. На сегодняшний день себестоимость одной поездки пассажира составляет 40 рублей. То есть ещё недавно действовавшая цена лишь на 50% компенсировала затраты перевозчиков».

Удивила кузбассовцев и разница между стоимостью проезда по наличному и безналичному расчёту. Ведь согласно п.4 ст.16.1 федерального закона «О защите прав потребителей» исполнителю запрещено устанавливать различные цены за услугу в зависимости от способа оплаты. Схожий случай был в 2017 году в Чувашии, где пассажиры тоже не поняли, почему стоимость проезда в одном и том же автобусе стала дифференцированной. Тогда дело дошло до Верховного суда РФ. Там разъяснили, что органы государственной власти (к которым относится и РЭК) могут не руководствоваться этим правилом при расчёте регулируемых тарифов на перевозки пассажиров. Так что нарушения закона в транспортных нововведениях в Кузбассе нет.

О картах и проездных

Платить за проезд по безналу ощутимо выгоднее, поэтому в регионе вырос спрос на транспортные карты. Это видно хорошо на примере областного центра. Как сообщили на брифинге в Кемерове, посвящённом транспортным изменениям, только за новогодние каникулы горожане приобрели более двух тысяч штук из имевшихся на тот момент трёх с половиной тысяч. Оставшиеся карты активно раскупали в течение первой в этом году рабочей недели, возникла угроза дефицита. Местные власти предвидели такое развитие событий.

«Мы ещё 30 декабря заказали более ста тысяч транспортных карт. Первая партия в количестве шести тысяч штук уже поступила в минувшую субботу, их можно купить в Центре по работе с пассажирами в диспетчерском пункте «Центральный» на Летнем вокзале и в павильонах сети «Подорожник», – рассказал начальник управления транспорта и связи администрации Кемерова Алексей Ермолаев. – Сейчас прорабатываем вопрос с торговыми сетями, чтобы на кассах тоже можно было приобрести транспортную карту. Всего в нашем городе будет организовано более 400 мест продажи карт».

Завозят транспортные карты и в другие муниципалитеты, полный перечень точек продаж в Кузбассе можно посмотреть на сайте областного Минтранса. Купленную транспортную карту необходимо пополнить либо через банкоматы и онлайн-сервисы Сбербанка, либо с помощью мобильных приложений «Т-карта» и «Мой транспорт» (в зависимости от территории региона). Правда, при втором способе будет взиматься 1% комиссии.

Расплатиться в общественном транспорте можно и банковской картой, стоимость одной поездки также составит 25 рублей. Однако транспортная карта пригодится тем, кто добирается на работу или учёбу с пересадками. Дело в том, что её можно превратить в безлимитный проездной билет с помощью вышеуказанных мобильных приложений. Карту необходимо зарегистрировать и приобрести нужный вариант проездного: на месяц (1250 рублей, для пенсионеров – 600 руб., для школьников и студентов – 700 руб.), неделю (452 руб., 216 руб. и 252 руб. соответственно) и на один день (150, 72 и 84 рубля). По информации Министерства транспорта Кузбасса, месячные проездные билеты будут доступны только со февраля. Отметим также, что в маршрутных такси проездные не действуют. Впрочем, с кемеровских дорог маршрутки исчезнут уже 1 апреля.

Проблемная «десятка»

На брифинге затронули и вопросы модернизации общественного транспорта областной столицы. Одной из самых резонансных тем стала намеченная ликвидация 16 маршрутов, в том числе популярного № 10т – одного из самых протяжённых в Кемерове. Маршрутка едет с 11-й горбольницы через проспект Шахтёров, Кузбасский мост и проспект Ленина до микрорайона Южный. Кемеровские власти упирают на то, что «десятка» дублируется муниципальным транспортом более чем на 80%.

«Маршрут № 10т дублируется на нескольких этапах двумя автобусами или трамваями. К примеру, чтобы уехать с Радуги на Южный, можно сесть на 23-й автобус и в центре пересесть на трамвай № 5. В этом случае как раз поможет безлимитный проездной», – отметил Алексей Ермолаев.

Но жителей Кемерова это не успокаивает, горожане массово возмущаются отменой «десятки». Ведь чиновники, рассказывая о том, как пассажирам будет комфортно ездить в новых вместительных автобусах, которые полностью заменят пазики, забыли подсчитать, сколько времени люди потеряют на пересадках. К тому же добираться до 11-й горбольницы, расположенной на окраине областного центра, будет весьма проблематично.

Кроме того, в мэрии напомнили, что есть маршрут № 32, который также идёт с Радуги на Южный. Но по нему обычно следуют 2-3 автобуса с интервалами в 30-40 минут, днём (в перерыв с 11.28 до 15.02) его вообще нет. Помимо этого, 32-й не доходит до многих важных объектов на Южном, например, до трёх техникумов и колледжей. В администрации пообещали рассмотреть вариант с продлением маршрута № 32, который собираются усилить дополнительными автобусами.

Кемеровчане не сдаются и требуют оставить «десятку». В интернете уже появилась соответствующая петиция, за три дня набравшая около полутора тысяч подписей. Мэрия анализирует ситуацию по поводу отмены маршрута №  10т, так что теоретические шансы на его сохранение есть.

Для справки

Мобильное приложение «Мой транспорт»:     Мобильное приложение «Т-карта»:
– Таштагол  – Кемерово
– Белово  – Анжеро-Судженск
– пгт Ижморский – Берёзовский
– Ленинск-Кузнецкий – пгт Зеленогорский
– Гурьевск – Мариинск
– Киселевск – пгт Промышленная
– Междуреченск – Тайга
– Мыски – Топки
– Новокузнецк – пгт Тисуль
– Осинники – пгт Тяжин
– Полысаево – Юрга
– Прокопьевск – пгт Яшкино

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *