Уникальные факты Великой Отечественной: ученые выяснили, что зашифровано в одном из важных рисунков Веры Волошиной. И он помогает понять истоки характера Героя России…
29 ноября было 80 лет подвигу разведчицы Веры Волошиной. Она в 1941-м, под Москвой, в тылу врага, прикрывая отход группы, раненая, попала в плен. И была пропавшей без вести до 1957-го…
А как правда о Вере с годами доказала, что… Схваченная немцами Волошина, как и Космодемьянская, а они – из одной, разделившейся при переходе линии фронта группы, тоже никого не выдала и так же приняла героическую смерть. И подруги висели, повешенные в один день — 29 ноября 1941-го, в соседних сёлах. И этот факт – о подвиге Веры и Зои, стал одной из самых мужественных страниц первых месяцев Великой Отечественной… Только о Космодемьянской страна узнала почти сразу, как наши перешли в наступление, заняли село, и девушка стала символом мужества, Героем Советского Союза посмертно. А Волошина звание Героя России посмертно получила лишь в 1994-м.
Вера Волошина получила звание Героя России (посмертно) за мужество и героизм на Великой Отечественной войне.
… И с тех пор давно считалось, о Вере, как и о Зое, собрано, известно всё… Но блокнот, хранимый в Наро-Фоминском краеведческом музее в экспозиции о Волошиной, переснятый, присланный в родной Кузбасс, показал новому веку не просто, о чем мечтала наша Вера. А приоткрыл, благодаря кузбасским экспертам, тайну… через 86 лет после того, как Вера, нарисовав важный для нее лик незнакомки, отложила исписанный кусочек угля от утюга на стол. И сдула с портрета черную пыль. И спрятала тайну в блокнот…
Среди васильков
… Вера вела этот дневник в 1934-м. Ей было почти 15. И было ожидание настоящего чувства. И Вера начала дневник трагической песней про любовь, васильки и погибшую девушку. И нарисовала влюбленных из другого романа, уже с хэппи-эндом.
— И в ней, вижу, растет от рисунка к рисунку уверенность, и уже нет отсутствия опоры… – читает почерк психолог КемГУ, графолог, архитектор Александр Сухих, поясняя, почерк, рисунок – проекция души на бумагу. – Но Вера еще себя не нашла… Однако в почерке — уже выдержка и прямота.
И если бы поколению Веры не выпали бы война и защита Родины и Октябрьской революции, то, читает страницы графолог, Вера бы выросла, получила бы профессию, может, даже художника… Сухих отмечает в рисунках талантливые места.
Но их будущее, старшеклассников 1930-х, изменила или убила война.
И они приближение войны чувствовали.
…И тема подвига и жертвенности ворвалась в блокнот Веры, оборвав тему любви. И она нарисовала… Лицо умершего мужчины. Но кто он? В ответ — следующий рисунок, он, еще жив, подпись «Марат». Потом, через страницу, женское лицо. И другое мужское, жив, ведет за собой, «Робеспьер».
— О! Великая Французская революция, почему? — удивляюсь я.
— Конец XVIII века, предтеча Октябрьской, — удивляется так же Сухих.
— Марат, Робеспьер – одни из вождей… – помню я.
— У Ленина Марат — любимый герой…- помнит эксперт.
— Но кто девушка – в серии о французской революции? И она вот, точно, связанная с Маратом… Ведь порядок рисунков – незнакомец, мертв, но кто же он, этот герой? «Марат». Кто с этим связан? Неизвестная – сначала в образе волчицы, потом на портрете уже неизвестная девушка.
И мы на ней надолго застреваем. Как, верно, рисуя эту взрослую трагическую сложную историю, в размышлениях долго сидела и Вера.
Итак, ахнули мы, настоящую «незнакомку» в архивах истории, наконец, все-таки отыскав, да неужто это?…
Тайна
— …Я хочу видеть гражданина Марата! – сказала неизвестная, постучав в дверь дома на улице Кордельеров. Был вечер Парижа, 13 июля 1793 года. Неизвестная за день просила о встрече дважды.
Ее настойчивость, в третий раз, и милая строгая внешность девушки из хорошей семьи, вставшей на сторону революции, описанные Марату, вызвали интерес.
Он приказал впустить. Принял, сидя, работая в ванне (из-за болезни), и это было вечерами нормой, в постоянной работе – после дня встреч и собраний, на газету, с подготовкой к печати списков врагов революции. И Марат, один из вождей, был далёк и велик – для любого. И значителен даже в простыне, и в дубовой ванне – с дубовой у груди доской-столешницей — и ею, как щитом, защищен.
Но девушка, со словами о новом-де заговоре, как Марат начал записывать от нее имена, выбрала точку. Удар, второй – ножом, выхваченным из корсета. Хрип. Крик. Вой вбежавших в комнату…
Дальше – суд. И по-че-му? Потому что… Не заговорщица, одиночка, решила так остановить гражданскую войну.
Дальше – похороны Марата.
На другой день – казнь её, гордо простоявшей в телеге всю дорогу и мужественно взошедшей на гильотину.
… Хроника тех дней описана газетами от и до. Девушку звали Шарлоттой Кордэ. Она хотела мира, а вышло…, революция подняла еще террор…
Но ее прозвали позже, в веках, «самой смелой девушкой в истории» и про нее, после казни, говорили: «она учит нас умирать…»
— Это Кордэ! Похоже! – восклицает про рисунок Веры, про ее назнакомку и Сухих, как только мы находим известную картину об убийстве Марата, где Шарлотта, только что убитый Марат и вбежавшая толпа. – Ее лоб, нос немного с горбинкой, подбородок…
И, переходя к Вериным Марату, Робеспьеру и уже этих героев сверив с их известными изображениями, еще раз говорит, вот и их Вера нарисовала похоже.
— Получается, Вера знала историю Марата, Шарлотты? И историю Робеспьера? Он тоже позже, с другим этапом революции, с борьбой партий, был казнен…
— Считаю, да, знала. И по рисункам и как менялась подпись автора и ее пояснения, видно, как взрослела Вера… Она подчеркнула «Марат», одна черта, под словом «Робеспьер» — шесть. Последний становится ее выбором, психологической программой становления. И вообще – во всей серии рисунков в блокноте – ею сделан выбор – патриотизм, вера, служение народу.
— Но для Веры важны все три эти человека в той революции. Все они герои и жертвы…
— Всех их взрастила, подняла революция и погубила. Как всегда говорилось, кто прав, время рассудит. В революции так предначертано.
— Но Шарлотта – и героиня во французской революции, и нет. Вера это понимала или не имела информации, не углублялась?
— Понимала. К тому же обратите внимание на ее росчерки на страницах. Они везде коротки, линия внизу – подчеркиванье – обязательна, что говорит о волевых особенностях. Но на странице с незнакомкой, а это единственный портрет без пояснения, и под ним стоит единственная длинная, полная роспись автора «В. Волошина.», и она с раздумьями, с обводкой «В.», но в конце с подчеркиваньем и точкой. То есть Вера, рисуя, в Шарлотте сомневалась, видела ее плюсы и минусы. Но поставила точку, и это значит, взяла у нее лучшее. У Шарлотты это – стоять до конца, принять казнь с мужеством… Казнь Веры немцами, в 1941-м, с ее необыкновенным мужеством и самообладанием, напоминает казнь Шарлотты в 1793-м…В уголках души Веры, перед казнью, был пример, и не один, но стойкость – это от Шарлотты.
… Кстати, образ Шарлотты с ее словами о Родине и жизни, которую она отдаст за Родину не задумавшись, живет в мировой культуре третий век. И с ним поэты всегда связывали … иву.
Школьница Волошина, Шарлотту рисуя, «подарила» длинноволосой француженке короткие волосы, волной, как… у себя. А через несколько лет Вера, защищая Родину, была привезена немцами на казнь и повешена… на иве.
Совпадение? Судьба? Один из примеров, на котором закалялась душа.
-
-
Тот самый блокнот Веры… Фото из фондов Наро-Фоминского краеведческого музея.
-
-
Из блокнота Веры. Погибший Марат… Фото из фондов Наро-Фоминского краеведческого музея.
-
-
Из блокнота Веры. Марат, еще при жизни… Фото из фондов Наро-Фоминского краеведческого музея.
-
-
Из блокнота Веры. Символ неизвестной девушки, совершившей покушение на Марата… Фото из фондов Наро-Фоминского краеведческого музея.
-
-
Из блокнота Веры. Не названная Верой девушка — по мнению наших экспертов, — Шарлотта Кордэ…Фото из фондов Наро-Фоминского краеведческого музея.
-
-
Из блокнота Веры. Ее рисунок Робеспьера… Фото из фондов Наро-Фоминского краеведческого музея.
-
-
А это известная картина об убийстве Марата, слева — Шарлотта Кордэ…
О главном
«Она!»
Николай Морозов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ФИЦ УУХ СО РАН, рассмотрев блокнот Волошиной, серию о Великой Французской революции, так же ответил: «… рисунки имеют портретное сходство, в т.ч. с Шарлоттой Кордэ».
И пояснил, у Волошиной, как и всех советских девочек-подростков 1930-х, были идеалы революционного мужества и жертвенности — это женщины-герои из социал-демократической среды России рубежа XIX – XX веков – Вера Засулич, Мария Спиридонова, Екатерина Брешко-Брешковская, Вера Фигнер, Лариса Рейснер, Инесса Арманд, Александра Коллонтай, Надежда Крупская.
— А как Вера могла выйти еще и на историю Шарлотты?
— В сознании Веры героика Парижской коммуны наложилась на подростковое восприятие личности как таковой и максимализм, формирующийся именно в этот период жизни, — поясняет Морозов. – И на рисунке Шарлотты Вера выписывает свою фамилию полностью поверх прежней короткой подписи. Возможно, этот персонаж оказался ей ближе… К тому же сознание нашего народа с большей силой цепляет мученическая смерть девушек от рук врага. Может, это заложено на генетическом уровне. Женщина всегда по жизни везет больший груз бытия, чем мужчина, отсюда больше выносливости и терпения, к чему готовилась и Вера… И в то время культ героя в нашей стране был особенно в почете. В воздухе пахло предстоящей войной, школьники, воспитываемые в условиях коммунистической пропаганды и ненависти к врагам Родины и партии, задумывались о жертвенности на благо народа.
А как Вера нашла Шарлотту?… В газетах середины 1930 годов материалов о Великой Французской революции я не встречал. В вузах учили новую историю по учебнику Р.Ю. Виппера (1928 года), в нем история той революции изложена сжато, без судеб. Школьных учебников по зарубежной истории не было. Возможно, сюжеты из новой истории на уроках излагались, только устно, учителями, в своё время окончившими гимназию. То есть Вера могла получить информацию от учителей, сверстников…
И могла услышать историю (Марата, Шарлотты. – Авт.), наиболее вероятный вариант, от отчима. По сведениям историка-краеведа Н. Галкина, Даниил Степанович Волошин служил в 1914 году сельским учителем (на территории Польши), непродолжительное время был студентом Варшавского института, в 1922-1925-м работал завбиблиотекой рабочего клуба химзавода в Щегловске. Он с матерью Веры увлекался театральными постановками, участвовал в самодеятельных спектаклях… Возможно, альбом с участниками Парижской коммуны попал в руки Веры с его помощью. И альбом или книга с картинами были в распоряжении Веры, видимо, продолжительное время, ведь она успела осмыслить историю с покушением на Марата и впечатления — в своих рисунках — передать.