30 апреля 2022 | Лариса Максименко

Вера-школьница с родителями… Дневник она заведет в старшем классе… Фото из фондов Кемеровского облархива.

Уникальные факты Великой Отечественной: ученые выяснили, что зашифровано в одном из важных рисунков Веры Волошиной. И он помогает понять истоки характера Героя России…

 

29 ноября было 80 лет подвигу разведчицы Веры Волошиной.  Она в 1941-м, под Москвой, в тылу врага, прикрывая отход группы, раненая, попала в плен. И была пропавшей без вести до 1957-го…

А как правда о Вере с годами доказала, что…  Схваченная немцами Волошина, как и Космодемьянская, а они – из одной, разделившейся при переходе линии фронта  группы, тоже никого не выдала и так же приняла героическую смерть. И подруги висели, повешенные в один день — 29 ноября 1941-го, в соседних сёлах. И этот факт – о подвиге Веры и Зои, стал одной из самых мужественных страниц первых месяцев Великой Отечественной… Только о Космодемьянской страна узнала почти сразу, как наши перешли в наступление, заняли село, и девушка стала символом мужества, Героем Советского Союза посмертно. А Волошина звание Героя России посмертно получила лишь в 1994-м.

Вера Волошина получила звание Героя России (посмертно) за мужество и героизм на Великой Отечественной войне.

… И с тех пор давно считалось, о Вере, как и о Зое, собрано, известно  всё… Но блокнот, хранимый в Наро-Фоминском краеведческом музее в экспозиции о Волошиной, переснятый, присланный в родной Кузбасс, показал новому веку не просто, о чем мечтала наша Вера. А приоткрыл, благодаря  кузбасским экспертам, тайну… через 86 лет после того, как Вера, нарисовав важный для нее лик незнакомки, отложила исписанный кусочек угля от утюга на стол. И сдула с портрета черную пыль. И спрятала тайну в блокнот…

 

Среди васильков

… Вера вела этот дневник в 1934-м. Ей было почти 15. И было ожидание настоящего чувства. И Вера начала дневник трагической песней про любовь, васильки и погибшую девушку. И нарисовала влюбленных из другого романа, уже с хэппи-эндом.

— И в ней, вижу, растет от рисунка к рисунку уверенность, и уже нет отсутствия опоры… – читает почерк психолог КемГУ, графолог, архитектор Александр Сухих, поясняя, почерк, рисунок – проекция души на бумагу. – Но Вера еще себя не нашла… Однако в почерке —  уже выдержка и прямота.

И если бы поколению Веры не выпали бы война  и защита Родины и Октябрьской революции, то, читает страницы графолог, Вера бы выросла, получила бы профессию, может, даже художника… Сухих  отмечает в рисунках талантливые места.

Но их будущее, старшеклассников 1930-х, изменила или убила война.

И они приближение войны чувствовали.

…И тема подвига и жертвенности ворвалась в блокнот Веры, оборвав тему любви. И она нарисовала… Лицо умершего мужчины. Но кто он? В ответ — следующий рисунок, он, еще жив, подпись «Марат». Потом, через страницу, женское лицо. И другое мужское, жив, ведет за собой, «Робеспьер».

— О! Великая Французская революция, почему? — удивляюсь я.

— Конец XVIII века, предтеча Октябрьской, — удивляется так же Сухих.

— Марат, Робеспьер – одни из вождей… – помню я.

— У Ленина Марат — любимый герой…-  помнит эксперт.

— Но кто девушка – в серии о французской революции? И она вот, точно, связанная с Маратом… Ведь порядок рисунков – незнакомец, мертв, но кто же он, этот герой? «Марат». Кто с этим связан? Неизвестная – сначала  в образе волчицы, потом на портрете уже неизвестная девушка.

И мы на ней надолго застреваем. Как, верно, рисуя эту взрослую трагическую сложную историю, в размышлениях долго сидела и Вера.

Итак, ахнули мы, настоящую «незнакомку» в архивах истории, наконец, все-таки отыскав, да неужто это?…

 

Тайна

— …Я хочу видеть гражданина Марата! – сказала неизвестная, постучав в дверь дома на улице Кордельеров. Был вечер Парижа, 13 июля 1793 года. Неизвестная за день просила о встрече дважды.

Ее настойчивость, в третий раз, и милая строгая внешность девушки из хорошей семьи, вставшей на сторону революции, описанные Марату, вызвали интерес.

Он приказал впустить. Принял, сидя, работая в ванне (из-за болезни), и это было вечерами нормой, в постоянной работе – после дня встреч и собраний, на газету, с подготовкой к печати списков врагов революции. И Марат, один из вождей, был далёк и велик – для любого. И значителен даже в простыне, и  в дубовой ванне – с дубовой у груди доской-столешницей — и ею, как щитом, защищен.

Но девушка, со словами о новом-де заговоре, как Марат начал записывать от нее имена, выбрала точку. Удар, второй – ножом, выхваченным из корсета. Хрип. Крик. Вой вбежавших в комнату…

Дальше – суд. И по-че-му? Потому что… Не заговорщица, одиночка, решила так остановить гражданскую войну.

Дальше – похороны Марата.

На другой день – казнь её, гордо простоявшей в телеге всю дорогу и мужественно взошедшей на гильотину.

… Хроника тех дней описана газетами от и до. Девушку звали Шарлоттой Кордэ. Она хотела мира, а вышло…, революция подняла еще террор…

Но ее прозвали позже, в веках, «самой смелой девушкой в истории» и про нее, после казни, говорили: «она учит нас умирать…»

— Это Кордэ! Похоже! – восклицает про рисунок Веры, про ее назнакомку и Сухих, как только мы находим известную картину об убийстве Марата, где Шарлотта, только что убитый Марат и вбежавшая толпа. – Ее лоб, нос немного с горбинкой, подбородок…

И, переходя к Вериным Марату, Робеспьеру и уже этих героев сверив с их известными изображениями, еще раз говорит, вот и их Вера нарисовала похоже.

— Получается, Вера знала историю Марата, Шарлотты?  И историю Робеспьера? Он тоже позже, с другим этапом революции, с борьбой партий, был  казнен…

— Считаю, да, знала. И по рисункам и как менялась подпись автора и ее пояснения, видно, как взрослела Вера… Она подчеркнула «Марат», одна черта, под словом «Робеспьер» — шесть. Последний становится ее выбором, психологической программой становления. И вообще – во всей серии рисунков в блокноте – ею сделан выбор – патриотизм, вера, служение народу.

— Но для Веры важны все три эти человека в той революции. Все они герои и жертвы…

— Всех их взрастила, подняла революция и погубила. Как всегда говорилось, кто прав, время рассудит. В революции так предначертано.

— Но Шарлотта – и героиня во французской революции, и нет. Вера это понимала или не имела  информации, не углублялась?

— Понимала. К тому же обратите внимание на ее росчерки на страницах. Они везде коротки, линия внизу – подчеркиванье – обязательна, что говорит о волевых особенностях. Но на странице с незнакомкой, а это единственный портрет без пояснения, и под ним стоит единственная длинная, полная роспись автора «В. Волошина.»,  и она с раздумьями, с обводкой «В.»,  но в конце с подчеркиваньем и точкой. То есть Вера, рисуя, в Шарлотте сомневалась, видела ее плюсы и минусы. Но поставила точку, и это значит, взяла у нее лучшее. У Шарлотты это – стоять до конца, принять казнь с  мужеством… Казнь Веры немцами, в 1941-м, с ее необыкновенным мужеством и самообладанием,  напоминает казнь Шарлотты в 1793-м…В уголках души Веры, перед казнью, был пример, и не один, но стойкость – это от Шарлотты.

… Кстати, образ Шарлотты с ее словами о Родине и жизни, которую она отдаст за Родину не задумавшись, живет в мировой культуре третий век. И с ним поэты всегда связывали … иву.

Школьница Волошина, Шарлотту рисуя, «подарила» длинноволосой француженке короткие волосы, волной, как… у себя. А через несколько лет Вера, защищая Родину, была привезена немцами на казнь и повешена… на иве.

Совпадение? Судьба? Один из примеров, на котором закалялась душа.

 

О главном

«Она!»

Николай Морозов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ФИЦ УУХ СО РАН, рассмотрев блокнот Волошиной, серию о Великой Французской революции, так же ответил: «… рисунки имеют портретное сходство, в т.ч. с Шарлоттой Кордэ».

И пояснил, у Волошиной, как и всех советских девочек-подростков 1930-х, были идеалы революционного мужества и жертвенности —  это женщины-герои из социал-демократической среды России рубежа XIX – XX веков  – Вера Засулич, Мария Спиридонова,  Екатерина Брешко-Брешковская, Вера Фигнер, Лариса Рейснер, Инесса Арманд, Александра Коллонтай, Надежда Крупская.

— А как Вера могла выйти еще и на историю Шарлотты?

— В сознании Веры героика Парижской коммуны наложилась на подростковое восприятие личности как таковой и максимализм, формирующийся именно в этот период жизни, — поясняет Морозов. – И на рисунке Шарлотты Вера выписывает свою фамилию полностью поверх прежней короткой подписи. Возможно, этот персонаж оказался ей ближе… К тому же сознание нашего народа с большей силой цепляет мученическая смерть девушек от рук врага.  Может, это заложено на генетическом уровне. Женщина всегда по жизни везет больший груз бытия, чем мужчина, отсюда больше выносливости и терпения, к чему готовилась и Вера… И в то время культ героя в нашей стране был особенно в почете. В воздухе пахло предстоящей войной, школьники, воспитываемые в условиях коммунистической пропаганды и ненависти к врагам Родины и партии, задумывались о жертвенности на благо народа.

А как Вера нашла Шарлотту?… В газетах середины 1930 годов материалов о Великой Французской революции я не встречал. В вузах учили новую историю по учебнику Р.Ю. Виппера (1928 года), в нем история той революции изложена сжато, без судеб. Школьных учебников по зарубежной истории не было. Возможно, сюжеты из новой истории на уроках излагались, только устно, учителями, в своё время окончившими гимназию. То есть Вера могла получить информацию от учителей, сверстников…

И могла услышать историю (Марата, Шарлотты. – Авт.), наиболее вероятный вариант, от отчима. По сведениям историка-краеведа Н. Галкина, Даниил Степанович Волошин  служил в 1914 году сельским учителем (на территории Польши), непродолжительное время был студентом Варшавского института,  в 1922-1925-м работал завбиблиотекой рабочего клуба химзавода в Щегловске. Он с матерью Веры увлекался театральными постановками, участвовал в самодеятельных спектаклях… Возможно, альбом с участниками Парижской коммуны попал в руки Веры с его помощью. И альбом или книга с картинами были в распоряжении Веры, видимо, продолжительное время, ведь она успела осмыслить историю с покушением на Марата и впечатления — в своих рисунках — передать.

 

 

 

 

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo