В педагогических колледжах Кузбасса запущен единый колл-центр волонтёров образования. Задать вопросы добровольцам могут все жители региона, которые так или иначе связаны с учебной деятельностью.
Смысловая «перезагрузка»
Операторы колл-центра работают в Кемерове, Киселёвске, Анжеро-Судженске, Новокузнецке, Мариинске и Белове. Бесплатная горячая линия – (8-3842) 90-17-56 и (8-999) 648-17-56 – действует с 10.00 до 20.00 без перерывов и выходных (для этого налажено дежурство). К слову, рабочие места добровольцев организованы с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований: регулярно обрабатываются помещения и техника, выдерживается дистанция, проветривание и рециркуляция – строго по расписанию.
В качестве экспертов, готовых ответить на любой вопрос, здесь выступают студенты и преподаватели. Проект «Волонтёры образования» был разработан Кемеровским педагогическим колледжем и Ресурсным центром развития добровольчества Кузбасса при поддержке Совета по вопросам попечительства в социальной сфере и регионального Министерства образования и науки. «Изначально проект был задуман как просветительский, – объясняет Дмитрий Алференко, директор Кемеровского педколледжа. – Мы подготовили много материала, своеобразного навигатора по образовательным учреждениям Кузбасса, профильным интернет-платформам, методическим рекомендациям и многим другим темам. Этот материал и сейчас публикуется на сайтах и площадках наших учреждений. Между тем в период пандемии инициатива «Волонтёры образования» призвана оказать поддержку всем, кто столкнулся с трудностями в учебе и преподавании в дистанционном формате. Именно для ответов на вопросы и была запущена горячая линия».
Отметим, что на портале DOBRO.RU до сих пор приходят заявки от земляков, готовых выступить в роли операторов-экспертов. Примечательно, что количество желающих помочь постоянно растет. К примеру, за прошедшую неделю в качестве волонтеров заявились: полысаевский профориентационный клуб «Призвание» и волонтерский отряд «Лицей 5D» городского классического лицея Кемерова. Операторы ежедневно принимают звонки от родителей, школьников и учителей. Чаще мамы и папы спрашивают о том, каким требованиям должны отвечать технические средства, используемые при работе в Zoom; что нужно, чтобы ребенок выполнил задание, которое дал учитель на каникулы, и как ответ отправить педагогу. Волонтеры консультируют по телефону горячей линии по алгоритму установки Zoom: бывает, родители неверно пытаются задать настройки при входе на новом устройстве (ребенок у бабушки, а не дома), не помнят логин и пароль, пытаются зайти от школы и многие другие технические тонкости. Кроме того, поступают заявки на помощь в объяснении ребенку той или иной темы, которую школьник пропустил из-за болезни или не разобрался во время урока в формате дистанта. В этом случае принимается заявка, за обратившимся закрепляется волонтер, который в Zoom проводит занятие с учеником.
От педагогов идут запросы, направленные на подготовку интерактивных материалов для проведения внеурочных занятий. Заявка также закрепляется за добровольцем, который связывается с учителем, уточняет техническое задание и выполняет его. Также учителя обращаются и по вопросам, касающимся установки и настройки Zoom.
Как рассказали в волонтерском штабе, в качестве лучшей практики за минувшие дни можно отметить работу волонтеров Кемеровского педагогического колледжа в рамках направления «Домашка». В колл-центр обратились родители детей, которым была необходима помощь в проработке тем программы начальной школы. Конкретно: для младших школьников на платформе Zoom волонтерами образования проведены индивидуальные занятия по темам: «Отношение «больше», «меньше», «столько же», «больше на…», «меньше на…», «Единицы измерения длины», «Внеурочное чтение во втором классе – нанайская сказка «Айога»».
Добровольческая команда
Важно добавить, что предварительно волонтеры прошли обучение под руководством опытных специалистов из партнерских организаций: Кемеровского регионального ресурсного центра развития добровольчества «БлагоДарю», Кемеровского педагогического колледжа, Кузбасского регионального института развития профессионального образования и Кемеровского государственного университета.
Среди добровольцев оказалась и студентка третьего курса педагогического колледжа столицы Кузбасса Мария Кухаренко. Она тоже принимает заявки и активно консультирует.
«Конечно, мы не можем ответь на все вопросы, поэтому передаем заявки своим старшим наставникам. В зависимости от вопроса, ответ на него готовят либо в устной форме (телефонный разговор или общение посредством видеосвязи), либо в письменной, – уточнила Мария. – Так, например, на днях нам позвонила мама ученика второго класса одной из кемеровских школ с просьбой помочь разобраться сыну с новой темой по математике. Наш волонтер, к слову, будущий учитель точной науки, провела для мальчика урок на удалёнке, после которого все вопросы были сняты».
Иногда хватает буквально пяти минут, чтобы разрешить затруднительную ситуацию – дать пошаговую инструкцию, как включить микрофон, запустить программу и прочее.
«Мне довелось научить ребят, как создавать презентации и ЗD-модели, интегрировав их в свой ответ на уроке», – добавила студентка.
Также обращаются за помощью в колл-центр и педагоги, чаще старшего поколения. В основном им требуется оперативная консультация именно в технических нюансах.
«Проект «Волонтёры образования» – это не разовая акция, у него есть будущее. В дальнейшем он будет приобретать новые направления в зависимости от ситуации и запросов педагогического сообщества, школьников и студентов», – заключил Дмитрий Алференко.
Пока же добровольцы оказывают помощь в следующих темах: «Домашка», «Интересно на продленке. Ура! Каникулы!», «Цифропомощь», «Учусь в Кузбассе» и «Узнавайка», «Заряжайся» и «Погружайся». Так, «Домашка» – это консультирование родителей по организации дистанционного обучения детей, «Цифропомощь» – техническая поддержка педагогов в возрасте 65+ (настройка Zoom, работа на онлайн-платформах, создание интерактивных уроков). В рамках блока «Учусь в Кузбассе» добровольцы готовы временно заменить заболевших педагогов в дошкольных образовательных организациях. Родители, работающие из дома, могут проконсультироваться с волонтерами направления «Узнавайка» по организации досуга дошкольников и младших школьников. Для учителей начальных классов открыто направление «Интересно на продленке. Ура! Каникулы!».
В рамках блока «Погружайся» волонтёры будут проводить видеоуроки по вокалу, хореографии, ораторскому и театральному искусству. Для поддержания физического здоровья детей организованы видеоразминки в рамках вектора «Заряжайся».
«К поддержке системы образования в период дистанционного обучения подключаются и региональные центры по работе с детьми, – добавили в Министерстве образования и науки Кузбасса. – Например, специалисты «Сириус. Кузбасс» запишут свои видеозанятия с разбором сложных тем школьной программы».