Дистанционка: как не сойти с ума

10.02.2022

10 февраля 2022 | Анна Тимощук

Фото из архива Анны Аредаковой.

Уже почти два года мы привыкаем к дистанционному образованию и удалённой работе. Некоторые школьники уже проходили путь дистанционки в том году, но есть и те, кто столкнулся с этим впервые. Сегодня поговорим об особенностях такого образования: как оно влияет на психоэмоциональное состояние детей, как организовать и облегчить этот процесс. А поможет в этом постоянный эксперт рубрики – семейный психотерапевт Анна Аредакова.

Семейный психотерапевт Анна Андреевна.

– Анна, как дистанционное образование может влиять на психику и настроение школьников?

– Начну, наверное, со статистики. Последние два года многие родители стали обращаться к психологам с признаками неблагополучного эмоционального состояния у школьников. Согласно опросу НМИЦ здоровья детей Минздрава, у 80 процентов учащихся проявились неблагополучные психические реакции на фоне самоизоляции и дистанционного обучения.

Казалось бы, что тут такого негативного? Вроде ребёнок дома, учится, выполняет задания, но поведение становится другим: появляется замкнутость, раздражительность, резкие перепады настроения, головная боль и головокружение, депрессивные состояния. Не придаёт сил и низкая физическая активность в этот период.

– Какие причины подобных проявлений могут быть у детей и подростков?

– Их несколько. Это неопределённость, отмена привычных условий жизни и обучения, вынужденные ограничения. Ведь необходимо адаптироваться к новым условиям, а это всегда эмоциональное напряжение и мобилизация психики. Если честно, пандемия стала серьёзным психологическим испытанием не только для детей, но и для взрослого населения.

– И что может быть сложного: включил компьютер или ноутбук, получил задания через электронный журнал и выполняй их?

– Ну да, школьники просматривают видео уроков, сдают «домашку», тестовые работы, а в чате можно задать вопросы учителю. Обычная школьная жизнь, только у экрана компьютера. В чём же подвох? На самом деле, очень много времени ребёнок проводит у монитора, в замкнутом пространстве, в состоянии постоянного психоэмоционального напряжения. И в силу своих индивидуальных особенностей не каждый учащийся готов к такому. В обычной школьной жизни можно не всегда отвечать на уроке, спрятаться за спину соседа по парте, чтобы не встречаться глазами с учителем, избегать прямого контакта в силу своей стеснительности. А перед экраном компьютера ученик как на ладони, перед лицом учителя. И хорошо, если этот педагог любимый. А если с ним сложились негативные отношения? Тогда возникает страх и тревожность.

Для активных детей, которые любят непосредственное общение со сверстниками, постоянно находятся в центре внимания, стремятся что-то организовывать, замкнутое пространство квартиры и ограничение в общении – сущее наказание. Дети и подростки с таким темпераментом резко чувствуют недостаток активной школьной жизни и начинают хандрить. Живое общение с учителем и сверстниками для них жизненно необходимо.

А есть дети, которые не особо нуждаются в общении, им достаточно переписки в соцсетях. Они привыкли заниматься уроками в своём темпе. В основном скучают на уроках и добирают знания в интернете. Предпочитают постоянно пополнять свой кругозор, на некоторые темы им бывает недостаточно ответа учителя. И они очень комфортно чувствуют себя в рамках дистанционного обучения (не тратится время на дорогу, утром можно поспать подольше).

– Как считаете, нужно ли родителям контролировать детей на дистанционном образовании, помогать им с уроками?

– Это один из самых главных вопросов – самоорганизация школьника. Данное качество постепенно начинает формироваться только к 10-11-му классу. До этого времени у детей и подростков самоорганизации просто нет. Родителям необходимо напоминать, что-то контролировать, спрашивать… В общем, постоянно «держать руку на пульсе». Конечно, большая часть работы дистанционного обучения ложится опять на плечи мам и пап, особенно тех детей, кто ходит в началку.

Но это не значит, что нужно выполнять уроки за детей, командовать, заставлять что-то постоянно делать, контролировать каждый шаг. Это может испортить не только отношение к учёбе, но и взаимоотношения с родителями. Оптимально, когда родитель выступает наставником для своего ребёнка, мягко направляет, договаривается, устанавливает адекватные рамки и правила, режим. Таким образом постепенно помогает формировать самостоятельность и самоорганизацию.

– Что можно сделать, чтобы процесс дистанционного обучения приносил пользу и психологический комфорт?

– Хотя бы первое время, по возможности, будьте рядом с ребёнком. Заранее проговорите условия, в которых вам будет необходимо находиться. Особенно это касается родителей, которые тоже находятся на удалённой работе. Договоритесь, что мешать друг другу во время учебного и рабочего процесса запрещается, так же как и игры. Для этого у вас будут свободные часы. Помогите ребёнку, если это необходимо, пройти первые «технические трудности» процесса. Но не делайте задания за него.

Старайтесь поддерживать режим дня. Дистанционное обучение – это не каникулы. Сон и подъем в одно и то же время (как в школу и на работу), режим питания, разминки для глаз и для всего тела. Законный отдых после уроков необходим даже на дистанционном обучении. И пусть ученик не откладывает выполнение уроков на позднее время. Можно даже написать расписание дня, так школьнику будет нагляднее и выполнять расписание интереснее.

Кстати, семейные традиции на период самоизоляции лучше сохранять. День рождения нужно отмечать, а не оставлять на потом. Семейные вечера можно провести и дома за настольной игрой, чтением книги, главное – общее занятие для всех. Сохраняйте ритуалы: совместные приёмы пищи, просмотр передач или фильмов, сказки или разговоры на ночь. Говорите. Обсуждайте интересные новости, книги, интересные уроки, спрашивайте у ребёнка, что именно он думает по каким-то семейным делам или вопросам. Шутите. В общем, всячески стимулируйте навык общения вашего школьника. Вы удивитесь, как много он не понимает, не знает и как много не знаете вы сами. Общение – тоже обучение, не менее важное, чем уроки. Когда вы смотрите мультфильм про рыбку Немо, например, вы можете обсудить, как дышат рыбы, как устроен океан, какие в нём есть течения.

– Понятно, что домашняя обстановка расслабляет, как приблизить её к школьной?

– Да, в школе всё настроено под учебный процесс. Поэтому постарайтесь максимально приблизить место обучения к школьным нормам. Разделите квартиру на зоны. Пусть у ребёнка будет зона отдыха и рабочая зона. Это важное условие организации обучения, помогает сменить домашний формат на рабочий, настроиться. Телефон мешает сконцентрироваться – убираем на время. Игрушки тоже лучше убрать до перемены или окончания учебного процесса. Следите за гардеробом школьника. Пижама не настроит на обучение и работу на уроках. Даже на онлайн-обучение необходимо надевать если не школьную форму, то хотя бы что-то приближенное к этому. От одежды зависит адекватное ощущение себя. И проветривайте помещения! Мозгу нужен кислород. А лучше после окончания уроков, если позволяет время, прогуляться на свежем воздухе, сменить обстановку.

– В это время дети много общаются в соцсетях между собой. Как вы к этому относитесь?

– Не запрещайте переписки в социальных сетях. Телефонные разговоры, общий чат, смартмобы (конкурс фотографий или рисунков на тему), написать приятности кому-то на стене в соцсетях, поделиться смешными историями класса и так далее… Всё это важно. Как и творчество. Поддерживайте и стимулируйте творческие начинания ребёнка. В интернете множество мастер-классов, покажите ребёнку что-то из своего детства. Это лучшая разгрузка при тревожном состоянии или нервном перенапряжении. Не забывайте про физическую активность и танцы для настроения. Спорт и танцы помогают перенаправить негативную энергию в нужное русло.

И главное, сохраняйте и поддерживайте благоприятную, доброжелательную атмосферу в семье. Дайте ребёнку время на скуку и отдых. Не надо заполнять весь его день и пытаться развлекать каждую минуту. Каждому члену семьи нужен отдых друг от друга и личное пространство. Посмотрите на карантин как на возможность, а не наказание. Вспомните, что вы давно хотели сделать вместе с ребёнком, но у вас не было времени или настроения. Играйте с детьми в игры, гуляйте, танцуйте, обнимайтесь чаще. Тактильные ощущения (от прикосновений близкого надёжного взрослого) способствуют формированию чувства безопасности у детей, а это необходимое и базовое чувство, особенно в столь неспокойные времена.

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *