«Девятаев»: рецензия на фильм

30 апреля 2021 | Георгий Фадин

Фото: КиноПоиск

В преддверии Дня Победы на экраны вышел новый российский фильм – «Девятаев». За основу взята реальная история героя-лётчика, который не только сбежал из немецкого плена, но и добыл сведения о немецком ракетостроении. Для полного понимания масштабов подвига мы рекомендуем самостоятельно ознакомиться со сведениями о нём. Мы же не можем себе позволить больших исторических ремарок. Полное описание подвига героя вышло бы в разы длиннее и шире рецензии на фильм. Тем не менее уже не трудно догадаться, какое значение имеет данная история и какой самоотдачи потребовала её экранизация.

Фильм, снятый Тимуром Бекмамбетовым и Сергеем Трофимовым, заявлен как основанный на реальных событиях. Создатели также упоминали, что вдохновлялись книгой самого Девятаева «Побег из Ада». Кроме того, среди консультантов фильма был и сын героя Александр. Казалось бы, у создателей карт-бланш на отражение максимально реальной истории. Насколько хорошо или плохо им это удалось? По нашему мнению, не очень. И сейчас мы объясним, почему.

Фото: КиноПоиск

Сюжет

Заявленная плашка «основано на реальных событиях» ещё не гарантирует реальное отражение истории. При создании фильма киноделам необходимо додумывать, добавлять и менять определенные детали, для того чтобы картина была интереснее. Это нормальное явление. Вопрос именно в том, как и для чего это делается. Например, история героя Рассела Кроу из фильма «Игры разума» сильно изменена. Реальный Джон Нэш не видел галлюцинаций, но имел ворох других проявлений шизофрении. Тут создатели осознанно визуализировали безумие героя, так было легче передать идею и посыл – гениальный человек борется со своим безумным миром.  А что в «Девятаеве»?

Среди обычных художественных допущений есть одно крайне сомнительное: друг главного героя – лётчик, перешедший на службу немцам. Насколько это событие близко к реальности? Исходя из исторических документов – дальше не придумаешь. Видимо, создатели всё снимали по секретным данным. Зачем это было добавлено в фильм? Если для того, чтобы подвиг героя выглядел ещё более героическим, то предлог сомнительный. История реальных стараний Девятаева и его соратников куда интереснее. И само её наличие – только половина беды. Вторая половина – исполнение. Впервые встретив друга-предателя, герой совсем не испытывает ненависти или других негативных чувств. Он сразу бросается обнимать друга, которого считал погибшим. Насколько такой момент возможен? Если обратиться к воспоминаниям ветеранов, подобное действительно случалось. Однако о братских объятиях мы упоминаний не нашли. Чаще при такой встрече люди испытывали двоякое впечатление. Радость от встречи с другом, которого считал погибшим, тут же перекрывалась горечью предательства. Чувства непростые, неоднозначные и живые, которые не идут ни в какое сравнение с тем, что нам показали на экране. Хотели отразить реальный момент, когда Девятаев обнял немецкого лётчика, отправленного его сбить? Так он обнял человека, изначально воевавшего на другой стороне, а не знакомого предателя и перебежчика.

Фото: КиноПоиск

У фильма есть и ещё одна проблема — мирная жизнь Девятаева после войны. Нам сказали, что он был под колпаком у НКВД и даже показали пару сцен с комиссарами, а потом ему внезапно присвоили звание Героя Советского Союза. Сколько в показанных событиях правды? Примерно 10%. Может, мы придираемся к фильму, но раз уж киноделы сказали «А», то пусть будут добры сказать и «Б». Раз они упомянули о награждении, то, может, стоит рассказать, как герой помог крёстному отцу советской космической программы Сергею Королёву? Именно благодаря учёному Девятаев получил награду. Но нам не покажут этого. Почему? Не хватило бюджета или экранного времени? Если бы не тратили их на сюжетную линию про предателя, наверняка хватило бы. А так — имеем то, что имеем.

Многие второстепенные персонажи фильма тоже вызывают вопросы. Хоть значительная часть истории Девятаева осталась за кадром, как персонаж он был раскрыт достаточно ёмко. А вот его сподвижникам повезло меньше. Почти половина сбежавших присоединяются к побегу случайными пассажирами. Серьёзно, они просто проходили мимо в момент побега. Почему так случилось? Скорее всего, сценаристам было не по силам прописать всех десятерых участников. Как ещё можно было решить такую трудность? Вот лучше бы здесь создатели включили вымысел и просто не добавляли бы персонажей. Да и те, что есть в сюжете, изначально почти ничем не лучше. Индивидуальность в фильме выдана на полтора персонажа и распределена между тремя. Результат очевиден. Кроме ГГ интерес вызвал всего один – капо в исполнении Евгения Серзина.

Фото: КиноПоиск

Кроме того, фильм постоянно будто куда-то торопится. Вместо плавного повествования нам дают несколько сбивчивых сцен. Вот герой сбит, через две минуты он в немецкой лётной школе, ещё через две – в концлагере. И так все первые пятнадцать минут фильма, все куда-то спешат и создают ощущение недосказанности. И это совсем не минута раскрытия Короля Артура от Гая Ричи. Кроме того, многие сцены связанные с самолётами, будто сделаны по лекалам «Т-34» с Петровым. Только там был «Форсаж» на танках, а тут у нас «Форсаж» на самолётах. Удивляет только то, что герои так и не улетели на самолётах в космос.

Если подытожить обзор сюжета, то он по-своему интересен, но если потратить время и ознакомиться с реальной историей, то она в разы интереснее и логичнее. Половина бежавших в итоге попали на самолёт случайно, а не потому, что готовились к побегу. Да и экранизация побега вызывает сомнения. Герои тщательно продумывают, как всё сделают за три минуты. Почему именно три? Потому что именно за это время все немцы на аэродроме съедают свой обед. Видимо, все немцы способны поглощать еду со скоростью Майора Пэйна. Насколько это правдоподобно, решать, конечно, зрителю. Но мы всё же упомянем, что реальным беглецам понадобилась 21 минута. И фильм полон подобных нестыковок, не то что с реальной историей, а хотя бы с объективной реальностью.

Фото: КиноПоиск

Картинка

Визуальная часть фильма вызывает меньше вопросов, однако пару моментов всё же стоит отметить. При создании моделей самолетов и воздушных столкновений использовалась не привычная для зрителя и киноделов CGI графика, а движок от видеоигры War Thunder. Поэтому если при просмотре вам покажется, что вы смотрите не кино, а игру, то вам не кажется. Но стоит отметить, что решение вполне адекватное. Придираться к качеству нарисованных самолётов желания у нас нет.

В операторском плане фильм тоже вполне хорош. Всё-таки у руля стоят режиссёры, которые долгое время сами управляли камерой. В целом картинка фильма выглядит достаточно мрачно и сурово, как и положено военному фильму.

Фото: КиноПоиск

Актёры

Несмотря на все претензии к сценарию, нельзя не отметить старания актёров. Павел Прилучный, известный по сериалу «Мажор», вполне справляется с ролью. Единственный вопрос – внешний вид актёра. Несмотря на боль в глазах и грим побоев на лице, его герой не сильно худеет за время заключения в концлагере. Главный злодей в исполнении Павла Чинарёва и второстепенный гад, сыгранный Дмитрием Лысенко, вызывают ненависть, как и положено злодеям. Играющий перебежчика Чинарёв, конечно, пытается давить на жалость зрителя, но не вышло. Однако тут претензия к сценарию, а не к актёру. Среди исполнителей ролей второго плана нам особенно запомнился Евгений Серзин, сыгравший лагерного капо, тайно помогающего заключенным. Легкий осадок вызывает лишь то, что его реальный персонаж Владимир Соколов явно был из другого теста. Человеку, дважды пытавшемуся бежать из плена, скорее всего не доверили бы охранять соотечественников. Но это, опять же, уже на совести авторов истории.

Фото: КиноПоиск

Итог

«Девятаев» вышел далеко не самым лучшим представителем военного кино. Понятно, что фильм выпущен ко Дню Победы в надежде вызвать больше внимания. Однако мы не можем рекомендовать данный фильм к просмотру. Ещё и года не прошло, как мы видели куда более достойный фильм – «Подольские курсанты». Если хотите посмотреть что-то новенькое про Великую Отечественную, лучше посмотрите «Курсантов». А можно выйти в сеть и найти там «Звезду», «Они сражались за Родину» или «Два бойца». «Девятаева» же, поверьте, лучше пропустить.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo