Даши Намдаков: от Шории до Чингизхана

28 октября 2020 | Оксана Сохарева

«Золотая Шория». Фото Федора Баранова.

В Кемерове, в кузбасском государственном краеведческом музее, открылась выставка скульптур Даши Намдакова. Выставка небольшая, но яркая, с интересной историей. Даши – известный во всем мире скульптор, художник-график, ювелир и дизайнер. Его величественные скульптуры можно встретить по всему миру. А знаменитый монумент «Золотая Шория» Даши Намдакова – главное украшение парка Боевой славы в Таштаголе. Но обо всем по порядку.

 Из рода кузнецов

Даши Намдаков родился в 1967 году в забайкальском бурятском селе Укурик. И был шестым ребенком в многодетной семье, принадлежащей к древнему уважаемому роду кузнецов-дарханов. Согласно обычаям, только им дозволялось работать с огнём – священным символом избранности. Сначала Даши учился в Улан-Удэ, а затем в Красноярском государственном художественном институте. У него даже была маленькая ювелирная мастерская, а в 2000 году в Иркутске случилась первая персональная выставка. Тогда и пришла заслуженная слава. Сейчас его работы экспонируются по всему миру, более чем в 25 странах они – в постоянном доступе для посетителей. Автору рады во всех мировых музеях.

В своих произведениях Намдаков сохранил национальные традиции и представил их в совершенно новом, авангардистском стиле. Его почерк очень узнаваем: ощущение формы, пластики, движения, чувство пропорции и гармонии академичны и наполнены самобытным характером и смыслом. В основе творчества художника – элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы. Даши любит работать с бронзой и серебром, золотом и медью, драгоценными камнями. Среди его работ есть и те, которые сделаны из кости, конского волоса и дерева. Самые популярные темы, которые интересуют художника, – это кочевники и воины, сакральные фигуры и легендарные личности, родовые покровители бурят и тотемные животные, а еще – мифологические существа.

«Воин Чингисхана». Фото Фёдора Баранова.

 Про экспонаты

На выставке в Кемерове представлена авторская модель для отливки пятого чуда Кузбасса – скульптуры «Золотая Шория». Многие знают, что сама композиция «Золотая Шория» установлена в 2010 году в парке Боевой Славы города Таштагола, изготовлена из черненой бронзы. Скульптура весит более пяти тонн, высота ее – шесть метров. Она представляет собой девушку, которая держит чашу в руках, сидя на спине лося. В священной чаше горит питаемый природным газом Вечный огонь, который рассыпается бликами по золоченым орнаментам на платье всадницы. По древним шорским поверьям, лось является покровителем жителей Горной Шории, приносит им счастье, благополучие и удачу во всех добрых делах и начинаниях. Плоскости рогов испещрены графическими изображениями сцен из повседневной жизни, сродни так называемым петроглифам, или наскальным рисункам, в которых представлены магические знаки первобытных культур. Есть версия, что юная наездница – это сама хозяйка горы Буланже, расположенной рядом с Таштаголом. К слову, в 2012 году скульптура «Золотая Шория» была признана пятым чудом Кузбасса, попав в местную версию списка «Семь чудес света» – «Семь чудес Кузбасса».

На выставке можно будет узнать много подробностей про то, как рождалось данное произведение. Например, что скульптуру отливали в мастерской Массимо Дель Киаро в итальянском городе Пьетра-Санта (это известный центр художественной обработки мрамора и бронзы). Размеры мастерской таковы, что позволяют осуществлять работы по изготовлению скульптур высотой шесть метров единым блоком, что с практической точки зрения является преимуществом для скульптора. Готовое произведение из Италии доставили по морю в Россию, а затем по частям перевезли из Москвы в Кузбасс.

В экспозиции есть и другие выдающиеся работы Даши Бальжановича. Например, скульптурная композиция «Воин Чингисхана» из фондов Кузбасского государственного краеведческого музея. Излюбленный мотив боя или охоты на зверя, когда всадник видит цель и готов ее поразить, позволяет скульптору продемонстрировать наиболее яркие особенности своего пластического дарования. Авторский стиль Даши Намдакова отмечен стремлением точно передать характерные «этнические» нюансы пластики персонажа. Кстати, на основании скульптуры четыре клейма, из них – два авторских, клеймо «FP 3», круглое клеймо Международной премии в области скульптуры «Пьетрасанта и Версилия в мире» (Италия), лауреатом которой Даши Намдаков стал в 2013 году.

«Воин Чингисхана». Фото Фёдора Баранова.

Тяга к монументальности

В последние годы скульптор вообще тяготеет к монументальности. Его работы украшают многие города и страны, становясь своеобразными символами.

Например, в 2008 году монумент Даши Намдакова «Ханшаим» (так звали легендарную царицу) установлена в столице Казахстана Астане. Композиция весом более 15 тонн изображает грандиозную фигуру символизирующего плодородие быка, служащего опорой для охраняемого двумя барсами с мечами в оскаленных пастях трона, на котором в полный рост стоит царица Ханшаим. Этой работой художник отдал дань уважения женщине – прародительнице и защитнице. Скульптура стилизована под древние памятники Переднего Востока, отличающиеся грандиозностью и эпической статичностью.

А в 2012 году в Лондоне появилась бронзовая конная статуя Чингисхана, созданная Даши Намдаковым к 850-летию со дня появления на свет Великого завоевателя. Скульптор работал над ней более двух лет. Англичане предоставили ему в Лондоне огромную мастерскую в самом центре города. Мастер нашел интересное решение: великий хан, облаченный в монгольские доспехи, как бы остановился у самого края невидимой пропасти – у границы Неба. Отливали скульптуру из бронзы в мастерской «Mariani» на севере Италии, доставив в Великобританию по частям.

В 2014 году появился его монумент «Центр Азии». И это не просто географическая точка на земном шаре и условный пункт на глобусе. Это, безусловно, символ, который необходимо было достойно представить. Скульптурный комплекс, созданный Даши Намдаковым, живописно вписался в величественный пейзаж на фоне Саянских гор. В нем заключены символы трёх зон мироздания: устремлённый в небо обелиск (с навершием в виде фигуры оленя), земной шар (с контурами континентов) и фонтан (олицетворяющий водную стихию). Чаша фонтана украшена двенадцатью фигурами животных, которые, в свою очередь, символизируют 12-летний календарный цикл, принятый в культурах Востока у тюркских и монгольских народов. Два дракона – Он и Она – олицетворяют слияние двух рек в Енисей.

Совсем недавно, в 2018 году, на острове Ольхон была установлена еще одна его скульптура – «Хранитель Байкала». Она была создана для уникального ландшафта байкальского острова как культурный объект одной из самых высоких его географических точек. Автор выбрал место на возвышенном берегу с крутым склоном, на котором чудом сохранились старые деревья – лиственницы.

С высоты утеса открывается панорама озера – эпическая картина величественной природы сурового, но прекрасного края. Скульптура становится гармоничным продолжением пейзажа, тем самым воспевая красоту и выражая тревогу за ее судьбу.

В произведениях автора – образы древнего мира. Но это и яркое современное искусство в том числе. Даши Намдаков возрождает забытые формы и сюжеты, перенося их в наш мир со всей их энергией, силой и мощью. Прикоснуться к этой энергии можно, посетив выставку в краеведческом музее.

Кстати

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея искусства народов Востока, Российского этнографического музея, Музея современного российского искусства, Тибетского Дома (Нью-Йорк), Музее искусств Гуанчжоу (Китай) и других.

Это интересно

Намдаков получил премию «Ника» и премию «Белый слон» «за лучшую работу художника» для картины Сергея Бодрова-старшего «Монгол»: все доспехи и оружие для фильма были выкованы в мастерской художника.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo