Цифровая эра образования

14.10.2021

14 октября 2021 | Алена Смирнова

Церемония награждения. Фото администрации правительства Кузбасса.

Преподаватель профессиональных дисциплин Сибирского политехнического техникума города Кемерово Екатерина Брыксина победила в региональном этапе всероссийского конкурса «Мастер года», который в этом году проводился в Кузбассе впервые. В финал прошли только пять номинантов.

«Мастер года» Екатерина Брыксина. Фото Ирины Григорьевой.

Универсальность «цифры»

На конкурсе участникам предстояло преодолеть два испытания: публично выступить в формате видеозаписи по теме «Я – мастер» (в разрезе педагогической концепции) и провести учебное занятие с незнакомой группой обучающихся техникумов и колледжей. Победительница регионального этапа Всероссийского состязания «Мастер года» Екатерина Брыксина – автор образовательного проекта «Создание качественных веб-ресурсов», рассчитанного на обучение школьников и студентов, а также переподготовку граждан предпенсионного возраста. Сфера деятельности 31-летнего педагога – диджитал. Как известно, цифровая эра требует не только новых знаний и навыков от выпускников школ, ссузов и вузов, но и другого подхода к организации самого обучения. Цифровизация затрагивает все сферы жизни и все отрасли экономики. Поэтому важно подготовить грамотного специалиста. К примеру, на сегодняшнем рынке труда отмечается спрос на инженеров и программистов, создающих и обслуживающих на производстве технологии четвёртой промышленной революции. Как резонно отмечают эксперты, в цифровой экономике все компетенции фокусируются именно на навыках работы с информацией. А это значит, что любой свежий способ тиражирования, обработки, передачи информации будет порождать новые профессии и трансформировать широко известные.

Екатерина Брыксина специализируется именно на веб-технологиях, которые стремительно развиваются и без которых едва ли можно представить рабочий процесс любой организации. Профессионалы данной сферы буквально нарасхват.

«На моих занятиях нет классических практических и теоретических заданий, – отметила Екатерина Сергеевна. – В основном вся теория подаётся через мастер-классы. Не заставляю ребят что-то записывать, а демонстрирую всё на собственном примере. Сама разрабатываю алгоритмы и показываю, на что они способны в действии».

Также педагог отметила, что особенной популярностью у студентов и слушателей курсов пользуется веб-дизайн. Кстати, темой открытого занятия в рамках конкурса «Мастер года» победительница выбрала работу с цветом.

«Мы с ребятами подбирали цветовую палитру для чёрно-белой заготовки сайта, – отметила она. – Для этого необходимо знать психологию и теорию цвета, современные тенденции разработки веб-сайтов. Например, есть контрастная схема. Это выбор цветов, которые расположены друг напротив друга на цветовом круге: желтый хорошо сочетается с синим. Другая схема – монохромная. В данном случае используется один цвет и его оттенки: синий – голубой – светло-голубой, а завершается белым. Ахроматическая цветовая схема – когда сайт выполнен в чёрно-белом варианте: чёрный – белый – серый. Тёплые цвета побуждают людей к действию. Обратите внимание на ценники в магазинах: они жёлтые, красные – «ну возьмите нас!». Холодные цвета применяются для информационных сайтов, потому что они успокаивают, не отвлекают от контента (журналистских материалов). Успех заключается в умении сочетать холодные и тёплые цвета».

– Главный вопрос: как не увязнуть в зыбком мире «цифры»?

– Сегодня многие сферы жизни перенесены, интегрированы в интернет-пространство. Я и сама постоянно нахожусь в этом информационном потоке, поэтому не возьмусь кого-либо осуждать за частое обращение к Сети. Приветствую, когда активно используется интернет с целью обучения. Но если он чаще применяется в качестве игрушки, то виртуальная площадка становится пожирателем времени. Тягу к Сетям у детей важно вовремя направить в полезное русло. Например, пользуюсь электронными учебниками, и детям это тоже удобно. Даже в общественном транспорте можно что-то повторить перед занятиями. На уроках мы непременно соблюдаем режим труда и отдыха.

Момент занятия. Фото из личного архива Екатерины Брыксиной.

Движение без остановок

В профессиональном образовании Екатерина Брыксина шесть лет. Сибирский политехнический техникум – это первое и единственное место работы. Дипломированным программистом она стала в Кемеровском государственном университете. «Педагогическая деятельность для меня – область профессионального и личностного роста», – отметила Екатерина Сергеевна.

С 2017 года учащиеся техникума принимают участие в чемпионатах WorldSkills Russia по компетенции «Веб-дизайн и разработка». За это время молодой наставник подготовила семь призёров и победителей региональных чемпионатов, в 2019-м она стала сертифицированным экспертом «Ворлдскиллс». Кстати, в нынешнем году Екатерина Сергеевна подготовила и конкурсанта из Хабаровского края. Учащийся специально приезжал в Кузбасс, чтобы постичь тонкости дела у нашего тьютора.

«В рамках обучения работаю с разновозрастными группами, – подчеркнула «Мастер года». – В процессе реализации проекта «Билет в будущее» около 90% школьников были зачислены на программу дополнительного образования «Веб-дизайн и разработка» на летней проф­ориен­та­ци­он­ной смене, где они успешно получили свою первую профессию». Также Екатерина Брыксина принимала участие в реализации программ обучения лиц пред­пен­си­он­но­го возраста 50+ и земляков, пострадавших из-за эпидемиологической ситуации. Результат – 100% сдача демонстрационного экзамена по стандартам WSR. Добавим, что в 2019 году педагог вошла в топ-100 наставников России.

«В рамках работы Центра опережающей профессиональной подготовки регулярно веду деятельность по развитию экспертного сообщества Кузбасса, организации переподготовки и повышения квалификации для преподавателей региона, – добавила она. – Мной были реализованы следующие авторские программы: «Социальные сети для преподавателей и мастеров Кемеровской области для профессиональной ориентации», «Формирование цифровых компетенций преподавателей профессиональных образовательных организаций». А программа «Цифровой преподаватель Кузбасса» была представлена на Всероссийском конкурсе лучших практик в номинации «Компетенции XXI века: цифровая перезагрузка». В итоге практика заняла 2-е место».

Кстати, с разработками эксперта можно ознакомиться на её персональном сайте, а также посетив ютьюб-канал.

Совместно с обучающимися Екатерина Сергеевна принимает участие в хакатонах от ведущих работодателей, ЦОПП, студенческих конкурсах. В 2020 году она была признана лучшим преподавателем информатики среди профессиональных образовательных организаций. Регулярно выступает на научно-практических конференциях. Ведь это отличная возможность для обмена педагогическим опытом с коллегами. Кемеровчанка публикует материалы исследований в сборниках НПК.

Для справки

В региональном финале конкурса «Мастер года» за победу вместе с Екатериной Брыксиной боролись также Николай Горбатенко (Прокопьевский транспортный техникум), Антон Денисов (Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания), Светлана Новикова (Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг) и Лилия Сагидулина (Анжеро-Судженский политехнический техникум).

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *