3 февраля 2022 | Кира Афанасенко

Фото Сергея Гавриленко.

В последнее время по всей стране наблюдается очередной скачок цен на продукты. В Кузбасской торгово-промышленной палате попытались разобраться, на каком этапе цепочки производитель-ретейлер происходит значительное удорожание товаров и как можно повлиять на ситуацию.

В заседании Агропродовольственной гильдии КТПП приняли участие представители Кемеровского УФАС России, Мин­пром­тор­га Кузбасса, представители таких торговых сетей, как «Магнит», «Лента», «Пятерочка», «Бегемаг», и местные производители.

Как отметила генеральный директор Кузбасской ТПП Марина Шавгулидзе, рост цен на товары, обусловленный стагнацией экономики и инфляцией, – мировой тренд. В то же время эта тема, пожалуй, одна из самых социально чувствительных. И, как правило, большая часть народного недовольства обрушивается на торговлю. Однако, по словам замминистра промышленности и торговли Кузбасса Юлии Господинко, мониторинг ведомства нарушений в це­но­об­ра­зо­ва­нии со стороны сетей не выявил. «Наценки на социально значимые продовольственные товары (их список закреплён в 530-м постановлении Правительства РФ от 15.07.2010. – Прим. авт.) были не более 10%, – заверила представитель регионального Мин­пром­тор­га. – Соответственно, возникает вопрос: откуда такая цена в розничных сетях? Ответ самый простой: это поставщики. Поэтому здесь очень хотелось бы поговорить с Мин­сель­хо­зом. Они обосновывают ростом тарифов, подорожанием удобрений, бензина. Но тем не менее везде, во всех соцсетях и на телевидении, у нас виноваты торговые сети».

Кто рубит капусту?

По мнению председателя аг­ро­про­до­воль­ствен­ной гильдии, генерального директора компании-производителя пресервов «Астронотус» Романа Романенко, главный заложник ситуации – переработчик. «Есть сельхозтоваропроизводитель, который даёт свою продукцию. Есть переработчик, который её берёт, перерабатывает и предлагает в сеть, где условия очень серьёзные, особенно у федеральных сетей. Обычно, если производитель хочет поднять цену, то по договору в течение месяца это предложение рассмотрят и смогут сказать, да или нет. Вне зависимости от того, если сырьё поднялось или упаковка, он должен терпеть и возить по старой цене, не зная, выведут его позицию из матрицы или не выведут. Что касается сельхозпроизводителей, переработчик не может заключить с ними такой кабальный договор, как заключает сеть. Сельхозпроизводитель говорит, не нравится – не бери. Почему, интересно, у нас в регионе капуста белокочанная до Нового года стоила 28 рублей, а вчера закуп был по 49 рублей? Понятно, что растут расходы, но если человек определённый объём собрал, зафиксировал цену, что им движет, когда он через три недели увеличивает её чуть ли не вдвое»?

Тем не менее, по информации руководителя Кемеровского УФАС России Натальи Кухарской, нарушений антимонопольного законодательства (злоупотребление доминирующим положением, сговор или антиконкурентные соглашения) в регионе не обнаружено. А только в этом случае ведомство может вмешиваться в процесс це­но­об­ра­зо­ва­ния. Са­мо­огра­ни­че­ние же наценки федеральных торговых сетей на социально значимые товары – их собственная инициатива. УФАС здесь воздействовать на ретейл не в праве, антимонопольщики могут лишь предложить рассмотреть такую возможность.

10% к полке

Представитель федерального ретейлера Х5 (в Кузбассе представлен сетью универсамов «Пятерочка») Борис Малышев рассказал, что компания решила ввести максимальную торговую наценку в 10% на более чем двадцать основных категорий социально значимых товаров: «Наценка может меняться в пределах этого порога вплоть до отрицательных значений. То есть какие-то позиции реализуем себе несколько в убыток».

Что касается типов продуктов с минимальной наценкой, то ретейлер отталкивался от уже упомянутого постановления правительства: это овощи борщевой группы, вермишель, молоко, подсолнечное масло, сахар и так далее. При выборе конкретных позиций ориентировались на те, что входят в сеть с минимальной закупочной ценой. Запросы на её увеличение поступают от производителей постоянно, добавил представитель X5. Аргументы самые разные – это как уже упомянутый рост тарифов на ЖКУ и ГСМ, так и затраты на обязательную маркировку продукции.

Представляющая сеть «Магнит» Елена Погодаева, в свою очередь, сообщила, что 12 января компания проинформировала ФАС о своём решении ограничить до 10% процентов наценку на социально важные виды продуктов. Речь идёт о 25 категориях и о 200 товарных позициях. На полках они будут выделены специальными топерами или ценниками. «Данная инициатива особенно важна для жителей Кузбасса, потому что у нас более 250 продуктовых торговых объектов, – отметила Погодаева. – И мы считаем, что данное предложение будет способствовать снижению инфляционного давления на социально важные группы товаров». Представитель краснодарской сети напомнила, что по инициативе Минпромторга Кузбасса «Магнит» продлил действие скидки для пенсионеров (предоставляется ежедневно до 12.00), а также выразила намерение участвовать в любых проектах, направленных на сдерживание цен в регионе.

«Тут, как мне кажется, надо теснее работать, слышать друг друга больше, – резюмировал Роман Романенко. – Если мы будем друг другом услышаны и при этом проявлять какую-то социальную ответственность, я думаю, всё это пойдёт на пользу и цены удастся каким-то образом удержать».

В итоге участники заседания решили в течение двух недель обобщить позиции всех заинтересованных стороны и вынести на более детальное обсуждение в Кузбасской ТПП.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo