«Чёрная Вдова»: рецензия на фильм

8 июля 2021 | Георгий Фадин

Фото: КиноПоиск

Киновселенную Marvel можно любить, можно ненавидеть, но отрицать масштаб франшизы и её влияния на поп-культуру просто глупо. Все в курсе, кто такие Железный Человек, Капитан Америка и Чёрная Вдова. Сольник про Наташу Романофф долго обещали продюсеры, ещё дольше его требовали фанаты. Даже после событий «Мстители: Финал» фанаты всё требовали, а продюсеры в ответ всё обещали. И вот, спустя долгое время туманных перспектив, переносов и других перестановок вышла «Чёрная Вдова». Обычный зритель, малознакомый со вселенной Marvel, скорее всего, ожидал обычный кинокомикс. Но у фанатов наверняка другие ожидания. Теперь это не просто сольник про одного из «Мстителей». После событий «Финала» это ещё и прощание с персонажем, и раскрытие всех закинутых поплавков вроде Будапешта. Большая ответственность. Оказалась ли она по силам съёмочной группе? По нашему мнению, нет. Почему? Расскажет «КиноКузбасс».

Фото: КиноПоиск

Сюжет

Как и положено фильму Marvel, «Чёрная Вдова» вплетена в сюжет всей мультивселенной. Фильм стартует после событий «Капитан Америка: Гражданская война». За помощь Кэпу Наташу хотят арестовать американские спецслужбы во главе с генералом Россом. Но, кто бы ожидал, Чёрная Вдова не хочет быть пойманной, успешно убегает и собирается залечь на дно. Однако передышка была недолгой. Скоро к Наташе решают постучать из прошлого. Старый враг начинает охоту на её сводную сестру Елену. Сёстры объединяются и понимают, что придётся связаться и с приёмными родителями: шпионкой-учёным Миленой и Красным Стражем, советским аналогом Капитана Америки.

Проблемы сюжета начинаются с самого начала – всякую связь со здравым смыслом фильм теряет уже спустя несколько минут. При этом клюкву впихивают в тот же самый момент. Сперва нам заявляют 1995 год, а потом внезапно пускают перестроечную хронику 1980-х годов. Создатели явно пытались подвести хронологию определённых событий под период «холодной войны», но сделали это невероятно грубо и криво. Киноделы сместили акцент не на год-два, а на целую эпоху. И главное, всего этого можно было избежать, просто не добавляя титры. Не писали бы, что одно событие происходит в 1995 году, а второе – спустя 21 год: в 2016-м. И всё, сюжет входил бы во вменяемые рамки. Но нет, надо было всё чётко очертить и показать свою глупость. Вменяемые и половозрелые зрители из постсоветского пространства точно заметят фальшь. Не удивимся, если её заметят даже дошколята.

Вообще, в плане смешения советской и постсоветской России фильм очень напоминает «Красный Воробей» с Дженифер Лоуренс, где современные россияне звонят с дисковых телефонов. Так и здесь, есть момент, где действие вроде как происходит на квазисоветской Кубе, но все солдаты одеты в современное ВКПО.

Фото: КиноПоиск

Клюква и другие проблемы

Дальше – больше. Помните, мы говорили о клюкве? Так вот её в фильме хватит на то, чтобы накормить всех цирковых и бронированных медведей. Злые и опасные русские готовят спецагентов из сирот со всего света. Причём делают это не путём воспитания любви к стране и формирования чувства патриотизма, на котором можно спекулировать. Нет, так действуют спецслужбы в адекватных вселенных, а у нас – злые русские из Marvel. Всех детей перегоняют в контейнерах, как нелегалов, и строят, как рабов на Сомали. Само собой, люди, воспитанные в таких условиях, будут служить только принудительно и под действием спецхимикатов, вокруг которых и крутится основной сюжет фильма.

А ещё в 2016 году в России всё ещё есть ГУЛАГ. Да, само слово в фильме не прозвучало, по крайней мере, в российском дубляже. Но если немного пошарить в «КиноПоиске», то можно без труда увидеть в списке ролей: «Заключённый ГУЛАГа», «Охранник ГУЛАГа» и другие говорящие роли.

Главный злодей и всё, что с ним связано, поражает карикатурностью и шаблонностью. Главгад хочет свою армию женщин, способных влиять на мировую обстановку. Для чего? Зачем? Почему? Чтобы что? Не спрашивайте нас, мы не в курсе. Да и сам по себе он на редкость карикатурный. Он злой, потому что злой. При этом русский злодей активно использует гаджеты с англоязычной раскладкой. Видимо, у госзаказа – иностранный подрядчик.

Клюква не единственная проблема фильма: в нём полно и других преступлений против здравого смысла. Чего только стоит тюрьма, специально оборудованная в месте, где может сойти лавина и всех похоронить. Или, например, неуязвимость главной героини, которая может сломать нос, ударившись о стол, но при этом спокойно переживёт падение с пятого этажа, и множество других ранений. Мы, видимо, что-то пропустили и где-то между фильмами Наташе вкололи ту же сыворотку, что и Капитану Америке. Другого объяснения бессмертия героини мы не находим.

Фото: КиноПоиск

Для фанатов отдельной причиной повышения температуры в области седалища станет Таскмастер. Людей, знакомых с комиксами и мультфильмами вселенной, ждёт слив сливов. Большим разочарованием был разве что Мандарин из «Железного Человека – 3». Да и людям, незнакомым со вселенной, персонаж покажется странным: просто какой-то технобайкер с визором Терминатора.

При этом на фоне такого обилия проколов некоторые детали действительно удались интересно. Вроде дома, где собирается семья Наташи. Тут художники-постановщики постарались: обстановка прям как у бабушки в деревне. Но таких приятных мелочей очень мало, и они совсем не спасают от обилия остальных недостатков. Фильм будто сделан для инфантильных переростков. Стрельбы и взрывов в фильме много, но их последствий для людей почти нет. При рейтинге 16+ крови в фильме – пара капель из сломанного носа Наташи.

Подливает масла и тот факт, что фильм позиционировался как серьёзное супергеройское кино, близкое к серой морали и суровой повседневности, чуть ли не на уровне «Идентификации Борна». Так, например, было в «Капитане Америка: Другая война». Но тут вышла сборная солянка, где режиссёр неумело жонглирует эмоциями, впихивая неуместный юмор туда, где должна быть драма, или экшен в сцену, где можно было всё обсудить без лишних телодвижений. Что же до реализма… Играли в Saints Row 3-4? Реализм примерно на таком уровне.

Зато техзадание на повестку Disney выполнил. Мало того, что почти все спецагенты в фильме женщины, ещё и большая их часть – чернокожие, азиаты, метисы и другие «угнетённые». Да и главный злодей говорит о них как о главном и неисчерпаемом ресурсе. Тут по уровню нарочитой и грубой фем-повестки могут отдохнуть даже сцена из «Мстителей: Финал» и «Капитанка Марвел».

Фото: КиноПоиск

Картинка и звук

В визуальном плане фильм вполне ожидаемо хорош. При количестве средств Disney-Marvel это неудивительно. Каких-то нареканий спецэффекты не вызывают. Однако местами есть довольно плохо смонтированные сцены. Их можно посчитать по пальцам одной руки, но на фоне всей остальной технической отточки фильма корявые монтажные склейки очень уж бросаются в глаза.

Звук в фильме вполне нормальный. Помимо главной темы «Мстителей», каких-то сильно приметных и запоминающихся композиций нет. Но и раздражения, как, например, в «Круэлле», саундтрек не вызывает.

Фото: КиноПоиск

Актёры и персонажи

Актёрский состав фильм собрал действительно авторитетный. Частично из-за него у нас и были хоть какие-то надежды на адекватность. Скарлетт Йоханссон, как всегда, прекрасна и в представлении не нуждается. Единственное, что выглядит несколько забавно, это повышенное внимание оператора к её пятой точке. Мы, конечно, не против, но нам будто навязывают внимание к ней. Что вдвойне смешно, учитывая политповестку фильма.

Коллеги по цеху тоже не отстают. Набирающая обороты Флоренс Пью, известная по триллеру «Солнцестояние» и недавнему ремейку «Маленьких женщин», поначалу немного бесит. Но тут косяк сценаристов, а не актрисы. С течением фильма её персонаж лучше раскрывается и уже смотрится хорошо. А вот Рэйчел Вайс и Дэвид Харбор вызывают симпатию уже с первых кадров. Последний так и излучает харизму и клюквенно-славянский колорит. Было бы круто увидеть всех их в другом фильме, со вменяемой историей и хорошей режиссурой. Но увы.

Фото: КиноПоиск

Итог

«Чёрная Вдова» вышел смехотворным как самостоятельное произведение и бездарным как прощание с персонажем. Выйди фильм в 2016-2017 годах, ещё можно было бы простить. Но он вышел спустя пять лет своей временной линии и спустя два года «Мстителей: Финал». Сольник делался не ради фанатов, а только ради денег, которые они понесут в кинотеатр. Все так делают? Вспомните как с героем Хью Джекмена попрощались в «Логане». Или как Вин Дизель разъехался с Полом Уокером в конце «Форсажа-7». Все чеховские ружья о прошлом Наташи Романофф, повешенные в других фильмах, оказались пугачами. Выстрелить они не могут, только в лучшем случае нелепо щёлкнут. Рядовым зрителям если и идти, то будучи готовыми к клюкве уровня Red Alert. Фанатам же вселенной Marvel лучше даже не смотреть в сторону фильма.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo