Что такое гастрономические картины и едят ли их? Интервью с кемеровским художником-поваром Дмитрием Шарипо

13.02.2023

13 февраля 2023 | Татьяна Ананьева

Еда – это тоже искусство. Данный тезис с уверенностью подтверждает кемеровский художник Дмитрий Шарипо, создающий необычные картины из вермишели, фруктов, овощей и многих других продуктов питания. Своими усилиями и креативом Дмитрий превращает огурец в музыкальный инструмент — гармошку, — редиску — в Евгения Леонова, а на банане запечатлевает образ Умы Турман.

Свою художественную деятельность мужчина совмещает с работой поваром в одном из городских ресторанов. Он рассказал корреспонденту «Кузбасса» о том, что его вдохновляет на творчество, как он претворяет свои идеи в жизнь и какие создаёт полотна, кроме пищевых.

С чего всё началось

«Первые работы я начал создавать два года назад, если не ошибаюсь. Тогда это были гастрономические этюды, на которых изображались любимые персонажи кинематографа, музыканты, режиссёры, актёры. Я попытался их индивидуально изобразить на каком-то фрукте или овоще. Также создавал сюжеты, в которых выражал свои мысли. Каким образом пришёл к этому? Причина в том, что я всю жизнь работаю в общепите, а рисую с детства. Вообще с детства был увлечён разными видами творчества, но они рассматривались скорее как хобби. Мне пришло в голову пойти учиться на кондитера, так как это показалось творческой профессией. И вот со временем (в общепите я работаю более 10-ти лет) у меня родилась идея: а что, если взять любую картину известную, шедевр, и попытаться разобрать её на цвета, а эти цвета найти в продуктах. Так и начался мой эксперимент – знакомство с поведением фруктов, овощей, используемых в картинах. Отмечу, что профессионального художественного образования у меня нет»

В соцсетях Дмитрий демонстрирует свои работы и показывает процесс их создания. Он делится с подписчиками информацией о том, какие именно продукты задействованы в том или ином полотне.

Что вдохновляет

«Пожалуй, вдохновляют музыкальные произведения, кинематограф. Благодаря ним создаётся определённый ассоциативный ряд в голове, некое впечатление — так и рождается идея. Во мне просыпается бунтующий внутренний художник, и эту идею я реализую, опираясь на опыт работы в общепите. Вдохновляюсь, кстати, именно во время работы на кухне»

Помимо создания гастрономических картин, Дмитрий занимается лепкой – вот, например, Остап Бендер, главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», из сулугуни, чернослива и печенья. Шарф великого комбинатора сделан из спагетти, а штиблеты посыпаны куркумой.

Как близкие относятся к творчеству

«Близкие положительно и с интересом относятся к моему творчеству. А у окружения в целом отношение неоднозначное – кому-то абсолютно неинтересно искусство, кто-то считает это (гастрономические картины – прим. редактора) больной идеей. Люди все разные, и нельзя угодить всем, да и цели угодить у меня нет. Моя основная цель – реализовать любую идею, которая приходит в мою голову. А как это будет принято – уже другой вопрос. Даже господу Богу не удаётся нравиться всем, что уж говорить о людях и их творчестве»

Альтернативные гастрономическим работы

Дмитрий, как он уже упоминал сам, не ограничивается одним направлением в творчестве и, помимо картин из еды, пишет картины маслом и акрилом, в которых отражает современные тенденции, происходящие в обществе, и своё видение окружающего мира.

Первая работа Дмитрия маслом, октябрь 2022 года: «Осенняя краса»

«Помимо гастрономических работ, около года назад начал заниматься живописью. Сначала писал акрилом, а полгода назад стал писать маслом. Я всю жизнь был графиком, рисовал карандашом, у меня много именно карандашных работ. Это самый простой материал для меня, и в нём я уверен. Начал изучать живопись, так как захотел углубиться больше в это направление. Уже замечаю сдвиги. Масло мне более интересно как материал по сравнению с акрилом. Хочется, чтобы кроме творчества, ничто другое не вторгалось в мою жизнь, потому что работа на кухне стала сильно утомлять. Очень много сил сейчас прикладываю, чтобы изменить что-то в своём текущем положении»

Можно ли увидеть работы Дмитрия на выставках

«На данный момент у меня мало работ, поэтому пока я их нигде не выставляю — выставка должна включать достаточное количество экспонатов. Первые эксперименты в плане экспозиций я начал проводить из соли, из муки – это были портреты музыкантов: Фредди Меркьюри, Виктор Цой, Курт Кобейн. Эти работы со временем начали показывать, что с ними может произойти – где-то влажность воздуха или другие факторы оказывают влияние, и, собственно, некоторые фрагменты растворились, поблекли, померкли. Я вижу, какие ошибки были сделаны в ходе выполнения работ и понимаю, что можно сделать в дальнейшем, чтобы они были максимально долговечными. Единственную на сегодняшний день работу, репродукцию картины «Неизвестная» Ивана Крамского, — кстати, очень хорошо звучит репродукция, как от слова продукция, такой нейминг удачный, — сделанную год назад, я хочу усилить в плане цветового отношения. То есть превратить это в гастрономическую живопись. К способам, позволяющим продлить жизнь картин и сохранить их изначальный вид, относится использование тех фрагментов пищи, которые не поддаются плесневению и потере цвета, например: скорлупа, зола, шелуха, кожица (ягод, овощей), плодоножки. Их нужно высушивать в водонепроницаемом месте. Также нужно использовать те продукты, в которых есть крахмал и целлюлоза. Например, кетчуп – но тут важно предугадать нужное изменение цвета. Также не стоит забывать о гербариях. Чайные листья имеют разные оттенки, их можно изменять после заваривания и высушивать. Тайский анчан – пока что единственный найденный в кухонной бакалее источник синего цвета. Синий цвет также можно получить, добавив каплю йода в разведённый водою крахмал. Но работая с анчаном, уверенности испытываешь больше»

Сколько времени уходит на создание работ

«На создание работ всегда уходит разное количество времени. Чем сложнее композиция, тем она, соответственно, дольше создаётся. Очень значимый момент – поиск цвета. У меня есть «Крик» Эдварда Мунка, я его изображал из горчицы, кетчупа, соуса унаги – такая соусная смесь, мешанина, — и это всё на день выполнения было красочно и ярко, как в оригинале, а сейчас это всё потемнело. Кетчуп стал иметь коричневый оттенок. Вот эти изменения в цветах дают понимание, как нужно подбирать продукты. В случае с «Неизвестной», о которой я упоминал, первый удачный опыт – все цвета сохранили яркость, но я вижу, как картину можно ещё «прокачать»»

Дальнейшие творческие планы

«О каких-то конкретных работах, которые я хочу делать и которые уже делаю, пока рассказывать не буду, хочу подержать это в секрете. Хочется всегда «вау-эффект» произвести. Не хочется, не добившись результата, говорить о результате. Одна работа, которую я начал делать год назад, большая по формату – метр на 50 сантиметров. Эти параметры почти соотносятся с параметрами оригинала. Очень много деталей. Работа ведётся на кухне в свободное время. И ведь опять же важно вдохновение – а это вещь эфемерная. Отмечу, что, взявшись за одну картину, я сразу хочу создать серию. Цель моих творческих планов как раз в том и заключается, чтобы создать некую серийность работ. Ещё в планах — сделать несколько работ для творческого вечера, то есть так познакомить людей со своими картинами, поделиться своим видением искусства».

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *