Ассоциация туроператоров России сегодня сообщает о тысячах туристов, которые не могут вернуться домой из-за рубежа в связи с отменой международных рейсов. Блокировка воздушного сообщения произошла лавинообразно: новости об очередной авиакомпании, снявшей борта с полётов, появлялись в начале марта ежедневно. Наш корреспондент, которая с 4 марта находилась в турецкой Анталье, на собственном опыте узнала, каково возвращаться на Родину в условиях катастрофического дефицита международных провозных мощностей.
Последний эшелон к морю
Билет туда-обратно на турецкую ривьеру я купила за два месяца до поездки. В январе, когда ничто не предвещало беды. Я люблю путешествовать самостоятельно, не привязываюсь к рамкам туристического сезона и редко покупаю путёвки у туроператоров.
Годами проверенная авиакомпания S7 Airlines предложила невозвратный транзитный билет Кемерово – Москва – Анталья по базовому тарифу с правом провезти ручную кладь до 10 кг.
Упаковала чемодан, экипировалась, как бывалая туристка: спортивный костюм, надувная подушка, маска для сна, специальные носки, набор умывальных принадлежностей. К полёту готова! Меня ждали пять ночей на любимом побережье, а обратный вылет маячил лишь 9 марта.
Сообщения о 12 закрытых аэропортах юга России несколько беспокоили меня, я отслеживала табло аэропорта Домодедово, проверяя, открыта ли Анталья. Когда европейские страны начали блокировать своё воздушное пространство для российских самолётов, Турция стойко держалась.
4-го я без проблем зарегистрировалась на рейс в новом терминале кемеровского аэропорта имени Алексея Леонова, и путешествие в прекрасное далёко началось без сучка, без задоринки. Кто же знал, что беда может прийти с другой стороны?
«S7 объявила об отмене всех международных рейсов с 5 марта», – прочла я в одном из Telegram-каналов, как только мы приземлились в Анталье, и я подключила интернет в роуминге.
«Как? Что? Да не может такого быть! – мысли захлестнули, в висках застучало, в груди засел маленький, но клыкастый зверёк по кличке Страх. – А, может быть, это неправда?»
Первым делом я побежала по терминалу в поисках тех, кто даст ответы на вопросы. Официальное представительство S7 находится во втором терминале аэропорта Антальи, который в зимний сезон не работает. Девушки у стоек по продаже билетов долго выясняли информацию по телефону, но выдать смогли лишь следующее:
– На сегодня нет информации об отмене S7, пока в системе видно, что три рейса на 5 марта отменены, но мы не можем сказать, что будет дальше.
Они вручили мне визитную карточку и предложили звонить ближе к дате вылета.
Не обретя никакой ясности, я покинула терминал. Когда добралась до места проживания, уже стемнело, я решила с утра позвонить по номеру представительства авиакомпании в Анталье, найденному на официальном сайте S7.
Легла и долго не могла заснуть.
Чтобы оформить возврат, нажмите один
Разговор с представителем перевозчика облегчения не принёс. Дозвониться удалось легко, вот только молодой человек на другом конце трубки не смог дать однозначного разъяснения, что же делать в этой ситуации.
– Попробуйте вернуть деньги за билет на сайте, – предложил он.
– А если не получится?
– Вы всё-таки начните с этого, – настаивал мой собеседник. – Если не получится, тогда приезжайте в аэропорт, обратитесь в справочную и попросите позвать представителя S7. Зимой второй терминал закрыт, поэтому кто-то из нас подойдёт к вам в первый.
– Когда я должна подъехать? Вылет должен быть девятого…
– Сейчас всё меняется так быстро, поэтому сложно что-то говорить, – сотрудник словно развёл руками. – Приезжайте девятого.
Билет я покупала через сайт. Войдя в раздел деталей бронирования, я обнаружила там кнопку «Вернуть», нажала и прошла по инструкции. Из четырёх сегментов я выбрала последние два: Анталья – Москва – Кемерово и отправила заявку в контактный центр. На почту мне пришло подтверждение её получения.
На сайте имелась и приписка о большом количестве обращений, из-за которого расчёт суммы возврата мог занять более длительное время.
Я попробовала позвонить в московский офис компании, но по обоим номерам мне ответил нейтрально-вежливый автоответчик. В S7 быстро сумели записать лишь аудиоинструкции для таких, как я, застрявших на чужбине любителей бродяжничества.
«Вы можете оформить возврат на сайте», – гласил универсальный вердикт одного из крупнейших авиаперевозчиков страны.
Вдвойне обидно было оттого, что компания аннулировала оба сегмента обратного билета, то есть мой рейс Москва-Кемерово 9 марта тоже был отменён, ведь он шёл в составе международного.
Итак, с самого начала своего мини-отпуска я погрузилась в состояние неопределённости: без ответа, без билета.
А потом прогремела новость об уходе «Аэрофлота» с международного неба: «Аэрофлот» приостанавливает полёты за границу с 8 марта». Исключением стала лишь Беларусь. Пассажирам предложили переоформить купленные обратные билеты на ближайшие даты.
На тот момент мне было не до причин внезапных отмен, проскочило что-то о «Боингах» и «Аэрбасах» в лизинге.
Страх в груди подрос и заёрзал, вызывая тахикардию и дрожь в конечностях. Я перестала быть уверенной в надёжности какой-либо авиакомпании вообще. Как выяснилось позднее, беспокойство было оправданным.
Нужно было действовать, причём быстро.
А, может, автобусом до Армении?
«Возврат от S7 может прийти не скоро, когда не останется действующих рейсов, а потому надо брать билет на то, что ещё летает», – поразмыслила я и вошла в раздел бронирования на сайте «Победы», бюджетного варианта воссоединения с отчизной. Однако возникли трудности с оплатой брони: я не могла получить в Турции код подтверждения на свой телефон. Пока я решала вопрос с переводом денег в другой банк, на выбранную дату (7 марта) закончились места, а на 6 марта цена подскочила вдвое.
Понимая, что я крайне рискую, пытаясь купить билет онлайн – агрегаторы просто не загружали актуальную информацию об отменённых рейсах, – я попросила друга в Турции забронировать билет через местного агента в аэропорту. Надежды на то, что представители S7 пересадят меня бесплатно на другой рейс, были слабы. Как оказалось, и тут я оказалась права.
– Я оформляю тебе билет на 8-е, – сообщил мой приятель.
– На 7-е уже нет рейсов? – переспросила я, этот разговор имел место 6 марта.
– Нет.
Кто-то из читателей, возможно, скажет: «Зачем было торопиться? Задержалась бы в Турции подольше, отдохнула заодно, потом авиакомпания всё равно обязана была бы доставить до дома».
Но они не учитывают того факта, что количество действующих рейсов катастрофически снижалось с каждым днём: ни «Уральских авиалиний», ни турецкого лоукостера Pegasus’а на тот момент в небе уже не было. Цена билета на местные Turkish Airlines до Москвы в тот день была 4000 лир (более 32 тысяч рублей).
Положение спасали туристические чартеры, которые, по сути, стали бортами для эвакуации российских граждан на Родину. Легче в этом плане было организованным туристам, за которых несут ответственность туроператоры. Тем не менее, в текущей сложной ситуации купить заветное местечко в чартере стало возможным и для самостоятельных путешественников.
Меня спасла отечественная авиакомпания «Ямал», поставившая чартерный рейс YC 9304 для туроператора FUN&SUN (бывший TUI-Трэвел). На сайте компании отмечается, что она эксплуатирует воздушные суда с российской регистрацией и не несёт рисков.
Позже я узнала, что непрерывно вывозом туристов занимаются также Pegas Touristik, Coral Travel, «БиблиоГлобус», ANEX. К слову, на чартеры последнего, выполняемые Azur Air, купить билет могли и самостоятельные туристы.
6 и 7 марта «Ямал» доставил в Россию людей из Болгарии и Мадейры. Везли через Анталью. Привычный маршрут до столицы теперь изменён: самолёты летят через Северный Кавказ, Каспий, захватывают северо-запад Казахстана, затем над Саратовом в Москву. Время полёта сегодня составляет пять часов 10 минут вместо прежних трёх с половиной.
Однако к тому моменту страх вырос в груди настолько, что я была рада любой альтернативе. Признаюсь, в голову приходили даже мысли об автобусном марш-броске до границы с дружественной Арменией, чтобы потом улететь из Еревана, рейсы из которого, к счастью, не отменены.
«Ямал» благополучно сел в Домодедово, где я и отметила Международный женский день в ожидании борта на Кемерово. Домой меня везли всё те же зеленые крылья S7, билет на которые пришлось покупать заново.
Со мной до Москвы летела женщина, которая рассказала, с каким трудом ей удалось добиться от S7 бесплатной пересадки на «Ямал».
– Звонила представителям, звонила в консульство, говорила, что уже живу на улице, – поведала она. – Пришлось долго их упрашивать.
Такая она была не одна, сутками ожидающая посадки, уставшая, измотанная бессонницей, с иссякающими ресурсами. Более того на момент подготовки этого текста, 11 марта, в онлайн-табло Домодедово рейс YC 9304 светился красным: «отменён». Из того, что реально летает сегодня из Москвы в Турцию и обратно, остались Turkish Airlines по цене от 67 до 119 тысяч рублей. Как минимум, до конца марта.
Уже дома я прочла о том, что Евросоюз ввёл санкции и ограничения в отношении страхования (перестрахования), лизинга, эксплуатации и технического обслуживания на рейсах в и из России. В связи с этим Росавиация рекомендовала перевозчикам временно приостановить международные рейсы.
Ужаснул средний вывозной чек: от 80 до 450 тысяч рублей в одну сторону в зависимости от страны вылета. Туристы ждут помощи с вылетом в Таиланде, ОАЭ, Египте, Болгарии, на Кипре и Мальдивах. Есть россияне и на Сейшелах, Кубе, в Мексике и Доминикане.
Возврат от S7 мне пока не пришёл, однако главное сделано: пожертвовав одними сутками отдыха, я выбралась из зарубежья и в ближайшее время точно не буду планировать новых перелётов. Быть заложницей ситуации – чувство гнетущее. Даже на берегу моря возле пальм.