Основная работа кемеровчанки Жени Масленниковой — делать документы красивыми. Она — презентационный дизайнер. Создаваемый продукт виртуальный и цикл его жизни небольшой. Это как фейерверк. Прекрасно, но, бах, и всё закончилось. Остались одни воспоминания. Со временем Женя стала понимать, что вот эта «недолговечность» начинает ее «пожирать». И стала наша героиня искать то, что будет вдохновлять гораздо дольше. Что можно потрогать руками. Например, ботанические барельефы. Чертополох, вьюнок, мальва, мышиный горошек и тысячелистник — все это может радовать глаз не только летом, но и зимними вечерами.
— Как вы пришли к своим увлечениям?
— Все началось весной 2021 года с «Оленя с солнечными рогами». Это прекрасная работа Насти Зайцевой, кемеровского мастера-витражиста. Я случайно попала в ее мастерскую на экскурсию. И влюбилась в стекло и витражи. Потом была большая пауза, но мысль в голове осталась, что это прекрасно и что я бы хотела заняться чем-то подобным. Где-то в промежутке между проектами еще была гончарная мастерская, где прикоснулась к глине и почувствовала, что это мне тоже понравилось, это тоже, кажется, было моим. А потом был февраль 2022. У меня совсем не стало работы на несколько месяцев… Это было тревожно. Но ничего не могла поделать, от меня ничего не зависело. У многих тогда возникли такие же проблемы. Но. Появилось много свободного времени! И теперь я кое-что уже умела делать руками и горела творческими идеями. Финансовые вложения для этого нужны были небольшие. И начались эксперименты с деревом, красками, шпатлевками, восками. С тем, что мне было доступно на тот момент. Творчество помогло мне пережить эти несколько месяцев и не разрушаться, а наоборот — созидать. Почему-то больше всего мне понравилось создавать именно плитки в разных вариациях. Маленькие, совсем крошечные, большие. Это мелкая скрупулезная работа. Мыть, шпатлевать, зашкуривать, красить. В результате получается оригинальная плитка, которую не купишь в магазине, каждая создана в единственном экземпляре и неповторима, тем она и интересна. Из нее я стала делать рамы для зеркал, украшать ею мебель. Такие вещи хочется рассматривать. Они необычные. А с началом лета и появлением зелени в лесу, я занялась техникой ботанического барельефа. Клиенты по моей основной работе вернулись через несколько месяцев, опять стала рисовать презентации. Но я уже стала другая, успела создать новую часть своей жизни, где могу делать что-то своими руками.
— Расскажите подробнее про ботанические барельефы.
— Это гипсовые оттиски, объемные силуэты настоящих растений. Листики с прожилками, тонкие стебли и веточки, соцветия, ягоды — всё получается таким, какими их создала сама природа. Как будто они застыли в моменте времени. Это просто невероятно! Это как каменная фотография, которую можно потрогать руками. Повторить барельефы невозможно, каждый из них уникален. Растение используется один раз и окраску тоже не повторить.
— Строительная глина, гипс и цветы — это и есть основные составляющие?
— Да, только эти материалы. Найти можно в строительных магазинах и магазинах для творчества.
— Что вы успели отпечатать? Может быть, если любимые цветочки, колосочки?
—Больше всего получилось сделать чертополохов в разных вариациях, от маленьких барельефов до очень большого. Очень выразительное растение. Характерное, узнаваемое, с крупными стеблями и шипами. Чертополохи — самый популярный растительный мотив. Например, сегодня у меня был тоже в работе чертополох. Он получился очень красивым. Поверхность — как замшевая. Я тонировала его двумя восками — зеленым, а затем серым, чтобы еще сильнее подчеркнуть тени. И еще я заметила, что чертополох нравится мужчинам. Папоротник мне тоже очень нравится. И много барельефов, где на одном полотне много растений и трав.
— А что еще не отпечатывали, но очень хочется?
— Дуб с желудями. Кленовая ветвь. Но это должна быть картина большого размера. Минималистичная ветка и много воздуха.
— Почему именно ботаника? Не анатомия, предметы и прочее?
— Лучший художник — это природа. А техника художественного литья из гипса лишь помогает запечатлеть ее в первозданном виде. Благодаря этому любоваться цветами можно круглый год. Я, к слову, всегда любовалась природным. Гуляя по лесу, часто фотографирую, иногда удается красиво запечатлеть кусочки того мира, который вижу. Лепестки цветов, крылья стрекозы, геометрия снежинки. Раньше для меня это был единственный способ показать мгновение и его красоту. Сейчас — это еще и ботанический барельеф.
— Сырье для творчества килограммами скупается? Кто помогает носить мешки?
— Да, глины нужно много, особенно на большие работы. Гипс тоже тяжелый. Помогает муж. Он меня очень поддерживает в моем увлечении. Он же придумывает технологические решения, как упростить и улучшить процесс литья.
— Творчество чумазое? Как вообще все это выглядит со стороны?
— Да, чумазое! Я и вся мастерская в глине и в гипсе. С глиной «чумазость» локальная, только на столе и моих руках. А вот гипс пылит, нужно работать в перчатках и защитной маске, чтобы не надышаться им. Часть всегда просыпается на пол. После того как барельеф готов, каждый раз нужно отмывать всю мастерскую от глины и гипса: стол, пол, инструменты. Например, на днях делала барельеф с луговыми цветами. Весь процесс занял шесть часов. И вот картина маслом: на столе огромный пласт глины, на полу цветы, в ведре остатки жидкого гипса, все инструменты перепачканы, ну и я тоже.
— Глина и гипс — материалы податливые? Руки не устают?
— Мне очень нравится начало работы. Когда достаешь мокрую глину, прикасаешься к ней руками, она холодная и упругая. Не могу передать чувства, но это моё. Она живая и отзывчивая. Когда-нибудь еще займусь керамикой. Тогда глина раскроется еще больше для меня. А устают не только руки, когда нужно выкатать 10 кг глины в идеально ровный пласт. Но это тоже приятно, почувствовать усталость. С гипсом по-другому. Он твердый. Но все равно, это не камень. Ему можно подкорректировать форму. А еще в процессе создания барельефа участвует много воды.
— Есть ли какие-то интересные приспособления, которыми вы пользуетесь?
— Приспособлений много накопилось. Разные пинцеты. Маленькие прижимные ролики, скалки разных размеров. А система опалубки — это вообще отдельная тема. С ее помощью барельефы получаются идеально ровные, легко вынимаются, что предотвращает их поломку, а гипс не вытекает. Но ее секрет я раскрывать не буду, это изобретение мужа.
— Женя, делаете ли вы цветные барельефы?
— Можно сказать, я влюблена в белые барельефы. Именно на них лучше всего видно игру света и тени. Но все мы разны, всем нравится разное. У меня стали просить делать цветные барельефы. Цвет я тоже люблю, но монохром. Например, только оттенки серого, зеленого, коричневого. Красить барельефы в натуральные цвета растений я вряд ли буду, хотя вижу у мастеров такие работы. Красиво, но не мое. Или пока не мое. Тонирую восками, состав у них очень хороший, экологичный, там только воск и пигмент.
— Где собираете сырье для оттисков? Поля, леса?
— Я живу в многоэтажном доме, но на краю леса. В лесу я всегда проводила много времени. Гуляла с собакой, собирала ягоды и травы, зимой уходила подальше в поля, где только белый снег и небо. Поэтому с сырьем для барельефов проблем нет. А если сесть на велосипед, то через 15 минут уже в полях, где растут пшеница, рожь и ячмень, а еще синие васильки.
— Глина же может использоваться несколько раз, а цветы?
— Да, глина многоразовая, за ней только нужно правильно ухаживать, чтобы ее не испортить. Цветы на один раз, это да. Но именно поэтому каждый барельеф получается уникальным, второй раз такой узор уже не соберется, что-то всё равно будет иным.
— Как быть зимой, когда нет такого разноцветья?
— Я начала заниматься барельефами весной. Но кто давно этим занимаются, пишут, что можно покупать интересности в цветочных магазинах. Но я занимаюсь не только ботаническим барельефом. У меня еще есть и другие творческие увлечения. Буду делать любимую плитку или красить мебель, или еще что-то придумаю.
— Что делали и хотите еще сделать в этой технике? Полагаю, не только панно?
— Пока для меня следующий ориентир — это создание барельефов больших размеров. До 1 метра. Они смотрятся грандиозно. От подобных работ захватывает дух. Всё настоящее природное, даже можно потрогать руками и почувствовать форму, всмотреться в листики, прожилки, травинки. Такие картины очень красиво смотрятся в интерьере. У других мастеров я видела и другие вещи, сделанные в этой технике, например, кашпо. Но я не уверена, что хочу это попробовать. Поживем-увидим, может это еще во что-то трансформируется. Творческих идей в моей голове море. Некоторые из них реализуются. Но еще больше — ждут своего часа. Мое новое ремесло окрепло и, скорее всего, уже не перестану этим заниматься.
Анна Тимощук.