Будущее – за молодыми исследователями
08.12.2022Суверенитет России в научной сфере и переход к новому технологическому укладу – вот главные темы масштабной встречи президента Владимира Путина и молодых российских учёных, которая прошла в Сочи на базе парка науки и искусства «Сириус». Глава государства отметил: чтобы достигнуть этой цели, необходима совместная системная работа всех институтов. В Кузбассе тоже существуют площадки по развитию молодых исследователей, которые в будущем будут развивать науку и производство в регионе.
Почему так важно уделять внимание популяризации науки в молодёжной среде, поддерживать инициативу юных исследователей, давать возможность поделиться знаниями, выступая на профильных олимпиадах, и своими идеями и проектами, презентуя доклады на научно-практических конференциях, иметь доступ в оснащённые лаборатории для проведения исследований и возможность познакомиться с действующим производством не на картинке из учебника, а на практике, под руководством опытных технологов? Потому что за этими перспективными ребятами, со школьной скамьи увлечёнными углублённым изучением отдельных дисциплин, будущее наших технологий и развитие производств. По словам президента, именно молодые учёные настроены на карьеру в той области, которой решили посвятить свою жизнь. А это значит, что нужно вовремя заметить и взрастить эти самородки. В Кузбассе есть пример удачного опыта по профориентации, обучению и трудоустройству с последующим развитием таких юных талантов.
Шаг 1. Заметить талант
Первые неловкие шаги в науке талантливые ребята начинают делать уже в школе. Интересное практическое занятие на уроке химии или физики, реферат на любопытную тему, подкинутая учителем невзначай сложная, но интересная задачка – и вот уже молодой человек серьёзно увлёкся каким-то школьным предметом. Хороший педагог обязательно заметит стремление ребёнка развиваться, уделит внимание, поможет с углублённым изучением предмета, подготовит к олимпиаде. Сначала к школьной, а потом и к профильной, дающей возможность проявить себя на городском или региональном уровне. К примеру, уже который год ПАО «Кокс» совместно с КузГТУ им. Т.Ф. Горбачёва проводит интеллектуальные состязания по математике, физике и химии для таких ребят. Из бонусов – не только возможность проверить свои силы, но и получить денежные призы и дополнительные баллы при поступлении в ведущий технический вуз региона.
Шаг 2. Грамотная профориентация
В старших классах школы важно заметить и правильно профориентировать таких одарённых ребят: показать им, что будущее за инновационными технологиями и развитием производств, пригласить их на увлекательную экскурсию, где они узнают, что работа на современном заводе – это престижно, перспективно в плане карьерного роста и весьма достойно оплачиваемо. И если серьёзно увлечён химией, то не стоит идти в программисты, ведь в твоём любимом направлении для тебя откроются неограниченные перспективы. Так, на базе ПАО «Кокс» круглый год проводятся профориентационные экскурсии для ребят из старших классов, чтобы они могли увидеть современное производство своими глазами.
Шаг 3. Углубление знаний
Не у всех ребят есть возможности для того, чтобы прибегнуть к помощи репетиторов при подготовке к выпускным экзаменам и поступлению в вуз. Но у нас в регионе есть отличная альтернатива: для талантливых школьников действуют инженерные школы и образовательные программы. С их помощью одарённые дети узнают больше о возможностях самореализации.
Например, в этом году талантливые старшеклассники из разных городов Кузбасса, которые увлекаются химией и биологией, прошли отбор и приняли участие в интенсивной проектной смене «Наука. Большие вызовы. Старт: новые материалы и нанотехнологии» Регионального центра «Сириус. Кузбасс». Школьники готовились к участию во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы – 2023», получили уникальные практические и теоретические знания от региональных и федеральных экспертов. Соорганизатором профильной смены выступило ПАО «Кокс». Старшеклассники не только побывали на промышленной площадке предприятия, но и презентовали свои варианты решения кейса «Разработка альтернативных продуктов для коксохимического производства». Школьники порассуждали на тему получения углеродного волокна из каменноугольной смолы – такой технологии в нашей стране ещё нет, и исследование этой темы необходимо.
Шаг 4. Помочь сделать главный выбор
Следующим шагом в судьбе юного учёного должен стать выбор профильного образования. Нужно донести до повзрослевших детей, что принцип «Диплом ради диплома» давно не актуален. Теперь действует новый: «Стать специалистом в той области, которая мне интересна и где я достиг успехов». Если нравится химия – учиться на технолога, если физика – идти в энергетики, инженеры или механики.
ПАО «Кокс» совместно с Институтом химических и нефтегазовых технологий КузГТУ им. Т.Ф. Горбачёва приглашает ребят, увлечённых химией, поступать на профильную кафедру «Химическая технология твёрдого топлива». Обучение здесь даёт возможность студентам получать помимо крепкой теоретической базы ещё и опыт: проходить практику на базе индустриального партнёра, готовить свои выпускные квалификационные работы при поддержке ведущих технологов предприятия. Ещё один бонус для студента – возможность заключения договора о целевой подготовке с ПАО «Кокс» с выплатой повышенной стипендии и гарантией последующего трудоустройства.
Занимаясь наукой на базе университета, свои исследования можно представить не только на площадках вуза, но и на Научной практической конференции Промышленно-металлургического холдинга. И зарекомендовать себя в качестве молодого исследователя.
Шаг 5. Продолжать развиваться в науке
После получения диплома бакалавра молодые люди начинают работать по профессии и, как правило, продолжают обучение в магистратуре. У молодого специалиста появляется возможность вести научные разработки не только на базе университета, но и на предприятии.
Центральная заводская лаборатория ПАО «Кокс» обеспечена современным оборудованием, которое даёт возможность вести разработки предложений, направленных на совершенствование технологических процессов, повышение качества продукции, снижение затрат на её производство, уменьшение вредных выбросов, участие во внедрении рационализации в технологию, в освоении новых установок и оборудования. На заводе много лет действует Программа тотальной оптимизации производства, направленная на совершенствование технологических процессов, повышение экологичности, экономию ресурсов, оптимизацию труда и адаптацию к изменениям среды и рынка. За свои проекты рационализаторы получают денежное вознаграждение.
Президент Владимир Путин дал установку наладить системную работу по подготовке научных кадров по всей стране, разработать единые подходы. Он выразил надежду, что в будущем удастся развернуть производственные площадки и создать замкнутый цикл подготовки – от школы до производства. В Кузбассе такие производственные площадки уже есть. И опыт подготовки научных кадров при совместном взаимодействии школ, центров развития детей, университетов и производственных предприятий имеется. Будем совершенствовать его дальше.