Будущее – за электротранспортом

28 ноября 2023 | Андрей Ермолюк

Фото Сергея Гавриленко.

На тематической секции научно-практической конференции «Развитие производительных сил Кузбасса» руководители различных уровней из Минтранса России и Кузбасса, органов местного самоуправления и представители различных компаний обсудили перспективы системы пассажирских перевозок.

 Задача федерального уровня

Несмотря на растущий уровень автомобилизации населения, власти нашей страны уделяют особое внимание развитию общественного транспорта. В приоритете – обновление подвижного состава.

«Общественный транспорт во всех регионах страны должен, конечно, не ветшать, а молодеть. Эта задача должна быть обязательно выполнена. Прошу правительство принять здесь все необходимые меры», – заявил в ходе одного из недавних заседаний Государственного совета Владимир Путин.

Происходящие в Кузбассе процессы укладываются в поручения главы государства. На сегодняшний день в регионе обновили 61 процент автобусов (1241 единица) и 27 процентов городского электротранспорта (41 трамвай и 64 троллейбуса).

«Конечно, до идеала нам далеко. Поэтому поставлена задача: к 2030 году полностью газифицировать автобусы, на 100 процентов обновить общественный транспорт и инфраструктуру. В Кемерове и Новокузнецке должно быть по 100 электробусов», – рассказал министр транспорта Кузбасса Сергей Рубан.

Для реализации этих планов региону потребуется решить ряд сопутствующих задач. Пожалуй, самой главной из них является ликвидация кадрового дефицита транспортных предприятий. Ведь какой толк от новых автобусов, когда управлять ими некому? Как показывает опыт Москвы, привлекать специалистов в эту отрасль нужно не только достойным уровнем заработной платы, но и другими социальными льготами и гарантиями. Ещё одна перспективная цель – наладить в Кузбассе производство общественного транспорта и запчастей к нему.

Размах кузбасской столицы

Модератором тематической секции был заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта России Илья Зотов. В дни проведения научно-практической конференции он протестировал работу кемеровского общественного транспорта и поделился наблюдениями. Из достоинств эксперт выделил отображение транспорта на онлайн-картах, возможность безналичной оплаты проезда и наличие в городе выделенных полос.

«Отзывы жителей не все, конечно, позитивные по работе транспорта, и это правильно, планку нужно держать высокую, не сбавляя оборотов. В целом если сравнить работу общественного транспорта Кемерова со Ставрополем или Калугой, тут всё, скажем так, идеально», – отметил Илья Зотов.

В столице Кузбасса модернизация транспорта стартовала в 2019 году. Первой её составляющей стала оптимизация маршрутной сети. Дублирующие маршруты были ликвидированы, а коммерческие (с префиксом «Т») – отменены. Сеть сократилась с 207 до 170 маршрутов. Снизилась и нагрузка на дороги. Если раньше на них выходили 679 единиц транспорта, то теперь – 493. Вторая составляющая перемен – обновление подвижного состава. На смену пазикам пришли новые комфортные низкопольные автобусы большой вместимости, работающие на экологически чистом топливе. За четыре года был приобретен 381 автобус: 294 – на средства регионального и муниципального бюджетов, 40 – по национальному проекту «Безопасные качественные дороги», 47 – на средства перевозчиков.

Ещё одним важным новшеством стало распространение возможности безналичной оплаты проезда. В 225 автобусах и 12 троллейбусах установлены валидаторы. В остальном транспорте оплатить проезд можно с помощью терминала, который находится у кондуктора или водителя. Судя по статистике, кемеровчанам нововведение пришлось по вкусу: если в 2019 году доля оплаты безналичным способом составляла 16,6 процента, то к 2023 году она выросла более чем в пять раз и составила 89,2 процента. В этом году начали внедрять ещё один способ оплаты безналом: по QR-коду через СБП (Систему быстрых платежей).

Новые автобусы оснащены навигационным оборудованием, благодаря чему пассажиры могут планировать поездки. В онлайн-режиме отображается местонахождение транспорта и его время прибытия на остановку, которое в зависимости от дорожной ситуации может отличаться от заявленного в расписании. Узнать, через сколько придёт нужный автобус, можно и с помощью электронного табло на остановке. Сейчас установлено 11 табло. В масштабах полумиллионного города это немного, но начало положено.

Метро – будет! Наземное

Федеральные эксперты называют Кузбасс одним из лидеров среди российских регионов с сфере развития городского электротранспорта. Трамвай и троллейбус представлены в пяти городах: Кемерове, Новокузнецке, Ленинске-Кузнецком, Прокопьевске и Осинниках. Регион входит в десятку по протяжённости трамвайных (275 километров) и троллейбусных (195 километров) путей. Поэтому участвовать в федеральной программе развития городского электротранспорта Кузбассу просто необходимо.

«Мир сейчас живёт в эпоху трамвайного ренессанса. Всё чаще мы слышим заключения экспертов-транспортников о том, что трамвай имеет большую провозную способность при более высокой эксплуатационной скорости и при этом занимает гораздо меньше места в городе, чем те же автобусы. Именно поэтому электротранспорт относится к приоритетным направлениям развития транспорта в Кузбассе», – отметил директор Проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Денис Новохацкий.

В вышеупомянутой кузбасской столице за обновление электротранспорта взялись сразу же после обновления автобусов. В этом году на маршрут № 15 вышли «Адмиралы» – троллейбусы с автономным ходом. Благодаря возможности передвигаться без использования контактной сети их конечная точка следования не ФПК (как было ранее), а микрорайон Южный. Тем самым растёт пассажиропоток и улучшается транспортная доступность этой части Заводского района. В следующем году на улицах областного центра появится 50 таких троллейбусов – торги на их приобретение уже объявлены.

Иначе обстоит дело с наземным аналогом метро – трамваями. Существующая сеть сильно изношена, поэтому реконструкция сейчас является приоритетом. Осуществить её планируется в ближайшие пару лет, а уже потом, в 2025–2027 годах. приобрести 60 новых трамваев.

Хорошо забытое старое

Выступая на научно-практической конференции, первый заместитель главы города Кемерово Василий Мельник поделился планами на строительство двух канатных дорог. Первая из них, протяжённостью 900 метров, соединит музей-заповедник «Красная Горка» и «Парк Чудес». А вторая, длиной около 2,5 км, соединит центр города с Рудничным бором. Планируемый пассажиропоток на обеих канатных дорогах составит более тысячи человек в сутки.

По замыслу городских властей, появление канатных дорог сделает Кемерово более привлекательным для туристов. Но не исключено, что пользоваться ими вовсю будут и местные жители. Как это происходит, например, в Нижнем Новгороде, где круглый год работает канатная дорога в город-спутник Бор.

Сама по себе идея строительства в Кемерове канатных дорог не нова. Она широко обсуждалась более десяти лет назад. Правда, в несколько другом виде – от «Парка Чудес» до соснового бора в Рудничном районе. Дальше разговоров тогда дело не пошло. Как будет на этот раз – узнаем в ближайшие годы.

Наша справка

Годовой пассажиропоток в общественном транспорте Кузбасса – 277 млн человек. Цель на 2030 год – увеличить его до 400 млн человек.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo