В феврале Кузбасс широко отметит 100-летие гражданской авиации. Мероприятия в честь этого юбилея также планируется проводить в течение всего года. 9 февраля в Кемерове и Новокузнецке пройдут торжества, в концертной программе выступят лучшие коллективы региона.
Также запланированы выставки фотографий, лётной формы на манекенах, интерактивные сенсорные стенды с историей авиации, фотозона в виде кабины самолёта с креслом лётчика, фотобудки для моментальной фотографии. В соцсетях будут разыгрывать сувениры, авиабилеты.
Профильные министерства подготовили целую программу для популяризации авиационной отрасли – выставки, акции, конференции, экскурсии, посвящённые истории и современной деятельности гражданской авиации. Юным кузбассовцам расскажут об исторических событиях, связанных с образованием отрасли, об авиационной технике.
Так, с 9 по 15 февраля запланирована «Неделя авиации в Кузбассе»: в государственных учреждениях культуры пройдут праздничные мероприятия, например, будет организован цикл встреч молодёжи с пилотами гражданской авиации «О небе и о себе». В рамках мультимедийного выставочного проекта «Гражданская авиация России – 100 лет в небе и на земле» для детей и молодёжи пройдут экскурсии с посещением международных аэропортов в Кемерове (им. Алексея Леонова) и Новокузнецке (им. Бориса Волынова). Проект посвящён истории гражданской авиации, людям, внёсшим вклад в её становление и развитие в России и нашем регионе.
«В Кузбассе сильная авиационная история, для нас это очень важное событие. У нас два международных аэропорта, поэтому столицами празднования станут Кемерово и Новокузнецк. В честь людей, которые создавали гражданскую авиацию Кузбасса, мы должны провести этот праздник достойно», – подчеркнул губернатор Сергей Цивилев.
Взлётною полосой перед тобой вся жизнь
Тем временем журналисты и блогеры вместе с главой региона проинспектировали ход работ по реконструкции взлётно-посадочной полосы аэропорта имени А.А. Леонова в Кемерове.
До конца октября в рамках первого этапа планируется реконструировать 1020 метров ВПП, часть рулёжной дорожки и очистных сооружений, участок ограждения протяжённостью 380 метров, обновить объекты метеооборудования и провести другие работы.
Сейчас идут подготовительные мероприятия: выполнение кабельных переходов методом горизонтального бурения с укладкой труб, закупка стройматериалов. Уже завезено 28 тысяч кубов щебня, в феврале планируется завезти ещё порядка 50 тысяч, чтобы в апреле начать использовать их в строительстве. На объекте задействовано 44 человека и 22 единицы техники.
«Реконструкция взлётно-посадочной полосы в кемеровском аэропорту входит в перечень поручений президента Владимира Владимировича Путина, она включена в программу социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года. Это будет взлётно-посадочная полоса, соответствующая самым современным требованиям по безопасности. Она сможет принимать все существующие типы воздушных судов. Дополнительное современное светосигнальное оборудование повысит эксплуатационные характеристики полосы и комфорт для пилотов», – отметил Сергей Цивилев.
Кроме того, в план работ входят: реконструкция участков середины и второго торца взлётно-посадочной полосы, рулевой дорожки, устройство светосигнального оборудования, расширение перрона, оснащение периметрового ограждения техническими средствами охраны, строительство площадки для противообледенительной обработки воздушного судна, строительство аварийно-спасательной станции, а также патрульной дороги.
Первый этап, в который входит реконструкция, планируется выполнить в 2023 году. Общая протяжённость ВПП в аэропорту Кемерово составляет 3,2 километра, к выполнению первого этапа уже приступили.
Гендиректор кемеровского аэропорта Николай Тарануха отметил, что полностью завершить реконструкцию к 2027 году удастся, если тендеры на все последующие этапы «успешно состоятся и все работы будут выполнены в соответствии с графиками». Проектная документация подготовлена в полном объёме.
Подрядчиком первого этапа реконструкции выступает АО «Производственное объединение «Возрождение» (Санкт-Петербург), которое ранее выполняло работы в красноярском аэропорту «Емельяново» и петербургском «Пулково». Сумма контракта с подрядчиком – 3,271 млрд рублей (с НДС), источник финансирования – федеральный бюджет.
Число маршрутов растёт
Вечерние авиарейсы Кемерово – Москва возобновят. Они будут выполняться авиакомпанией «Аэрофлот» в течение всего летнего периода – с июня по август включительно. «Авиакомпания «Аэрофлот» уже открыла продажу на введённый в прошлом году вечерний рейс», – рассказал директор Международного аэропорта имени Леонова Николай Тарануха.
Также он сообщил, что согласовано расписание и ведётся продажа билетов авиакомпанией S7 на ежедневный рейс, который также запустят с летнего периода. В зимний период до Москвы рейсы выполнялись пять раз в неделю.
По словам Николая Таранухи, в 2023 году суммы субсидирования, которые выделяются на региональные рейсы, увеличились в два раза. Поэтому рейсы в Сочи сохраняются в зимний период, рейсы в Новосибирск выполняются практически ежедневно (летом – каждый день). Выполняются рейсы до Казани, Красноярска, Омска; откроется новое направление – Чита.
«Где есть потенциал, мы сразу связываем регионы напрямую. Где пока ещё спрос не дорос, там предлагаем удобные стыковки, не только через Москву», – объяснил директор аэропорта.
Рейс Кемерово – Иркутск не получил федеральной части субсидирования – решение о её выделении принимает Росавиация. Будет ещё один этап распределения субсидирования, директор выразил надежду, что субсидия будет получена и рейсы начнут выполняться.
Как подчеркнул министр транспорта Кузбасса Сергей Рубан, в 2023 году финансирование программ субсидирования региональных авиаперевозок вырастет более чем в два раза – до 300 млн рублей. В 2019 году на субсидирование авиарейсов был выделен 21 миллион рублей, в 2020 и 2021 годах – по 126 миллионов рублей, в 2022 году – 140 миллионов. В перспективе – увеличить пассажиропоток двух аэропортов до 1 миллиона человек в год.
Что касается международного воздушного сообщения, то из кемеровского аэропорта выполняются рейсы в Таиланд и Киргизию, а также в планах есть Турция и Египет. Рейсы до Таиланда пользуются большим спросом.
«В Таиланд мы сейчас летаем и надеемся, что рейсы туда будут выполняться и летом тоже. Начали с одного раза в две недели, плюс добавили ещё одну так называемую «цепочку»: еженедельный рейс и плюс ещё раз в 10 дней», – сказал Николай Тарануха.
С конца февраля самолёты из Кемерова начнут летать в Киргизию, город Ош. Рейсы приостановили на период низкого спроса, однако традиционно он пользуется популярностью летом.
«Надеемся на Турцию, надеемся на Египет. Эмираты нам не обещают программ, остальные страны для россиян закрыты. Спрос был на полёты в Китай, но пока это направление для России недоступно», – отметил директор аэропорта имени Алексея Леонова.
На очереди – Шерегеш
Планы на ближайшие пять лет у авиаторов, строителей и Министерства транспорта Кузбасса очень масштабные. «Мы планируем в 2027-2028 году иметь в Шерегеше готовый, введённый в эксплуатацию аэропорт», – сказал Рубан.
По его словам, стоимость строительства аэропорта оценивается в 15 миллиардов рублей, в том числе порядка 10 миллиардов – аэродромная инфраструктура, 5 – терминал. Сейчас готовится разработка проекта воздушной гавани.
Ожидается, что протяжённость взлётной полосы в аэропорту близ Шерегеша составит порядка 3 км, она будет принимать основные типы воздушных судов. «Есть много аэропортов, в которые можно заходить только с одного направления, в шерегешский можно будет заходить с двух направлений», – отметил министр транспорта.
Завершение первого этапа проектирования – разработка концепции аэропортового комплекса горнолыжного курорта «Шерегеш» – запланировано на апрель 2023 года, полное завершение проектных работ, включая получение положительного заключения государственной экспертизы, планируется во втором квартале 2024 года.
Согласно техзаданию в составе тендера на проектирование, ВПП в Шерегеше должна иметь класс В, чтобы принимать лайнеры Вoeing-737-800, A320 и российские Superjet. Аэровокзал должен быть рассчитан на приём 200 тысяч пассажиров в год (пропускная способность до 200 пассажиров в час). Его ориентировочная площадь составит 4-5 тысяч «квадратов», этажность и наличие телетрапов разработчик должен решить в ходе изысканий.
В мае 2021 года в аэропорту Кемерово был открыт новый терминал стоимостью 5 млрд рублей и площадью 11,6 тыс. кв. метров с двумя телетрапами. Он позволил увеличить пропускную способность аэропорта с 200 до 460 пассажиров в час.