Мы шли на сеанс фильма «Бендер: Начало» с сильным опасением и заниженными ожиданиями. Почему? Вы вспоминаете много хороших фильмов, сделанных по мотивам советской классики? В лучшем случае, нам вспоминается ремейк «А зори здесь тихие» 2015 года. И то, хоть он и был хорош, до уровня оригинала ему все равно далеко. А чаще вспоминаются такие «шедевры» как «Ирония судьбы. Продолжение», «Джентльмены удачи» 2012 года и, да не будет упомянут всуе, «Кавказская пленница » 2014 года. Почему так выходит? Сложный вопрос. Иногда создатели откровенно халтурят и выдают фильм переснятый кадр в кадр. Только все сделано убого и на отвали. Иногда проявляют долю ответственности и креативности: хотя бы пытаются сделать что-то новое и показать историю под другим углом. И чаще всего получается не очень. «Бендер: Начало» произвел на нас двоякое впечатление. Почему? У Кинокузбасса есть своя версия.
Сюжет
Сразу стоит отметить, история фильма имеет очень мало общего с фильмами «12 стульев» и «Золотой теленок». С произведениями Ильфа и Петрова – тем более. Создатели решили оставить в покое любимого зрителем советского Остапа Бендера, хоть на этом спасибо. Они решили выдать предысторию персонажа. Действие происходит на юге России, у Черного Моря. Авантюрист, мошенник и турецко-подданный Ибрагим Бендер, сыгранный Сергеем Безруковым, случайно узнает о реликвии: драгоценном жезле, который большевики хотели продать за границу. Но достать его вовремя, у него не выходит, охота осложняется. Позже судьба сводит его со вторым главным героем – непутевым артистом Осей Задунайским, сыгранном Арамом Вардеваняном. Ося сдружился с местными бандитами, пытаясь выяснить, кто его отец (мы работаем без спойлеров, но поворот уже очевиден). Дело осложняется постоянной сменой власти в регионе и конфликтом с местными бандитами. Сперва, героев чуть не расстреливают красные, а потом пытаются достать белые. Но главную угрозу представляет глава местных криминальных элементов, с невестой которого Ося успешно крутит притянутый за уши роман. И теперь герои пытаются достать драгоценную реликвию и при этом не попасться бандитам, белогвардейцам и другим недоброжелателям.
Задумка сценаристов вполне жизнеспособна. В целом, сюжет не так уж и плох, хотя и полон глупостей и череды удачных сценарных совпадений. За героями и их авантюрами достаточно интересно наблюдать. Однако хорошие моменты тут же перекрываются феноменальными в своей нелепости сценами. Одна из любовных линий выглядит откровенно притянутой за уши. Другая выглядит так, будто сценарист пересмотрел порнографии и решил взять один из сюжетов на вооружение. Впрочем, она хотя бы логична, в отличие от десятка сцен, где злодеи держат героев на мушке, но не пристрелят – классика глупых клише.
В фильме полно попыток создателей уйти в экшен сцены. И тут все вышло 50 на 50. Некоторые сцены вполне удались, но при этом ничуть не меньше сцен, постановка которых находится на уровне спектакля ясельной группы. Особенно слабыми в фильме получились погони. Создатели кинополотна пытались сделать кривой паркур, или хотя бы напряженный бег через препятствия. Но на выходе получились игры в салочки среди умалишенных. Порой хотелось закрыть глаза от вида побегушек в трёх соснах, где преодоление персонажами пяти метров пытаются выдать за погони уровня Джеймса Бонда или Джейсона Борна. Догонялки – самая слабая и кривая часть фильма. При этом они происходят почти каждые двадцать – тридцать минут фильма. С перестрелками тут всё идёт через раз: одна неплохая, а следом за ней нелепица уровня старых турецких боевиков.
Ещё одна проблема кинополотна в том, что оно выглядит как дорогой российский сериал, который решили прокатить в кинотеатрах. То, что главный сюжет обрывается на полуслове, и что ещё две части выйдут уже в этом году — лишь подтверждает обозначенное. Казалось бы – не беда, советские экранизации тоже шли по несколько серий. Но в конце «Бендера» остается ощущение, что нам подали недоделанный продукт, или только часть цельного произведения. Во многом это связано с концовкой. Ничто не предвещало, что фильм подходит к концу, но тут, как по щелчку, пустили титры. Пожалуй, нам не хватило какой-то высокой ноты, после которой мы поняли бы что все – тут можно ставить точку. По сюжетному накалу развязка очень слабая, что не самым лучшим образом сказалось на нашем мнении о фильме.
Актёры и персонажи
Наибольшую симпатию из всех актёров лично у нас вызвал Арам Вардеванян. По внешним данным он вполне тянет на юного и зеленого Остапа, да и актёрские способности он проявляет вполне неплохие. Ещё хочется похвалить актрису Таисию Вилкову: взрослая сцена с ней – снимаем шляпы. Сценарий нелеп, но она хороша. Её коллега Юлия Макарова ничем не уступает, её персонаж тоже вызывает симпатию, а так же желание сопереживать. Местами и в эпизодах промелькнёт удачный каст: Александр Ильин, Артём Ткаченко, даже Гарик Харламов хорошо вписался в общую картину.
А вот главная звезда фильма Сергей Безруков тут колоссально не к месту. Просто осознайте, герой Сергея Безрукова – турок. Смешно? Это ещё цветочки. В данном фильме Безруков производит впечатление Саши Белого, который пересмотрел «Пиратов Карибского моря» и решил начать копировать Джека Воробья. Те же ужимки, манеры, любовь к нелепым цацкам на пальцах и шее – все будто нарочно сделано, чтобы раздразнить. Но это не вина актёра, какую установку ему дали, с такой он и шел на роль. Куда хуже обстоят дела с главным злодеем, сыгранным Никитой Кологривым. Он играет местного криминального авторитета… с усами девственника и стрижкой «горшок». Более смехотворного бандита, которого пытаются выдать за опасного типа, мы не вспомним.
Картинка и звук
Пожалуй, кого однозначно хочется только хвалить – это художники-постановщики. Тут видно, что старались умелые люди. Интерьеры, виды городов, костюмы – по большому счёту, хочется только хвалить. Но есть и бочка дёгтя. Нелеп и смешон не только глава бандитов. Вообще, все преступники тут выглядят как жертвы криворукого стилиста, посмотревшего «Острые козырьки» и решившего, что может не хуже.
Музыка в фильме очень вторична. Сходство Безрукова с Джеком Воробьем бросалось в глаза как раз за счёт саундтрека, который будто списали с «Пиратов». Но вторичность – пол беды. Местами композиции совсем не подходят по настроению сцены. Вроде сцены расстрела поезда, напрашивается что-нибудь более напряженное и жесткое, а играет мажорный мотив.
Что работает, а что нет?
Создатели фильма решили максимально отгородится от привычного всем образа Остапа Бендера. И на наш взгляд – это хороший ход. При всем старании создателей, персонаж неизбежно бы проиграл классическому Остапу. Поэтому идея показать юность Великого Комбинатора – вполне хороша. Но вот реализация была моментально похоронена из-за поведения Ибрагима Бендера. Все манеры, и афоризмы оригинального героя решили пропустить через него. И если поведение советского Бендера выглядело аутентично, за счёт общего антуража, то герой Безрукова на фоне остальных выглядит сбежавшим пациентом психушки. Кроме того, наш взгляд совсем не обязательно было добавлять линию с поиском отца – она в смотрится как калька с индийских фильмов.
Ещё в фильме чувствуется вторичность, особенно это касается бандитов. Создается ощущение, что создатели посмотрели «Острые козырьки» и решили перенести антураж оттуда. Сама по себе – идея имеет место быть. Но реализована она уж слишком явно и грубо. Некоторые монтажные и операторские приемы выглядят как неумелое подражание Гаю Ричи, особенно часто мы вспоминали его версию «Шерлока Холмса».
При этом общий антураж Черноморского города создан вполне хорошо. Ещё удалось передать хаос, вызванный революцией и гражданской войной. Сегодня анархисты друзья, завтра враги. Сегодня город под контролем красной армии, завтра его занимает белая гвардия.
Итог
Рекомендовать к просмотру «Бэндер: Начало» мы точно не будем. Откровенно плохим фильм не является, но желания советовать его как хороший фильм на день или вечер у нас нет. Кроме того, фильм не воспринимается как цельное произведение, в отличие от любой части «Властелина Колец» или хотя бы «Бегущего в лабиринте». Желания давать «Бендеру» скидку тоже нет. В этом году мы видели два отличных фильма от российских киноделов: «Майор Гром» и «Красный Призрак». Поэтому рекомендуем воздержаться от просмотра «Бэндера» в кино.