По информации Центробанка, в прошлом году жители Кузбасса почти вдвое реже жаловались на недобросовестную практику продажи одних финансовых продуктов под видом других.
Такая деятельность финансистов определяется термином «мисселинг». По сути, это обман: человеку продают не тот продукт, за которым он обратился, умалчивая о его важных отличиях. Мисселинг возможен в любой финансовой организации: в страховой компании, брокерской фирме, негосударственном пенсионном фонде… Но чаще случается в банках. В 2020 году в ЦБ РФ поступило 16 жалоб кузбассовцев на подобную практику. Годом ранее было почти вдвое больше: 29. Возможно, сказался режим антиковидных ограничений для посещения общественных мест…
Каждая вторая жалоба на мисселинг была связана с заключением договора инвестиционного страхования жизни вместо договора открытия вклада, остальные касались продажи полисов накопительного страхования жизни и услуг доверительного управления.
«Перед продажей полиса страхования жизни финансовая организация должна рассказать клиенту обо всех плюсах и минусах этого продукта. Но главное – о рисках, – поясняет управляющий Отделением Кемерово ЦБ РФ Сергей Драница. – В отличие от вклада, при досрочном расторжении договора по такому полису нельзя вернуть всю внесённую сумму, а деньги не застрахованы государством. Следует внимательно читать документы и подписывать их лишь в том случае, если не осталось вопросов. Если же потребитель понял, что купленный полис ИСЖ/НСЖ ему не нужен, он может расторгнуть договор и вернуть все деньги в течение периода охлаждения – 14 календарных дней».