Старт реформирования работы общественного транспорта в Новокузнецке был одной из самых резонансных тем последних полутора недель. Для решения проблем, возникших в первые дни начала реформы, в городе создали специальный оперативный штаб, который работает до сих пор. «Кузбасс» поговорил об этом с экспертами и представителями транспортной сферы.
Напомним, с 18 ноября в Новокузнецке изменилась структура и принципы рынка городских пассажироперевозок. Свои обязательства начали выполнять предприниматели, с которыми муниципалитет заключил контракты на очередные пять лет. Основные требования к победителям аукционов: новый подвижной состав большой или средней вместимости, безналичный прием платежей, работа по регулируемому тарифу за вознаграждение. При этом сборы с пассажиров автоматически поступают в городской бюджет, перевозчик получает оплату за машиночас. Предполагается, что такая система стимулирует предприятие не гнаться за пассажиропотоком и работать четко по графику.
Большинство лотов выиграл крупный федеральный перевозчик из Санкт-Петербурга «Питеравто». Его современные комфортабельные автобусы голубого цвета стали неофициальным символом позитивных перемен. Однако в день старта реформы у питерцев возникли проблемы: недопоставка автобусов, нехватка водителей, сбой электроники и т.д. Как следствие, рейсы задерживались. Кроме того, новокузнечане выражали недовольство новой, непривычной транспортной схемой. Недовольными оказались и прежние перевозчики, которые не стали участвовать в торгах и ушли с рынка. Мэр Сергей Кузнецов не раз извинялся перед горожанами и сел за стол переговоров с представителями местной ассоциации частных перевозчиков. Они попросили временно вернуть старые маршруты – правовую оценку этой возможности предстоит дать прокуратуре.
Выехать из тени
Решать проблему на месте в ручном режиме в Новокузнецк прилетело руководство «Питеравто». А на прошлой неделе южную столицу Кузбасса посетил губернатор Сергей Цивилев. В утренний час пик он проехал по двум маршрутам «Питеравто». Мнения, которые высказывают пассажиры на видео, выложенные в телеграм-канале Цивилев.Live, разные. В основном сами новые автобусы и периодичность движения людям нравятся, а вот маршрутная сеть устраивает не всех. Глава региона пообещал, что ее скорректируют с учетом пожеланий новокузнечан. Позже, отвечая на вопросы журналистов, Цивилев заявил, что транспортная реформа в Новокузнецке состоялась и обратного пути не будет. Более того, в свое время преобразования ждут сферу общественного транспорта всех кузбасских городов.
Новокузнецк – не первый региональный город, где проходит транспортная реформа, комментирует пресс-секретарь «Кемеровской электротранспортной компании» (КЭТК) Максим Гончаренко. Она уже состоялась в Казани, Перми, Екатеринбурге, Челябинске, Красноярске.
«Изменения происходят потому, что этого требует федеральный закон 220-ФЗ от 13 июля 2015 года, – напоминает собеседник газеты. – Никто никого не спрашивает, надо или нет. И вот закон как раз раскладывает по полочкам, что необходимо сделать. И первое – это отделить мух от котлет: определить маршруты, по которым осуществляется проезд по регулируемому тарифу, и по которым – по нерегулируемому».
В Новокузнецке долгое время подавляющее большинство транспорта работало по нерегулируемому тарифу, а автопарк в основном составляли маршрутки-ПАЗики. Муниципальный транспорт, в отличие от Кемерова, никакой конкуренции для них не представлял, поэтому частники могли сами устанавливать правила игры. Рычагов влияния на недотируемый сегмент пассажироперевозок, работающий по серой схеме, практически нет, говорит эксперт.
«Смысл закона очень неплохой, – продолжает Гончаренко. – Он пытается дать пассажиру цивилизованный выбор, на чем ехать, он пытается упорядочить работу на маршрутах – чтобы на одном и том же не конфликтовали частники и те, кто перевозит по регулируемому тарифу. Именно поэтому закон требовал реформировать маршрутную сеть: четко установить, какие будут в городе маршруты, и как минимум на пять лет закрепить статус-кво, чтобы они не появлялись из ниоткуда».
В Новокузнецке остались малочисленные маршруты с нерегулируемым тарифом, но это глубоко периферийные, подвозящие маршруты, отмечает собеседник газеты.
«Именно по этому пути пошел Красноярск, только у них транспортная реформа более тщательно готовилась, гораздо менее конфликтно принималась, и у них не зашел сторонний перевозчик, – говорит представитель КЭТК. – Новые правила игры объявили для старых игроков. Они поняли, что либо они работают по новым стандартам, в одинаковых условиях, либо их на рынке просто нет».
Цифры
Действующая структура новокузнецкого автобусного общественного транспорта на 27 ноября выглядит следующим образом. «Питеравто» – 220-240 автобусов (всего должно быть 280). «ГК Профи» – три новых автобуса на маршрутах № 50, 18 и 24 по новым контрактам плюс маршруты 345 и 27к – по истекающим. ИП Илья Тибейкин победил в аукционе на маршрут № 22 – два новых автобуса + резервные. Маршрут 82 и 2 на новых автобусах обслуживает ИП Александр Потанин.
У крупных городских автопредприятий остался прежний подвижной состав. ПАТП-1 как минимум до января обслуживает маршрут 64Б (два автобуса). ПАТП-4 также до января работает на маршрутах 87 и 4, по которым аукцион признан несостоявшимся и муниципальный контракт не подписан. На линию выходит порядка 40 автобусов.
ПАЗик не у дел?
Муниципальная и региональная власть неоднократно подчеркивала, что конкурс на право перевозить пассажиров в Новокузнецке был прозрачным, а условия – равны для всех. Тем не менее большинство частников отказались в нем участвовать.
«Брутто-контракт подразумевает наличие сертифицированной базы, лицензированного персонала, 10% от суммы контракта должны лежать на счету неприкосновенно на тот случай, если перевозчик что-то нарушит, – объясняет председатель мандатной комиссии по депутатской этике и регламенту Парламента Кузбасса, исполнительный директор ИП-перевозчика по кемеровским «афганским» маршрутам № 40 и 50 Игорь Кошелев. – Условно говоря, три минуты вперед, три минуты назад – штраф. Это критерии для идеальных условий, при которых в городе нет пробок, нет ДТП… Наконец, новый газомоторный «Волгобас» стоит 12 млн рублей, а в лизинг – еще дороже. Когда перевозчики все это просчитали, то решили, что такой кредит никто им не даст. То есть условия были невыполнимые».
Частные пассажироперевозки становятся все более убыточными, отмечает наш собеседник: если десять лет назад в Кемерове на линию выходило 600 маршруток, то сейчас – вдвое меньше. ПАЗы, которые буквально вывезли ситуацию с общественным транспортом в тяжелые 90-е, сейчас оказываются не у дел. Альтернативы этой машине по соотношению цена-качество для малого бизнеса Кошелев не видит.
Руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Денис Новохацкий напомнил, что в системе городских пассажироперевозок остались три ИП.
«Транспорт не обязательно должен быть большой вместимости, возможно – средней, – объясняет он. – «ГК Профи», например, заключили новый контракт на пять лет (перевозчик на маршруте 345. – Прим. авт.). Это обязывает их предоставить банковскую гарантию на тот же срок – это достаточно большая сумма. И перевозчик не испугался этих условий, купил новые автобусы, причем не отечественные, а импортные, китайские – чуть дороже, чем российские. Он их полностью оборудовал. ПАЗы в новых условиях на рынке пассажироперевозок остаться не могли: автобусы должны быть низкопольные либо полунизкопольные, с задним расположением мотора, поскольку только такая конфигурация кузова может обеспечить низкопольность».
Питер срезает углы
На критику в адрес новой транспортной схемы, разработанной московской компанией, Новохацкий отвечает так: это был только каркас маршрутной сети, который глобально дорабатывался изначально и дорабатывается сейчас. Представитель муниципалитета не отрицает проблем, к примеру, в Заводском районе. По его словам, будет объявлен конкурс на дополнительные маршруты, и местные игроки могу побороться за контракты.
Как рассказал представитель проектного офиса, основные острые углы реформы по части работы «Питеравто» сглажены. В парке перевозчика 220-240 автобусов (по состоянию на 27 ноября). По контракту должно быть – 280, оставшиеся волгобасы-гармошки и автобусы марки «КАЗ» обещают поставить в ближайшее время.
«Что касается выпуска подвижного состава на линию – на сегодня эта ситуация разрешена, – говорит Новохацкий. – Первые графики у нас выходят абсолютно в срок, и никаких задержек нет. Что касается электроники. С самого начала, как только проблему выявили, в городе работает несколько бригад настройщиков – вопросы решаются. Валидаторы подключили. Конечно, «Питеравто» еще раз нужно будет все проверить перед запуском (до 1 декабря проезд в автобусах перевозчика был бесплатный. – Прим. авт.)».
С двух крупных городских автотранспортных предприятий, которые частично продолжают работать, по данным источника, сократили 52 человека. При этом в «Питеравто» требуется порядка 600 водителей. Всего их должно быть около 700. На вечер 27 ноября перевозчик трудоустроил 360, 118 из которых – местные жители. «Питеравто» накануне сообщил о повышении зарплаты водителей и приглашает на работу женщин.
«Я считаю, что одномоментный переход на новую систему – более правильный, – комментирует Денис Новохацкий. – В бюджете Перми, которая переходила постепенно, образовался огромный кассовый разрыв. Город недополучил денег, поскольку оставил нерегулируемый тариф. Грубо говоря, у нас ядерная бомба упала один раз – 18-19 ноября, а в Перми она падает каждый раз, как только отменяют часть старых маршрутов и внедряют новые».
Когда в систему пересадочного тарифа и брутто-контракта интегрируют электротранспорт? Как только удастся решить вопрос с его недофинансированием, которое собеседник газеты называет глобальным.
Прямая речь
Председатель комитета по вопросам промышленной политики, ЖКХ и имущественных отношений Парламента Кузбасса Владимир Вильчиков:
– Необходимость транспортной реформы не оспаривается, она давно назрела. Парк требует обновления. И благодаря реформе в Новокузнецке кардинально заменили весь транспорт, а не собирали по разным программам. Плохо, что подвела компания «Питеравто». Но нужно делать скидку на пандемию, когда многие заводы несвоевременно выполняют обязательства. Тем не менее большую часть автобусов они поставили и зашли. Часть недопоставили – это, помимо недостатка водителей, привело к тем проблемам, которые мы получили.
В Кемерове в плане общественного транспорта в принципе другая ситуация и другие традиции. Я знаю, что администрация города готовится к подобным преобразованиям, но здесь, я думаю, будет более мягкий вариант.
Считаю, что нужно все сделать для того, чтобы на рынке остались местные перевозчики. В этом много плюсов. Во-первых, мягче будет вход в систему. Но для этого нужна воля самих перевозчиков. В Новокузнецке они не смогли договориться.
Я ездил в Казань знакомится с их опытом проведения транспортной реформы. У них она прошла десять лет назад. Сторонний игрок там не зашел. Понятно, что кто-то из местных остался за бортом: было 2500 маршруток, а стало чуть больше 1000 автобусов. Но там тем не менее частники смогли объединиться, чтобы создать компании, купить автобусы в лизинг, зайти на лоты и остаться в этом рынке. Хотя знаю, попытки инорегиональных структур зайти там тоже были. Надеюсь, что частные перевозчики Кемерова и других городов извлекут уроки из ситуации в Новокузнецке и найдут варианты на каких-то условиях объединиться. Более крупным компаниям проще вступить в лизинговые отношения, купить автобусы. ПАЗик в свое время действительно нас выручил, но сегодня есть более комфортабельный общественный транспорт – низкопольный, в котором более уютно чувствуют себя пассажиры. Конечно, нужно переходить на эти новые модели и на новые отношения.