Снегопады и гололед серьёзно осложняют жизнь автовладельцев. Всплеска тяжёлых аварий удается не допустить, однако количество «мелких» ДТП, по данным ГИБДД Кузбасса, в зимние месяцы возрастает в разы. Что делать, если виновник дорожного происшествия не имеет полиса ОСАГО?
Не идеальная ответственность
Реформа ОСАГО, направленная на определение индивидуальной цены полиса для каждого водителя, начинает приносить плоды. Число кузбассовцев, отказывающихся страховать свою «автоответственность», понемногу снижается. Если в 2018 году инспекторы областной ГИБДД оформили более 78,2 тыс. протоколов за отсутствие у водителей полиса ОСАГО, то в 2019-м статистика понизилась до 71,8 тыс. случаев, а в 2020-м – до 51,6 тыс. случаев. Но и эта цифра колоссальна. В масштабах России езда без полиса за 9 месяцев 2020 года заняла шестое место в антирейтинге самых распространённых причин штрафов за нарушение ПДД.
Те, кто пытаются сэкономить на страховке, ссылаются на свою аккуратность. Мол, зачем «кормить» страховые, если за столько времени полис ни разу не пригодился.
Система автоматического отслеживания ОСАГО в масштабах России пока не работает. Если до 2014 года за отсутствие ОСАГО можно было лишиться номеров, то потом это наказание отменили. Сегодня Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает для водителя лишь два вида наказания. Первый – штраф в размере 800 рублей, если он не оформил страховку вообще. И второй – штраф 500 рублей, если оформил бумажный полис, но не взял его с собой, а также если использует автомобиль в период, не предусмотренный полисом ОСАГО. Например, ездит на нём в феврале, тогда как в полисе указана эксплуатация с апреля по сентябрь. (Ст. 12.3 и 12.37 КоАП РФ).
Даже если водителей штрафуют за одно и то же нарушение несколько раз (а такое, по свидетельству сотрудников ГИБДД Кузбасса, не редкость), некоторые всё равно считают это более выгодным, чем покупать страховку.
«Выгода» улетучивается при первом, даже незначительном ДТП. Стоимость покраски одного элемента кузова в Кемерове начинается сегодня от 6000 рублей. Это вполне сравнимо со средней стоимостью полиса на авто комфорт-класса для аккуратного водителя. Но для того чтобы найти маляров, согласных покрасить крыло или бампер за такие деньги, придётся хорошо побегать. Зачем потерпевшему искать дешёвый автосервис, где люди, скорее всего, работают по принципу «на коленке в гараже»? Значит, все затраты на ремонт лягут на виновника аварии. И они вряд ли ограничатся указанной суммой. Но этот человек в данном случае накажет себя сам.
Алгоритм действий для потерпевшей стороны
Что делать потерпевшему, чтобы получить компенсацию с незастрахованного виновника?
«Если у одного из участников ДТП отсутствует полис ОСАГО, необходимо сообщать об этом в полицию и ожидать прибытия сотрудников ГИБДД, – напоминает заместитель начальника отдела пропаганды ГИБДД Кузбасса Анна Танцерева. – Если виновник ждать не намерен, потерпевшему следует записать его данные или хотя бы марку и госномер автомобиля и всё равно дождаться инспектора ГАИ. Второму водителю в таком случае грозит ответственность за оставление места ДТП».
Напомним: при отсутствии признаков уголовных деяний (к которым относят причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека или его смерть) водителю, покинувшему место аварии, грозит лишение прав на срок от года до полутора лет либо административный арест на срок до 15 суток.
А если виновник уговаривает потерпевшего вообще не вызывать ГАИ и обещает покрыть ему все расходы на ремонт в полном объёме? Или уверяет, что оформит полис задним числом и сделает всё через страховую компанию?
«Верить таким обещаниям крайне рискованно, – считает юрист Андрей Дубский. – Во-первых, ответственность за оставление места ДТП в этом случае будет нести не только виновник аварии, но и потерпевший водитель тоже.
Во-вторых, оформить полис ОСАГО задним числом нельзя. Как правило, все новые договоры вступают в силу на следующий день после подписания бумаг и уплаты страхового взноса. А полис, оформленный в электронном виде, – через три дня. «Вручную» внести изменения в электронную базу система не позволит.
В-третьих, если виновник откажется потом от своих обещаний, без официальной справки о ДТП потерпевший вообще не сможет ничего доказать, и оснований для обращения в суд с иском к ответчику у него тоже не будет. Поэтому я советую соблюдать все формальности и придерживаться следующего алгоритма действий.
Ещё до приезда полиции сфотографируйте с помощью телефона или запишите на видео все повреждения автомобиля и общую картину ДТП.
Попросите инспектора ГИБДД сообщить вам контактные данные виновника аварии: ФИО, место регистрации и фактического проживания, номер телефона.
Для суда потребуется оценка причиненного ущерба. Проведите независимую экспертизу в компании, которая имеет соответствующую аккредитацию. Иначе суд не станет учитывать её заключение.
Заранее уведомите виновника ДТП о месте и времени проведения независимой досудебной экспертизы. Это можно сделать телеграммой или заказным письмом. Даже если он проигнорирует возможность участия, то не сможет отрицать, что знал о ней.
Самостоятельно или с помощью юриста составьте исковое заявление в суд. Приложите к нему копии своих документов на автомобиль, а также копии справки о ДТП, постановления об административном правонарушении, уведомления в адрес виновника о проведении экспертизы, оригинал отчёта об оценке и платёжные документы, подтверждающие все ваши расходы.
Судебные разбирательства такого рода длятся в среднем полгода. Вероятность взыскать с виновника средства на ремонт авто, а также компенсацию за причинённый вам моральный вред и штраф за отказ удовлетворить ваши требования в досудебном порядке, велика. При условии, что у него есть источник дохода, на который можно обратить взыскание.
Важное уточнение. Если виновник аварии передвигался на машине в связи с выполнением своих трудовых обязанностей, взыскивать ущерб нужно будет с его работодателя. А если в результате ДТП был причинён вред здоровью, то ущерб будет возмещать Российский союз автостраховщиков, вне зависимости от наличия у виновника полиса ОСАГО».