Какие удачные российские фильмы о приключениях и поиске сокровищ вы можете назвать? Мы, можем вспомнить только «Сердца трёх» 1992 года и советский «Невероятные приключения итальянцев в России». Во всех остальных случаях чаще вспоминаются недоразумения вроде «V центурии», «Сокровища О.К.» и другие провалы.
Но в то же время, последние несколько лет российское кино приятно удивляет в абсолютно неожиданных жанрах. «Майор Гром», «Казнь», «Красный призрак» и другие успехи. Может и на поприще приключенческого кино возникнут подвижки? Вот мы и решили узнать и отправились на сеанс фильма «Либерея: Охотники за сокровищами». Получилось ли у создателей продвинуть жанр? В целом, да. Но у фильма полно проблем. Каких? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
История фильма начинается с видов темных подземелий и многозначительного монолога главного героя про то, что «В его ситуации мог бы оказаться каждый». А потом переходит к… самокатам. Главный герой – Илья, молодой предприниматель, владеет крупным бизнесом по продаже самокатов. Безмятежную и веселую жизнь прерывает печальная новость – прабабушка главного героя умирает. Но нет худа без добра, старушка завещала ему свою квартиру. Так как Илью воспитывала прабабушка, а родителей и других родственников он не видел, то он ждёт, что будет единственным наследником. Однако, во время принятия наследства герой встречается с Аркадием – своим отцом, тому завещали небольшую сумму. Илья пытается поговорить с нежданным родственником, но отец уходит сразу после оглашения завещания. Однако, вскоре они пересекаются снова.
Илья обживается в новой квартире, но во время ремонта ломает одну из стен и находит в ней какую-то древнюю табличку. Молодой человек тут же решает похвастаться находкой и выкладывает фотографию артефакта в соцсетях. Очень скоро к нему домой в пять утра приходит неизвестный усач, и предлагает купить табличку за 20 миллионов рублей. Илья уже почти согласился, но потом начал задавать неудобные вопросы: откуда незнакомец узнал его адрес и как его нашел. Тут гость достает пистолет и начинается стрельба. Илья босиком убегает из дома и тут его подбирает Аркадий.
Выясняется, что Илья нашел «оклад» — артефакт, с помощью которого можно найти Либерею, тайную библиотеку Ивана Грозного. Аркадий, будучи археологом, посвятил свою жизнь её поискам и предлагает Ильем выступить как партнер и спонсор экспедиции. Позже они оба встречают Арину, криптографа, которая помогает им с расшифровкой текстов. Троица начинает поиски, но за ними по пятам идут конкуренты. Потомки польского дворянина Сапеги, который ещё с древнейших времен пытался отыскать Либерею.
Несмотря на многослойную экспозицию, сюжет фильма развивается достаточно быстро. Персонажи появляются вовремя и тратят на представление себя ровно столько времени, сколько нужно. Уже спустя 15 минут фильма мы имеем представление о том, кем являются персонажи и чего от них ожидать. Дальнейший сюжет идёт живо и без тормозов. Поначалу, кажется, что всё идёт отлично и у нас появился неплохой аналог «Сокровищ Нации». Но потом кинополотно заметно начинает сдавать.
Главной проблемой фильма являются главные злодеи. Первый является хладнокровным убийцей, готовым убивать людей пачками, чтобы достигнуть цели. Точнее, он таким подается. А на деле это криворукий стрелок, неспособный попасть в героя с двух шагов. Кроме того, в фильме присутствует момент, когда главный герой убегает от него по пожарной лестнице. И… усатый хитман принципиально не стреляет в него как в учебную мишень. Почему так происходит? Непонятно.
Кто является вторым злодеем, мы заявлять не будем, так как избегаем спойлеров. Однако поверьте, уже на 15 минуте вы догадаетесь, кто это, а ближе к концу вам подадут это как неожиданный поворот. И предсказуемость ещё можно было бы простить. Однако в определенный момент злодей может разобраться с героями в один щелчок. Но по какой-то неведомой и непонятной причине не делает этого и претворяется добрячком, хотя быстрее и эффективнее было бы просто избавиться от героев.
И фильм не ограничивается одной подобной условностью. В нём происходят и другие сюжетные перипетии и клише которые никто не торопиться объяснять. Они нужны только потому, что так решил сценарист. А насколько это разнится с причиной, следствием и адекватностью вопрос, видимо, второстепенный.
При этом нас не покидал главный вопрос, почему библиотеку уже несколько лет ищут иноземные поляки и их потомки, но не пытался отыскать ни один житель российской империи? Наверное, потому что они бы очень быстро нашли её, и сюжет фильма не состоялся бы. Других объяснений мы не находим.
Кинополотно страдает не только от таких заметных сценарных упущений, но и от множества мелких несостыковок. Например. Главный герой просыпается в постели с девушкой, когда к нему в дверь звонит киллер. Позже киллер попадает в квартиру и пытается убить героя. Герой убегает из квартиры и герой гонится за ним. Вопрос, куда испарилась девушка? Создатели явно добавили её в эпизод, чтобы подчеркнуть маскулинность главного героя. А потом успешно забыли как про отработанную декорацию. И таких моментов в фильме очень много.
При этом фильм очень удачно использует особенности собственного жанра. Здесь у нас и подводные катакомбы и замковые подземелья и артефакт спрятанный в племени ненцев. Происходящий сюжет не смотрится как побегушки героев в трёх соснах, а как полноценное приключение по просторам великой и необъятной.
Кроме того, в фильме трио главных героев действительно выглядит как полноценная команда. Здесь все основные персонажи и их навыки одинаково важны для сюжета. Их способности не выглядят притянутыми за уши, а очень лаконично вписываются в повествование. Причем порой с очень неожиданной стороны.
Кроме того, создатели не пытаются идти на поводу у иностранных клише и очень хорошо адаптируют жанр к современным российским реалиям. Например, криптограф расшифровывает тексты не сидя за ними по несколько часов, а с помощью нейросети собственной разработки, которая за считанные секунды расшифровывает текст.
По итогу, основной сюжет фильма можно было бы назвать хорошим, если бы он не был соткан из такого количества противоречий, нелепостей и преступлений против здравого смысла. При этом у фильма есть и достоинства, за которые можно похвалить. В целом, от сюжета у нас остались довольно противоречивые впечатления. Поэтому за него фильм получает лишь полбалла.
Персонажи и актёры
Тихон Жизневский и Диана Пожарская выглядят живо и вполне располагают к себе. Непривычно и оригинально смотрится Алексей Серебряков, тут актёр предстаёт чудаковатым и несколько асоциальным ученым. Но, он отлично вписался в амплуа и располагает к себе необычным амплуа.
Слабо в фильме смотрится персонаж Артёма Ткаченко. Но зная, на что способен актёр, мы упрекаем исключительно сценаристов писавших персонажа и режиссера, дававшего указания.
Большая часть актёров смотрится неплохо и в целом, все на своих местах. Поэтому за каст фильм получает плюс, хоть и с оговорками.
Картинка и звук
Визуально фильм достаточно неплох. Картинка насыщенная и приятная глазу. Также очень хорошо постарались декораторы, которые отвечали за древние гробницы. Самая лучшая и дорогая визуальная часть фильма – исторический флешбек с батальной сценой. Но при этом у фильма есть и заметные проблемы в сценах с компьютерной анимацией. И самое главное, создатели могли просто не добавлять данные моменты. Хронометраж потерял бы от этого минут 5, а зритель сохранил бы чувство прекрасного. В целом, визуальная часть фильма получает плюс, но с оговорками.
В плане звуковой составляющей филь ничем не примечателен. Повода для похвалы нет, но и ругать причин нет.
Итог
«Либерея: Охотники за сокровищами» вышел спорным фильмом на один раз. У кинополотна полно недостатков и достоинств, которые уравнивают друг друга. После просмотра мы не жалели о потраченном времени, но и желания пересматривать фильм у нас нет. Можем ли мы рекомендовать данный фильм к просмотру? Нет. Но и отговаривать от просмотра мы не будем. Если вам хочется сходить с семьей в кино, то «Либерея» вполне приемлемый вариант. Но ожидать от фильма чего-то крышесносного не стоит.